К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Ты выживешь, только если будешь помогать другим». Чулпан Хаматова о фильме «Зулейха открывает глаза»

«Ты выживешь, только если будешь помогать другим». Чулпан Хаматова о фильме «Зулейха открывает глаза»
Премьера одного из самых долгожданных фильмом года — «Зулейха открывает глаза» по роману Гузель Яхиной — отменилась из-за коронавируса, но корреспондент Forbes Woman смогла пообщаться с создателями картины и исполнительницей главной роли Чулпан Хаматовой во время онлайн-конференции и увидеть первые серии фильма

Судьба раскулаченных в России в 30-е годы XX века и судьба маленького человека, татарки Зулейхи, которая, находясь в заключении на берегу Енисея, проходит путь от скромной и безответной жены до самостоятельной женщины с сильным характером. Исполнительница главной роли Чулпан Хаматова, автор книги Гузель Яхина и другие создатели картины, которая выйдет в 2020 году на канале «Россия 1», рассказали о том, что спасает в самые темные времена, как выжить и не потерять веру в человечество. Кинообозреватель Forbes Woman Юлия Шампорова анализирует, удалось ли картине встать на один уровень с литературным бестселлером.

Судьба, видимо, есть не только у людей, но и произведений искусства: написанный никому не известной студенткой Московской Школы Кино учебный сценарий «Зулейха открывает глаза» был трансформирован в книгу в 2015 году и принес своему автору, Гузели Яхиной, престижную отечественную премию «Большая книга», а также всероссийскую и зарубежную славу (роман переведен более чем на 30 языков). Но на этом жизнь произведения не закончилась — книга, изначально задуманная как сценарий, наконец экранизирована, и в 2020 году телеканал «Россия 1» покажет одноименный 8-серийный фильм. Главную роль в нем сыграла Чулпан Хаматова.

 

Сама Гузель Яхина признается, что еще тогда, на курсах, в своей главной героине видела только Чулпан Хаматову. Потому что, в какой-то степени, этот образ списан не только с раскулаченной бабушки писательницы, но и с актрисы: «Когда пишешь учебный сценарий, нужно придумать dreamcast (команду мечты) — актеров, которые идеально подходили бы на роли с точки зрения автора сценария. И тогда никаких вопросов у меня не было, я фантазировала, мечтала — и сразу подумала, что Чулпан Хаматова подошла бы идеально, просто потому, что не было других кандидатур. Чулпан умеет сочетать в себе и хрупкость, и нежность, и силу, и внутренний стержень, и робость, и сильный характер — все то, из чего складывается Зулейха.

И еще чистота Чулпан в глазах, в ее образе — это же тоже невозможно сыграть, это было очень важно для образа главной героини. С этой мыслью я просто жила дальше и писала роман. И когда он вышел, мы познакомились с Чулпан, и выяснилось, что она его читала и была бы не против сыграть в фильме… И звезды сложились так, что Чулпан исполнила главную роль. Я считаю, что она сыграла великолепно, я очень пристрастна в этом вопросе, но считаю, что это — одна из ее лучших ролей, потому что метаморфоза поразительна, образ Зулейхи в первой и последней серии — это две разные женщины. Арка невероятно крутая, и если в первой серии Зулейха произносит одно единственное слово, то в последней серии она говорит — и говорит сильным голосом, принимая важные решения за себя и своих близких».

 

Сама Чулпан Хаматова вспоминает о знакомстве с «Зулейхой» так: «Я прочитала эту книгу и поняла, что это очень кинематографичное высказывание и наверняка уже куплены права и выбраны артисты на роли, я даже не допускала мысли о том, что могу быть причастна к этому как актриса. Не знаю, почему, может быть, от внутреннего страха, от понимания, что это какое-то сказочное счастье, которого в жизни не бывает, чтобы так жаждать, так хотеть, и получить это. А потом вдруг выяснилось, что меня рассматривали на роль, и все получилось так, как получилось».

