Петров-Водкин для инженера: как простые советские люди становились коллекционерами искусства
На выставке «Коллекционеры. ХХ век» представлены произведения искусства из 30 уникальных частных собраний Петербурга. Экспозиция привлекает внимание к личностям собирателей искусства, рассказывает об их судьбах, раскрывает феномен коллекционирования в России прошлого века.
Собирателями русского искусства в XX веке чаще всего были простые служащие, врачи, военные, ученые, инженеры, многие из них были свидетелями революции, сталинского террора, пережили Великую Отечественную войну. Среди них почти нет состоятельных людей, многие — выходцы из рабочего сословия, практически никто не связан напрямую с миром академического искусства.
Айвазовский еще в цене: что происходит на рынке русского искусства
В стране вечного соревнования физиков и лириков, в большинстве они — типичные «физики», люди естественно-научного склада ума. Свободное от работы время они посвящали своим коллекциям, тратили на них скромные зарплаты, водили знакомства с художниками — как профессиональными, так и подпольными, и дружили с такими же увлеченными коллекционерами, сохраняя для потомков искусство своего времени. Некоторые из коллекционеров попали под маховик административной машины и были репрессированы, но большинство не тронули — советская власть не обращала внимания на странное увлечение своих рядовых граждан. Forbes Life рассказывает истории коллекционеров, чьи работы представлены на выставке в KGallery.
Рыбаков Иосиф Израилевич (1880-1938)
Родился в Киеве, в семье торговца лесом, окончил юрфак Киевского университета. Из-за участия в партии меньшевиков был арестован и сослан в Олонецкую губернию. После освобождения стал успешным юристом по уголовным делам и увлекся коллекционированием искусства.
В 1929-30 годах организовывал выставки искусства из собственного собрания, писал книгу о русском фарфоре. В 1938 году был арестован по обвинению в шпионаже. Погиб в тюрьме. В 1965 году реабилитирован за отсутствием состава преступления.
Коллекция
В 1914 году приобрел на аукционе первую работу — «Автопортрет» Василия Шухаева. Вместе с женой собрал уникальную коллекцию работ современников: Василия Шухаева, Льва Бакста, Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского, Константина Сомова, Валентина Серова и других художников. Собирал предметы декоративно-прикладного искусства и фарфор.
Сидоров Анатолий Николаевич (1925-2007)
Выпускник физического факультета ЛГУ, более 50 лет работал в Оптическом институте им. С. И. Вавилова. Начал собирать свою коллекцию во времена «оттепели», когда простые советские люди стали знакомиться с неофициальным советским искусством. Стены в его доме были увешаны картинами от пола до потолка, в четыре ряда, часть холстов просто стояла на полу. По квартире водили экскурсии.
Работая физиком, он в то же время читал лекции о современном искусстве, собирая полные залы слушателей. Когда их запретили в государственных учреждениях, Сидоров продолжил лекторство на квартирниках.
Коллекция
Вместе с женой Анатолий Сидоров смог собрать коллекцию из 1000 живописных и графических работ ленинградского и московского андеграунда. В собрании есть работы Феликса Волосенкова, Боба Кошелохова, Евгения Рухина, «арефьевцев», «митьков» и других нонконформистов.
Александр Арефьев. Павел I. 1970
Вейсберг В. Натюрморт с апельсинами. 1958
Рухин Е. Композиция. 1970
Валк Сигизмунд Натанович (1887-1975)
Историк, старший научный сотрудник Института истории, доктор исторических наук, специалист по археографии, источниковедению и историографии. До Великой Отечественной войны собирал редкие книги, вернувшись из эвакуации, увлекся живописью. Покупал картины в букинистических магазинах, у коллекционеров, у вдовы Петрова-Водкина, тратя на это всю свою зарплату.
Коллекция
Насчитывала около 100 произведений искусства, особое место в ней занимали работы Сергея Судейкина, Александра Бенуа, Зинаиды Серебряковой, Кузьмы Петрова-Водкина, Льва Бакста, Константина Сомова.
К. Петров-Водкин. Микула Селянинович. 1907
Палеев Илья Исаакович (1901-1970)
Работал на кафедре теплофизики Ленинградского политехнического института, защитил докторскую, преподавал. В войну был заведующим лаборатории мартеновских печей в Свердловске (ныне Екатеринбург). После победы вернулся в родной институт, стал заведующим кафедры, занимался фундаментальными научными исследованиями.
Коллекция
Собирал коллекцию с 1953 года до самой смерти. Интересовался работами участников объединений «Союз русских художников», «Голубая роза», «Мир искусства», «Бубновый валет». Приобретал картины в комиссионках или у других коллекционеров и художников.
Дружил с Робертом Фальком, Натаном Альтманом. Однажды купил картину Петрова-Водкина у вдовы профессора, полотно стояло в коридоре коммуналки, где делали ремонт и белили потолки. Собрание Ильи Исааковича до сих пор хранится в семье.
