«Чики» снова всех сделали: как прошла премия российских продюсеров кино и ТВ — 2021
Как и год назад, результаты премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения ясно дают понять: в России бал правят онлайн-сервисы, которые финансируют производство сериалов для своих платформ. Если еще пару лет назад лауреатами премии по большей части становились проекты, финансируемые государственными телеканалами, то результаты АПКиТ последних лет четко обозначают изменение расстановки сил в отрасли. Это хорошо демонстрирует рост выручки легальных онлайн-видеосервисов: в 2020-м он составил 52% по сравнению с предыдущим годом при общей выручке почти в 39 млрд рублей. Подобный темп наблюдался и в 2019 году, когда отрасль заработала более 25 млрд рублей. Результаты этого интенсивного роста, связанные в том числе с длительным периодом самоизоляции, отразились и на результатах продюсерских предпочтений.
Сериал «Чики» режиссера Эдуарда Оганесяна, вышедший на видеосервисе More.tv в июне 2020 года, привлек внимание к новой платформе и заставил зрителей и критиков обсуждать проект на протяжении месяцев после его релиза. Сериал рассказывает историю четырех девушек «с пониженной социальной ответственностью», живущих на юге России, которые хотят порвать со своим прошлым и открыть фитнес-клуб. На пути к своей мечте они сталкиваются с обманом, предательством близких, крахом отношений, а также криминальными группировками, крышующими бизнес в их городе.
У сериала отличный каст. Три актрисы, снявшиеся в проекте, — Ирина Носова, Варвара Шмыкова и Алена Михайлова — сразу стали звездами (четвертая — Ирина Горбачева — утвердила свой статус одной из лучших актрис российского кино). Поэтому неудивительно, что одна из пяти наград сериала была присуждена за лучшую работу кастинг-директора (Екатерина Малютина, Эдуард Оганесян). Награду «За лучший сериал» получила Юлия Иванова, генеральный директор «Марс Медиа Интертейнмент», продакшен-компании проекта. В соответствии с практикой «Оскара» приз АПКиТ за лучший проект получает не режиссер, а продюсер. «Чики» также получили награды за лучшую работу операторов (Юрий Никогосов, Михаил Дементьев) и лучшую музыку (Сурен Томасян, Иван Дорн), а Эдуард Оганесян забрал приз за лучшую режиссуру.
50 оттенков бедности: о чем на самом деле рассказывает сериал «Чики»
В 2020 году сразу два сериала стали триумфаторами по количеству наград: «Шторм» и «Эпидемия» получили по пять премий АПКиТ, разделив мнения продюсеров, критиков и зрителей по поводу того, какой проект лучше. Но в 2021 году достойных конкурентов «Чикам» не нашлось. Награды, присуждаемые сериалам с большим или меньшим количеством серий, а также призы за лучший сценарий, лучших исполнителей мужских и женских ролей и так далее поделили между собой довольно много проектов. В нескольких номинациях продюсеры сами не смогли определиться и вручили призы сразу двум номинантам. Так, например, награду за лучший комедийный сериал разделили «Беспринципные» и «#СидЯдома».
Сериал «Беспринципные» режиссера Романа Прыгунова произведен компанией «Медиаслово» по заказу «КиноПоиск HD», где он и транслируется. Проект основан на рассказах писателя Александра Цыпкина о смешных и пикантных ситуациях из жизни обитателей квартир на Патриарших прудах. Проект «#СидЯдома» режиссера Ольги Френкель произведен 1-2-3 Production и транслируется на видеосервисе Premier и телеканале «ТНТ». Он стал первым сериалом в формате screenlife, который получил огромную популярность во время пандемии по всему миру. Первопроходцем этого формата в России стал Тимур Бекмамбетов. Ситком рассказывает истории трех разных людей в непредвиденной ситуации самоизоляции.
Не смогли продюсеры выделить одного победителя и в номинации «Лучшая сценарная работа». Ее поделили сценаристы сериала «Зулейха открывает глаза» Анна Аносова, Лариса Леоненко и Василий Павлов, которые адаптировали для проекта одноименный роман Гузель Яхиной, а также сценаристы проекта «Перевал Дятлова» Илья Куликов, Василий Внуков и Александр Сысоев.
Сериал «Зулейха открывает глаза» вышел на канале «Россия-1». Он рассказывает о трагической судьбе татарки Зулейхи в 1930-е годы. После убийства мужа ее раскулачивают и отправляют на каторгу в Сибирь. Несколько десятков ссыльных интеллигентов и преступников, людей разной национальности и вероисповедания, брошены в тайге на берегу реки Ангара (среди них и Зулейха) и вынуждены объединиться, чтобы бороться за выживание. Выход сериала сопровождался рядом скандалов и критикой со стороны представителей татарского сообщества, которые считали, что татарский быт и поведение татарской женщины были показаны неправдоподобно. Также проект критиковали члены партии «Коммунисты России», которые требовали остановить трансляцию сериала, так как, по их словам, «Зулейха» очерняет советскую историю. У российских продюсеров свой взгляд на проект, и после премии он очевиден для всех критиков и поклонников. Сериал также получил приз за лучшую работу художника — им стал Михаил Виноградов, и за лучшую актрису сериала — ею названа Чулпан Хаматова, также принявшая на себя немало критики за исполнение роли Зулейхи. Хаматова получила премию онлайн — она предстала перед гостями церемонии с краской на голове из-за подготовки к новой роли.