Кадр из фильма «Зулейха открывает глаза»
Кадр из фильма «Зулейха открывает глаза»·DR

По сути, перед нами становление сильной женщины, но история Зулейхи — это история маленького человека на фоне трагедии огромной страны, сталинских репрессий 30-х годов.

«Вот тебе баржа, вот тебе Енисей, вот тебе приказ: доставить кулачье к месту будущего трудового поселения», — такой приказ получает красноармеец Игнатов, который гонит арестованных людей, среди которых, интеллигенты, урки, уголовники, представители национальных меньшинств через всю страну строить новую «точку» на карте нового советского государства.

 

Большая часть людей мучительно погибает на барже, которую по ошибке и безалаберности начальников нагрузили так, что она пошла ко дну. Выживает лишь 30 человек, которые должны строить трудовое поселение на берегу Енисея без необходимого оборудование, припасов, элементарного провианта (все это утонуло). В их числе оказывается и татарка Зулейха: она попала в лагерь после того, как ее муж пытался скрыть запасы зерна от советской власти. Его поймали, расстреляли, а жену отправили в лагерь.

«Сегодня, когда Сталина пытаются как-то оправдать или, как минимум, объяснить его поступки, мне все это кажется очень страшно и не допустимо»

Очень скоро оказывается, что горстку людей, оставшуюся на безлюдном берегу могучей реки, просто бросили. Лагерное начальство обещало прислать подкрепление, запасы, еду, но в реальности просто махнуло рукой на никому не нужных людей во главе с «товарищем комендантом», и бросило их на холодную и голодную смерть в далекой Сибири.

Очень часто в нашей истории бывает так, что люди остаются на произвол судьбы без помощи и поддержки, показывая чудеса терпения, мужества и возможности выжить в самых жутких и бесчеловечных условиях: именно этому посвящена картина о раскулаченных переселенцах, оказавшихся в сибирском лесу в 1931 году, и вынужденных выживать в ужасных условиях и помогать друг другу.

«Для меня это время — страшнейшая страница нашей истории… Сегодня, когда Сталина пытаются как-то оправдать или, как минимум, объяснить его поступки, мне все это кажется очень страшно и недопустимо», — рассказала журналистам Чулпан Хаматова.

«Очень непросто было показать развитие моей героини от послушной жены, бессловесной, не умеющей принимать собственные решения, находящейся за спиной у мужа, которая на протяжении сериала должна превратиться в самостоятельную, очень мудрую, отвечающую за своего сына, за себя, и за свои поступки женщину… Все ее народные, национальные установки были направлены на то, что эта женщина должна была погибнуть. Но она стала оживать в тот момент, когда она родила ребенка, когда появилась ответственность за другого человека — тогда она стала обретать голос, взрослеть».

 
«Ты выживешь, если ты будешь помогать другим. Если ты не будешь этого делать, шансов на выживание нет у тебя самого, в первую очередь»

Сложно делать выводы, исходя из двух просмотренных серий из восьми, бывали прецеденты, когда несколько эпизодов просто не передают сути картины. Так было, например, с сериалом «Утреннее шоу» — когда журналистам показали первые серии фильма, проект получил многочисленные негативные оценки, и каково же было удивление критиков, когда сериал стал одним из самых обсуждаемых американских проектов прошлого года.

В третьей и четвертой серии, показанной журналистам, преображение Зулейхи еще в самом начале, героиня молчалива, пребывает в собственном внутреннем мире, почти ничего не говорит, глаза передают ее эмоции и чувства. В них — наивность, страх, покорность своей судьбе, простота, и поскольку ни значимых монологов, ни активных действий у Зулейхи в этих сериях нет (она рожает ребенка, но даже в этом действии она — субъект, что с ней делать, решают доктор и комендант), иногда складывается ощущение, что игра Хаматовой на этом этапе — немного сжатая, повторяющаяся. Несколько раз мы видим крупный план глаз Зулейхи, которая размышляет о том, что ей делать в тех или иных обстоятельствах, — и это, пожалуй, основные механизмы актерской игры для передачи внутреннего мира персонажа. Основываясь на рассказах создателей, предположим, что это необходимо для изображения изменений, происходящих в сознании героини, ее трансформации, но в первых сериях смотрится это немного однообразно — хочется увидеть актрису в действии.

