В гости к коллекционеру. Стелла Кесаева показывает сокровища своего загородного дома
Стелла Кесаева, основательница фонда Stella art foundation, не только меценат и крупный коллекционер западного и российского современного искусства, пропагандист московского концептуализма ( благодаря поддержке ее фонда в 2004 году прошла первая после эмиграции выставка Ильи и Эмилии Кабаковых в Эрмитаже), но и один из самых успешных комиссаров российского павильона на Венецианской биеннале современного искусства.
Впервые в постсоветской России комиссаром национального павильона в Венеции стал не госчиновник, а частное лицо. Под руководством Кесаевой прошли выставки в 2011, 2013 и 2015 годах. Кесаева изменили выставочный принцип: отказалась от традиционной, еще советской манеры устраивать коллективные выставки, сделав ставку на одного автора, как это принято в павильонах США, Великобритании, Франции и Германии, и он сам выбирал себе куратора. Она вложила немало средств своего фонда в проекты национального павильона, продемонстрировав, пожалуй, самый успешный пример частно-государственного сотрудничества в области культуры. При комиссаре Кесаевой бюджет российской выставки достиг своего рекорда: инсталляция «Даная» Вадима Захарова стоила €1,4 млн. Министерство культуры выдало на проект €525 000.
«Даная» стала не только самым дорогостоящим, но и одним из самых успешных российских проектов в Венеции постперестроечного времени. «Золотой дождь» при помощи специально спроектированной машины падал с потолка второго этажа павильона на первый этаж. Дождь из монет постоянно циркулировал между этажами, об этом заботились специально обученные актеры-сотрудники, — рассказывала Кесаева в интервью Forbes Life, — На первый этаж, который символизировал подземные покои Данаи, проходили только женщины. Им выдавали прозрачные зонтики, защищавшие от «золотого дождя». Монеты, которые так и назывались «данаи», мы чеканили на Папском дворе в Ватикане. Сначала заказали 200 000 монет. Но изо дня в день гора «золота» уменьшалась — кто-то загребал горстями, хотя по правилам можно было брать только по одной. Поэтому до окончания выставки мы еще допечатали 50 000 монет. Мужчины, конечно, рвались на первый этаж, к «золоту» и к своим спутницам, но у нас действовала реверсивная дискриминация».
В 2019 году фонд Кесаевой поддержал проект ГМИИ им. Пушкина на биеннале в Венеции«В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто»: в пространстве церкви Сан-Фантин на фоне оригинальной работы Якопо Тинторетто показывали видеоинсталляции Дмитрия Крымова, Ирины Наховой и Гари Хилла.
Осенью этого года Стелла Кесаева перезапускает пространство своего фонда в Скарятинском переулке. Пока, ожидании отмены карантина Стелла Кесаева проводит время в своем подмосковном доме в окружении любимых произведений искусства, которые она согласилась показать Forbes Life.