10 российских фильмов 2016-го, которые получили международные премии
24 января стали известны номинанты на главную кинопремию англоязычного мира – «Оскар». На звание лучшего фильма претендуют девять работ, пять из которых у нас уже выходили: «Прибытие», «Ла-Ла Ленд», «Скрытые фигуры», «По соображениям совести», «Любой ценой», а четыре пока нет: «Лунный свет», «Ограды», «Лев», «Манчестер у моря» . Свой оскаровский прогноз, кого считать фаворитом, мы дадим за неделю до церемонии вручения, которая состоится 26 февраля. Прогнозировать что-либо раньше, до появления внятных предварительных раскладов, — это тыкать пальцем в небо, как, к сожалению, из зимы в зиму делают большинство оскаровских гадалок.
Сегодня интереснее другое: в пятерку номинантов на лучший неанглоязычный фильм не угодил «Рай» Андрея Кончаловского. Тем не менее его оскаровское и вообще международное выступление в 2016 году самое успешное среди всех отечественных картин. Ни один наш фильм не был номинирован на премию Европейской киноакадемии. К «Раю» это не относится, он по правилам из-за позднего выхода может быть номинирован лишь на премию 2017-го. Многие коллеги-эксперты отмечают, что наши основные внутренние фестивали, сочинский «Кинотавр» и выборгское «Окно в Европу», тоже оказались более слабыми, нежели прежде. И это — последствие цензурной политики Министерства культуры и Фонда кино, которые финансово поощряют лишь идеологически важные, но не лучшие картины.
Можно, конечно, гордиться, что ряд наших лент – «Дуэлянт», «Ледокол», «Викинг», выходящее на днях «Притяжение» — проданы во многие страны. Но продажа фильма сама по себе ничего не значит. Некоторые российские компании в 2000-е вообще не выпустили фильмы, за которые вроде бы заплатили реальные деньги. В чем тут подковыка – одна из загадок кинобизнеса.
Поскольку не все замеченные хотя бы краем глаза в 2016 году на зарубежных фестивалях картины заметили в России, составим их список.