Зато на этом этапе повествования мы узнаем других лагерных заключенных, их истории: есть здесь талантливый художник, на которого из зависти донесли коллеги по цеху; есть питерские интеллигенты, которые совершенно не приспособлены к суровой жизни в лесу; есть «шариковы», готовые украсть провиант, предназначенный на всех, и сбежать с ним в неизвестном направлении; есть и сумасшедший доктор в исполнении Сергея Маковецкого. Это, пожалуй, самый обаятельный образ картины: потерявший практику из-за революционных потрясений и впавший в полубезумие, доктор остается добрым и неравнодушным человеком, хотя порой не может переступить свой страх — и снова вернуться к лечению людей.

Когда заключенные только оказываются на безлюдном берегу Енисея, начинается некрасивая животная драка за провизию, оставшуюся после кораблекрушения, это показывает низшую степень падения людей, а дальше постепенно происходит их «воскресение». Особенно заметным оно становится, когда у Зулейхи рождается сын Юсуф (кстати, Юсуф и Зулейха — мифологический и поэтический мотив многих народов востока, основанный на легенде об Иосифе Прекрасном и жене Потифара, которая влюбляется в слугу своего мужа и пытается его соблазнить). Приветствуя младенца, заключенные кричат: «У нас родился сын!». Это заставляет их более человечно относиться к окружающим и помогать в меру своих сил: кто-то делает землянку, кто-то пилит дрова, кто-то ищет дичь на прокорм, а ее холодной зимой становится все меньше и меньше. Зулейха, из-за невозможности покормить молоком сына, режет пальцы топором и кормит его собственной кровью.

 

Несмотря на чрезвычайно важную тему и международный успех, книга вызвала много негативной реакции со стороны татарского сообщества, некоторые представители которого выступали против того, чтобы называть Гузель Яхину татарской писательницей и осуждали сюжет произведения и его героиню.

Отвечая на вопрос Forbes Woman об отношении татарского сообщества к книге и о том, как сама Чулпан, будучи татаркой, увидела это произведение, актриса рассказала, что «Зулейха» заставила ее окунуться в давно забытое детство и, изучив собственные корни, прийти к важным открытиям.

«Жизнь, которая идет вперед, в какой-то момент стерла глубинные детские воспоминания, они где-то были, но я про них забыла. Читая эту книгу, особенно первую часть с бытовыми названиями кувшинов, каких-то покрывал, я вдруг поняла, что это все ко мне возвращается, просыпается во мне, и что это и есть моя корневая самоидентификация. Это было невероятно важное для меня чувство! Потому что, когда ты живешь в Москве, работаешь в русском театре, это уходит, и я очень рада, что это чувство ко мне вернулось.

Когда я начала работать над ролью, я много читала все эти споры, и обвинения, достаточно грубые и нечестные. Но у меня все встало на свои места, когда я прочитала книгу которую написал мой дядя, его тоже зовут Чулпан, про нашу семью: там есть несколько родовых ответвлений, и вдруг я увидела одну ветвь — у нас в семье тоже были раскулаченные, одна из моих теть, ее тоже звали Зулейха, была раскулаченной крестьянкой. Я проследила путь ее и ее семьи, их жизнь. Наверное, у каждого есть свое представление о коллективизации, нет и не может быть никакого общего системного взгляда на это, потому что она очень раздроблена и в каждом частном случае — своя. И я перестала оглядываться на критиков, которые говорили: «она не повязала платок», «татарская женщина не может полюбить русского мужчину», я перестала обращать на это внимание, и это мне очень помогло».

 
Кадр из фильма «Зулейха открывает глаза»
Кадр из фильма «Зулейха открывает глаза»·DR

Экранизация литературного произведения всегда соперничает с книгой, и в случае с «Зулейхой» фильм парадоксально противопоставляется своему же прото-сценарию.

