К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Философский рейв художника»: главные работы на дебютной выставке Фонда Ruarts

«Философский рейв художника»: главные работы на дебютной выставке Фонда Ruarts
Основательница фонда Ruarts Марианна Сардарова и арт-директор Катрин Борисов рассказали Forbes Life о любимых работах, представленных на выставке «Мягкая родина»: от философского рейва художника Сергея Ануфриева до Олега Газманова в роли акробата

Фонд Ruarts, созданный коллекционером и меценатом Марианной Сардаровой в 2003 году, открыл собственное пространство в Москве. Внутри особняка в переулках Арбата разместились постоянная экспозиция и залы для временных выставок, а еще образовательный центр, книжный магазин и кафе. В начале июня здесь также начнет работу библиотека.

Основу коллекции Фонда составляет неофициальное искусство послевоенного периода и работы современных авторов. С помощью образовательных инициатив Ruarts планируют формировать публичное представление о значимых концепциях российского искусства. Собрание фонда насчитывает более 2 000 произведений, часть из которых сейчас доступна зрителям на выставке «Мягкая родина». Основательница Фонда Марианна Сардарова и арт-директор Катрин Борисова рассказали Forbes Life про любимые работы проекта.

Сергей Ануфриев. «Небесный Кремль»

Сергей Ануфриев. «Небесный Кремль»

Марианна Сардарова: «Небесный Кремль» Сергея Ануфриева — философский рейв художника. Загадочная картина позволяет углубиться в интерпретации и фантазии. В работе есть место и для игры слов, и для образа, и для абсурда. Ее можно сравнить с психоделическим опытом: образно-ситуативная схема постоянно усложняется, абрисы пальм превращаются в силуэты электрических столбов, а призрачная зелень — в колючую проволоку. Интенсивность ядовитых, кислотных цветов доведена до предела».

Сергей Борисов. «Акробат»

Сергей Борисов. «Акробат»

Катрин Борисов: «Фотограф Сергей Борисов для меня является одним из самых значимых летописцев времени. Композиция, свет, драматургия, человек в заранее продуманном месте — в объективе Сергея все не случайно. Его «Студия 50А» была эпицентром дерзких мыслей, новых явлений, смелых концепций и фантазий в искусстве. Борисов снял всех главных участников андеграундной сцены.

Два визуальных образа на экспозиции «Мягкая родина» — «Акробат» и «Студентка» —  точно отражают суть кураторской задумки и открывают живую полемику рефлексий на тему. Фотография «Акробат» сделана в 1993 году. В роли акробата, непринужденно и ловко переворачивающего мир с ног на голову, выступает Олег Газманов. Вместе с артистом Борисов нелегально пробрался на постамент «Рабочего и Колхозницы», «взломав входной замок и вскарабкавшись по ржавой, скользкой лестнице», и сделал легендарный кадр. Сергей Борисов показал в одном снимке две эпохи и смену парадигм — советское прошлое и лихие 90-е годы, когда реальность, взгляды, ценности менялись с калейдоскопической скоростью».

Вита Буйвид. Серия Prime time

Вита Буйвид. Серия Prime time

Катрин Борисов: «Вита Буйвид – разноплановая и яркая художница из России. Ее персональную выставку «Моя любовь не струйка дыма» мы делали в ММОМА в 2016 году, там же показывали и серию Prime time. Буйвид обращается к феминистской проблематике, ставит вопрос о роли женщины в современном обществе, исследует ее социально-политическую роль. Инсталляцию можно разделить на отдельные истории как три самостоятельных произведения, но именно вместе они производят сильнейшее впечатление затаившейся женской энергии, сравнимой с сакральной силой. Модели словно пребывают в состоянии молитвенной сосредоточенности: выбора или борьбы. Сама Вита сравнивает изображенных женщин с богинями судьбы Мойрами. Каждая из них прекрасна, каждая вводит зрителя в состояние гипнотического транса».

Владимир Вейсберг. «Семь колонн, куб и сфера»

Владимир Вейсберг. «Семь колонн, куб и сфера»

Марианна Сардарова: «Каждая работа попадает в коллекцию неслучайно. Мы стараемся грамотно формировать собрание и выбирать серьезных авторов. Владимир Вейсберг начинал с возрождения искусства Сезанна и его методов нанесения краски и анализа творчества Роберта Фалька, которого художники активно превозносили как одного из лидеров неофициальной школы. Постепенно от цвета он перешел к теории Казимира Малевича «Белое на белом». В своем докладе 1962 года Вейсберг говорил о прозрачной невидимой живописи и идеальной гармонии. Он часами сидел перед композицией — для него имел значение буквально каждый миллиметр. Фигура художника уникальна. Вейсберг преподавал в МАРХИ, занимал официальную должность, и одновременно существовал вместе с неофициальным искусством».

Игорь Макаревич. «Буратино»

Игорь Макаревич. «Буратино»

Марианна Сардарова: «Эта работа уже около 16 лет в коллекции. Картина продолжает ряд проектов с выдуманным деревянным персонажем. В 1998 году появился «Малевич», портрет Казимира Малевича в стиле супрематизма, но при этом на лице мэтра нарисована маска Буратино. К 2003 году возник уже целый картинный цикл «под Малевича», в которых метафорическая фигура Буратино — главный герой».