Коровин. Цветы и фрукты. 1919
Л. Чупятов. Автопортрет. 1925
Петров-Водкин К. В комнате. Этюд перспективы. 1921
Чудновский Абрам Филиппович (1910-1985)
Родился в украинском Кировограде, с детства трудился столяром, лесопильщиком. Окончил трудовую школу и смог поступить на физмат Одесского университета. С 1933 года — доцент на кафедре физики ленинградского Политеха, в 1946 году защитил диссертацию на ученую степень доктора физико-математических наук.
Коллекция
Начал собирать искусство с середины 1950-х годов, благодаря знакомству с художниками. С художником Павлом Кузнецовым Чудновский впервые встретился на выставке его работ и после беседы купил около десяти картин периода «Голубой розы», в том числе знаменитые киргизские виды и жанровые сцены. Коллекция Чудновского наряду с коллекцией Георгия Костаки считается одной из лучших в России.
Татлин В. Мужской портрет. 1947
Богомазов К. Пейзаж с деревьями. 1910
Сурис Борис Давыдович (1923-1991)
Студент Одесского строительного института, в 1941 году был мобилизован военным переводчиком, участвовал в сражениях на Дону, под Сталинградом, на Украине и в Польше, был четырежды ранен. После демобилизации в 1946 году поступил в ленинградскую Академию художеств. Писал монографии художников, статьи, составлял каталоги, работал главным редактором в изданиях «Художник РСФСР» и «Искусство».
Коллекция
Борис Сурис собирал работы «мирискусников» Георгия Верейского и его учителя Бориса Кустодиева, приобрел около 30 работ Петрова-Водкина, из авангардистов выделял Наталию Гончарову, интересовался художниками довоенной ленинградской школы. После смерти Суриса его коллекция разошлась по музеям и частным собраниям.
Т. Маврина (Лебедева). Портрет Павла Давыдовича Эттингера. 1941
Ермолаева В. Пейзаж с голубым заливом. 1930
Подлинник или подделка: почему выставка работ Энди Уорхола в Москве вызвала скандал
Афанасьев Игорь Дмитриевич (1904-1969)
Выпускник химического факультета петроградского Политеха, занимался исследованиями в области нефтехимии. Начал коллекционировать русское искусство еще в студенчестве. Был арестован в 1937 году на 10 лет, его коллекцию конфисковали, передали в музеи и библиотеки, часть уничтожили. Вернувшись из мест заключения, он продолжил работать и возрождать коллекцию.
Через 3 года был снова арестован и отправлен в бессрочную ссылку в Норильск. Часть коллекции сохранил у себя его друг. После освобождения в 1955 году и до самой смерти Игорь Дмитриевич продолжал пополнять свое собрание искусства.
Коллекция
Перед первым арестом и конфискацией шедеврами коллекции Афанасьева были «Портрет Ивана Щукина» Мартироса Сарьяна, полотна Бориса Григорьева, Бориса Кустодиева и других художников «Мира искусства». Сегодня коллекцию Афанасьева хранят его наследники, она известна собранием работ «мирискусников».
М. Сарьян. Портрет Ивана Щукина. 1911
Бушен Д. Итальянский театр. 1923
Битва за зрителя и искусство. Как устроена экономика частного музея в Москве
Ласкин Семен Борисович (1930-2005)
Писатель, драматург. В 1956 году окончил Первый медицинский институт, чтобы продолжить семейное дело и стать, как отец, врачом. Больше 10 лет работал в реанимации, но в 1973 году окончательно оставил медицину ради литературы.
Дружба с писателем и коллекционером Геннадием Гором подтолкнула его собирать собственную коллекцию. Ласкин много занимался выставочной деятельностью, организовывая в залах ленинградского Дома писателя выставки искусства, запрещенного для показа в государственных музеях. Почти 50 лет вел дневник, много писал о современных ему художниках. Эти труды вышли в виде книги «Одиночество контактного человека» в прошлом году.
Коллекция
Собирал искусство около 40 лет. Интересовался работами «Круга художников», дружил с учениками Филонова, Шагала, Матюшина. Открытие Ласкина — художник-«круговец» Калужнин, чьи работы считались пропавшими, и другие мастера авангарда.
Свиненко Н. Яхт-клуб. 1930-е
Русаков А. Порт. 1930-е
Калужнин В. Городской пейзаж. 1930
- «Традиции меценатов благополучно продолжаются»: директор Пушкинского музея Марина Лошак — о запрете выставок, финансовом кризисе и жизни после локдауна
- «Нужно просто быть любопытным». Директор ярмарки Cosmoscow о том, как бросила работу в банке ради современного искусства
- Доступ к добру. Как 28-летняя москвичка основала фонд поддержки молодых онкологов и кормила врачей в пандемию