Отвечая на вопрос Forbes Woman o том, насколько художественное прочтение режиссера картины Егора Анашкина, соответствует тому, что представляла себе Гузель Яхина, автор рассказала о базовых идеях картины: «Есть очень важные вещи, которые мы оговаривали с самого начала с режиссером и продюсерами, и эти важные вещи оказались соблюдены в той последней версии, которую я посмотрела. Во-первых, для меня было очень важно, чтобы в фильме прозвучал голос большой истории. Чтобы это была не просто мелодраматическая история двух любящих сердец на фоне таблички «ГУЛАГ», а чтобы это была история раскулачивания, и чтобы мы рассказали не только об одной женщине, но и обо всех остальных раскулаченных тоже.

Это есть в фильме, в первой же серии называются цифры раскулаченных, цифры сосланных в кулацкую ссылку, в первой же серии вступает авторский закадровый голос, и поначалу это голос большой истории, а потом, постепенно, он становится и голосом маленького человека, Зулейхи. В последней серии зритель узнает, кому этот голос принадлежит, не буду выдавать все секреты.

Во-вторых, для меня был важен уровень художественных решений, просто потому что в романе был заложен мифологический пласт, и для меня было важно, чтобы решения были не дешевые, чтобы они были хорошего художественного уровня, и это требовало бюджета, не побоюсь этого слова. В итоге все состоялось, это потребовало денег, но оно того стоило. Главное здесь — это вопрос режиссерской мысли, актерской мысли и операторской мысли, потому что то неравнодушие, которое я почувствовала в разговоре с Егором Анашкиным во время нашей первой встречи, и то неравнодушие, которое было у актеров, — оно чувствуется на экране. И это самое важное, я не буду говорить, как меня царапает каждая фраза, измененная в фильме, или даже ситуация, когда актеры переставляют порядок слов — это деревья, за которыми нужно видеть лес, и лес получился очень хорошим».

 

Кстати бюджет фильма, по словам генерального директора телеканала «Россия 1» и продюсера фильма Антона Златопольского, значительно превысил обычный «сериальный», к тому же помогла поддержка руководства республики Татарстан, оказанная во время съемок. Однако точных цифр продюсер не раскрыл.

Канал «Россия 1» начал экранизацию классики в 2002 году, когда вышел фильм «Идиот». После этого было много картин, основанных на произведениях классической литературы, и в какой-то момент руководство канала решило обратиться к современности. В ноябре 2018 состоялась премьера 11-серийного фильма «Ненастье» Сергея Урсуляка по произведению Алексея Иванова, в 2020 году выйдет «Зулейха», но и это только начало. «Россия 1», очевидно, набирает обороты с экранизацией российской современной литературы: директор телеканала Антон Златопольский объявил, что в монтаже находится картина «Обитель» по произведению Захара Прилепина, ее режиссером выступил Александр Велединский, что без сомнения можно отметить как интересную тенденцию в вещательной политике государственного канала.

Чулпан Хаматова, которая находится на самоизоляции и поэтому вынуждена была подключиться к онлайн-конференции из дома, провела важную параллель истории о выживании раскулаченных людей в 30-е годы с днем нынешним.

Отвечая на вопрос, что роднит главную идею фильма с идеей фонда «Подари жизнь», Чулпан сказала: «Ты выживешь, если ты будешь помогать другим. Если ты не будешь этого делать, шансов на выживание нет у тебя самого, в первую очередь. Для меня это история — о людях, которые думали друг о друге, и помогали друг другу, включая моральный стержень, который шел от доктора, от питерской интеллигентной стайки, оказавшейся в этом эшелоне, и в сегодняшние дни, в которых мы оказались, это тоже будет очень важно — помощь друг другу».

 

Без сомнения, история, показанная в фильме, очень важна для нашей родовой памяти — для того, чтобы еще раз осознать, что происходило в нашей стране в это жуткое время. И если экранизация «Зулейхи» сможет воплотить эту идею честно и художественно, не уходя от сложных вопросов отношения власти к своему народу или предназначения женщины в той или иной национальной культуре, у «Зулейхи» есть все шансы стать важным художественным и моральным высказыванием нашего времени.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+