Айдан Салахова. «Минарет №7»

Айдан Салахова. «Минарет №7»

Марианна Сардарова: «Тема, которую Айдан начала разрабатывать в 1998 году в проекте «Саспенс» — стержень ее творчества: «гендер», «женщина», «поиск всего женского». Символ минарета олицетворяет господство и власть, а также единство, учитывая его функцию в качестве места призыва к молитве. Об этой работе хочется говорить интимно, в приватной манере. Это знаковое произведение, открытое для различных интерпретаций, — важное приобретение в коллекцию Фонда».

Ольга Тобрелутс. «Антиной 2»

Ольга Тобрелутс. «Антиной 2»

Катрин Борисов: «Антиной, прекрасный юноша и возлюбленный императора Адриана, — мой любимый романтический герой. Скульптуру черного Антиноя мы вместе с Марианной Сардаровой приобрели для Фонда на ярмарке Cosmoscow. Непривычная визуальность образа заставляет зрителя разрушать мыслительные и эмоциональные связи. В этих работах есть и поиск идеального героя, и эфемерность этого идеала, и юмор. Если углубляться дальше, фарфор, из которого сделана скульптура, усиливает чувство тревожности, хрупкости образа и в целом статуса красоты. Ольга Тобрелутс затрагивает пространство личности и право видоизменяться, примерять на себя разные роли в поиске идентичности. Художница призывает зрителя к активному участию в игре конфликтных манипуляций видимой формы и метафоры. Меня эта ироничная игра очень увлекает».

Леонид Пурыгин. «СССР»

Леонид Пурыгин. «СССР»

Катрин Борисов: «Леонид Пурыгин — художник непростой судьбы. В 19 лет он пережил клиническую смерть в результате попытки суицида, после чего его мировоззрение полностью изменилось. Его редкая ранняя работа «СССР» написана в 1975 году, когда художнику было 24 года. Пурыгин создает на холсте псевдореальность, в которой есть место любви и страданию, где добро и зло экзистенциальны по своей природе, а каждый персонаж — альтер эго Леонида. Его работы подобны записям в личном дневнике, фиксирующим состояние души, воспоминания, сновидческие путешествия. Это чистый мистицизм, как и рассуждал сам Пурыгин: «Когда я начинаю писать, я проникаю в картину, я существую там, затем чувствую все «по ту сторону», а потом возвращаюсь». Сегодня художник-самоучка из кружка рисования Наро-Фоминского Дворца культуры является одним из самых дорогих авторов послевоенного неофициального искусства».

Сергей Шаблавин. «Москва» из серии «Маленькие кубики»

Сергей Шаблавин. «Москва» из серии «Маленькие кубики»

Марианна Сардарова: «Работа «Москва» продолжает серию произведений конца 1970-х годов, в которых Шаблавин изображает фрагменты реальности, помещенные в геометрическую сетчатую структуру. Художник расщепляет изображение, превращая композицию в парадокс. По его словам, идея создания этой и других подобных картин возникла вскоре после визита на квартиру друзей, во время которого он увидел, как их маленький сын играет с кубиками и пытается собрать пазл. Мы приобрели работу на аукционе Christie's в Лондоне в 2019 году. Мы давно следили за этим автором — в коллекции уже были его работы, но более позднего периода. Когда встретили эту вещь, сразу решили, что берем».

Михаил Шварцман. «Вино изумления»

Михаил Шварцман. «Вино изумления»

Катрин Борисов: «Художник-философ и ученый Шварцман свои картины воспринимал как знаковые образы, называя их «иературами» (от древнегреческого hieros — «священное» или «сокровенное»), а себя именовал «профетом». Шварцман был уверен, что искусство не должно выражать авторское «Я». Каждое произведение являлось системой зашифрованных глубинных знаний, языком абсолютов и чистых истоков искусства. Перед картиной Шварцмана образуется особое заряженное поле — при долгом рассмотрении можно ощутить, что прикасаешься к чему-то непостижимому. Будто перед тобой канонический образ из древнего храма. Картина была приобретена на аукционе Sotheby's в Лондоне в 2019 году. Мы увидели ее во время выставки топ-лотов. Несмотря на то, что в коллекции уже были четыре работы автора, эта картина — безусловный шедевр, который украсил собрание Фонда».

Эдуард Штейнберг. «Композиция с птицей»

Эдуард Штейнберг. «Композиция с птицей»

Марианна Сардарова: «Искусство Эдуарда Штейнберга — интеллектуальное послание, вобравшее в себя историю его жизни, философию и экзистенциальные рефлексии. По словам художника, он всю жизнь писал роман-исповедь, живописный «дневник с бесконечным задаванием вопросов себе и другим». Под сильным влиянием образной системы Казимира Малевича Штейнберг разработал собственную версию геометрической абстракции (мета-геометрию), в которой пластическая конструкция рассматривается как следствие духовного импульса. Через геометрические знаки (линию, крест, круг, квадрат, сферу, треугольник) Штейнберг размышлял о жизни и смерти. Эту работу мы тоже приобрели на аукционе. Пока «Композиция с птицей» единственная работа Штейнберга в коллекции».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+