«Перевал Дятлова» (производство 1-2-3 Production, LEGIO FELIX по заказу «ТНТ-Телесеть»), который раскрывает «главную мистическую тайну СССР», повествует о трагедии в Уральских горах, произошедшей с группой студентов под руководством Игоря Дятлова в 1959 году. За расследование запутанного дела берется майор КГБ Олег Костин в исполнении Петра Федорова, который получил статуэтку АПКиТ как лучший актер сериала (Федоров на церемонии не присутствовал, хотя его ждали онлайн). Проект также получил награды в категории «Лучшие визуальные эффекты» (Илья Шутов, 1-2-3 Production VFX, «Амальгама VFX») и «Лучшая работа звукорежиссера» (Роман Платонов, Дмитрий Климинов, Алексей Синицын).
Лучшим мини-сериалом (до четырех серий) продюсеры назвали работу «Мертвые души» Григория Константинопольского, произведенную кинокомпанией Look Film по заказу «ТНТ-Телесеть» и показанную на видеосервисе ivi. Это современная экранизация Н. В. Гоголя, где Чичиков и помещики предстают перед зрителями абсолютно современными людьми, коррумпированными чиновниками, полицейскими, бизнесменами. Используя уже традиционный прием «осовременивания» классики, Константинопольский смог создать живые и яркие образы. Тимофей Трибунцев, сыгравший Ноздрева, был награжден как лучший актер второго плана. Лучшей актрисой второго плана стала Татьяна Догилева за роль в сериале «Обычная женщина-2».
Лучшим сериалом, в котором больше 24 серий, назван проект «257 причин, чтобы жить», созданный компанией «Супер Продакшн» совместно с видеосервисом Start. Это история о 30-летней Жене Коротковой, которая после трех лет борьбы с онкологическим заболеванием возвращается к обычной жизни и узнает, что молодой человек ее больше не любит, сестра украла деньги из сборов на лечение, а начальник нашел нового работника. Женя отчаянно ищет новые причины, чтобы жить. Награду за лучший сериал получили генеральные продюсеры студии Yellow, Black and White и сооснователи видеосервиса Start Эдуард Илоян и Алексей Троцюк. В октябре 2020 года исполнительница главной роли Полина Максимова одержала победу как лучшая актриса на международном фестивале Canneseries.
Сериал «Грозный» режиссера Алексея Андрианова, произведенный «Москино» и показанный на «России-1», получил две премии: за лучшую работу художника-постановщика (Евгений Качанов) и лучшую работу художника по костюмам (Наталья Салтыкова). Историческая драма рассказывает о жизни и годах правления первого русского царя Ивана Грозного. В сериале его роль сыграли сразу два актера: Сергей Маковецкий и Александр Яценко.
Отдельного внимания заслуживает премия АПКиТ за лучший полнометражный художественный фильм. В шорт-лист премии попали «Огонь» Алексея Нужного и «Серебряные коньки» Михаила Локшина — оба фильма произведены при участии студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова (он же значится среди продюсеров обоих проектов). Третий номинант — фильм «Дорогие товарищи» Андрея Кончаловского, генеральным продюсером которого выступил Алишер Усманов, а продюсером сам Кончаловский. В феврале 2021 года картина попала в шорт-лист «Оскара» и была очень близка к тому, чтобы стать номинантом на самую престижную мировую кинопремию, но этого не произошло. Российское киносообщество могло бы отметить заслуги Кончаловского на родине, но не сделало этого. В борьбе за лучший фильм, где Михалков-продюсер боролся с Кончаловским-продюсером (ситуация типичная для последних лет российской киноиндустрии), победил первый. Награду за «Серебряные коньки» разделили между собой Никита Михалков, Петр Ануров, Антон Златопольский, Леонид Верещагин и Рафаел Минасбекян. Картина произведена компаниями «Централ Партнершип», студией «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, ГК ГПМ «КИТ», «Кинослово» при участии телеканала «Россия-1».
Приключенческая мелодрама «Серебряные коньки» рассказывает историю любви дворянки Алисы, мечтающей заниматься наукой, и Матвея, сына фонарщика, на фоне рождественского Петербурга 1899 года. Получая награду на церемонии, продюсер проекта Рафаел Минасбекян (генеральный директор ГК ГПМ «КИТ») рассказал, что «Серебряные коньки» станут первым российским полнометражным художественным фильмом, который выйдет под брендом Netflix Originals и будет переведен на десятки языков. За какую сумму Netflix купил фильм, продюсер не уточнил.
Всего в этом году была вручена 21 награда, а также специальные призы жюри. Фильмы «Доктор Лиза» режиссера Оксаны Карас и «Шугалей» Дениса Нейманда получили приз «За кино, спасающее жизнь». Борису Грачевскому вручили посмертную награду «Продюсер, который оставался мальчишкой до последнего дня. От благодарных ровесников». Компания ContentScan, создавшая сервис для борьбы с интернет-пиратством, получила приз «За эффективную защиту контента».