К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Грета Гервиг, Оливия Уайлд, Барбара Лоден: как актрисы становятся режиссерами кино

Кадр из фильма «Солнце, не свети»
Кадр из фильма «Солнце, не свети»
Грету Гервиг сегодня мир знает как режиссера «Барби» и «Леди Берд», но начинала она как актриса. Артистки все чаще решают попробовать себя в режиссерской роли. Forbes Woman выбрал несколько интересных дебютов, среди которых история о подростковой дружбе, фильм о сложностях развода в религиозном обществе и смелый хоррор
«Ванда», 1970

«Ванда», 1970

Режиссер: Барбара Лоден

«Ванда» — один из первых независимых фильмов, снятых женщиной. До того, как стать актрисой, Барбара Лоден работала и пинап-моделью, и танцовщицей в ночном клубе. Добившись значительных успехов в кино и выйдя замуж за известного режиссера Элиа Казана, она все еще чувствовала себя незамеченной.

В 1967 году она написала сценарий по истории, вычитанной в газете. Заметка рассказывала о домохозяйке, которая поблагодарила судью за приговор, вынесенный по обвинению в соучастии в ограблении банка — настолько ненавистной была ей ее прежняя рутинная жизнь. Кино, которое получилось снять у Барбары, считается одной из первых честных историй о женщине, сбежавшей от семьи и пустившейся во все тяжкие.

История героев, похожих на Бонни и Клайда, теряет всю романтику, если на месте Бонни — мать, оставившая двух малышей и работящего мужа. Режиссер размышляет о том, чего героиня хотела добиться своим побегом и что ей делать с внезапно появившейся свободой. В небесно-синих глазах Лоден, которая сама же и сыграла главную роль, зрители смогли увидеть не ответы на эти вопросы, а пустоту, боль и настоящее отчаяние уставшей жены и матери, о котором никто прежде не смел и заикаться.

«Ванду» показывали на фестивале в Венеции в 1970 году и в Каннах в 1971-м – фильм был единственной американской картиной в конкурсе. Впоследствии Барбара Лоден написала еще несколько сценариев и сняла пару коротких метров.

«И взять себе жену», 2004

«И взять себе жену», 2004

Режиссер: Ронит Элькабец

Ронит Элькабец — израильская актриса, получившая множество кинонаград на родине в конце 1990-х и начале 2000-х. В 2004 году вышел фильм, который она сняла вместе с младшим братом Шломи. Фильм основан на истории их матери — парикмахерши, семья которой выдала ее замуж за очень религиозного человека, чтившего традиции больше всего на свете.

Фильм, ставший первым в трилогии Ронит и Шломи Элькабец о женщине в несчастливом браке, начинается с удивительно долгого крупного плана лица Ронит, которая исполнила в картине главную роль. Героиня в кадре молчит, а на фоне слышен какофонический гул мужских голосов, принадлежащих ее родственникам и друзьям семьи, которые отчитывают ее за то, что она посмела захотеть развестись с мужем без видимой для них причины.

Брак и воспитание детей — тяжкий труд, который многие воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Фильм Элькабец сталкивает мужа и жену, их четверых детей и тещу в одной тесной квартире. Постановщице было важно показать, как трудно бывает людям признать, что они устали от глобальной несвободы, забыли, а может, и не знали, что это такое — жить для себя. Показать, как тяжело порой дается обычная семейная жизнь, особенно в обществе, где развод все еще осуждается.

«Ночи и выходные», 2008

«Ночи и выходные», 2008

Режиссер: Грета Гервиг

Сегодня о Грете Гервиг слышал практически каждый — можно долго рассуждать о художественной ценности фильма «Барби», но именно ему удалось занять первую строчку в списке самых кассовых фильмов, снятых женщинами. Впервые о Грете Гервиг заговорили серьезно, когда она сняла «Леди Берд», однако мало кто знаком с ее первой режиссерской работой в соавторстве с Джо Сванбергом.

Гервиг начала свою актерскую карьеру еще в 2006 году, тоже в фильме Джо, но уже спустя два года появилась в титрах «Ночей и выходных» как полноценный сорежиссер и сосценарист. Этот мамблкор исследует отношения одной пары в двух временных отрезках — в самый разгар влюбленности и спустя некоторое время после болезненного разрыва.

С искренностью и простотой, свойственной этому жанру, «Ночи и выходные» точно передают спектр чувств, знакомых каждому, кто хоть раз влюблялся и расставался. Смущение, возбуждение, обиды и прощания — каждый кадр наполнен чем-то неуловимым, что составляет будни любой пары, но обычно остается за кадром в рафинированных студийных романтических комедиях.

«Солнце, не свети», 2012

«Солнце, не свети», 2012

Режиссер: Эми Саймец

Эми Саймец — еще одна актриса независимого американского кино, которая параллельно с работой в различных ТВ- и кинопроектах смогла построить успешную карьеру продюсера и сценариста. В 2012 году вышел ее первый полный метр «Солнце, не свети» по ее собственному сценарию, снятый во Флориде, где Саймец выросла и посещала киношколу.

Труп в багажнике — не всегда явный признак криминальной драмы, равно как и путешествие в никуда на стареньком автомобиле не равно роуд муви. Саймец выходит за рамки этих жанров. В своей истории о странной паре в бегах на просторах Америки она не пытается скопировать известные фильмы с такой же завязкой вроде «Почтальон звонит дважды» или «Пустоши».

Позволив криминальной составляющей остаться на втором плане, Саймец концентрирует все внимание на главной героине — инфантильной и глубоко ранимой Кристал, которая то радуется как дитя, увидев свое имя на вывесках придорожных заведений, то хватается за оружие, чтобы защититься от опасности. Мертвое тело мужа Кристал остается за кадром, как и причины ссоры, которая и привела к фатальному исходу.

«Образование», 2019

«Образование», 2019

Режиссер: Оливия Уайлд

«Образование» Оливии Уайлд — отличный пример легкого развлекательного кино, которое, тем не менее, внесло свой вклад в репрезентацию на экране женской дружбе.

Как и многие другие жанры, подростковое кино преследовали стереотипы, клише и объективация школьниц: «белым воронам» часто приходилось добиваться расположения «глупых красоток», а дружба между девчонками часто была показана токсичными отношениями с целью обрести признание класса. «Образование» Уайлд уходит от этой схемы и предлагает зрителю историю двух обычных отличниц, которые все делали правильно, но обнаружили, что совсем забыли насладиться юностью и не позволяли себе никаких приключений или ярких впечатлений. Героини «Образования» не пытаются стать королевами выпускного, не страдают от буллинга, а просто хотят по-настоящему расслабиться на своей последней школьной вечеринке. Но принесет ли им это долгожданное удовлетворение?

Может показаться, что «Образование» — это просто комедия положений, однако Уайлд напомнила многим девушкам, что нет идеального способа провести школьные годы. Можно быть скучной, не разбираться в моде, пропустить все тусовки и не быть втянутой ни в один школьный скандал — каждый опыт индивидуален и прекрасен.

«Незнакомая дочь», 2020

«Незнакомая дочь», 2020

Режиссер: Мэгги Джилленхол

Для Мэгги Джилленхол кино, кажется, было неизбежным выбором — она выросла в семье режиссеров, а младший брат стал известным актером. Свой первый фильм «Незнакомая дочь» Мэгги осмелилась снять только спустя почти 30 лет после начала карьеры в кино.

Будучи матерью двоих детей, она решила осветить тему материнства. Несмотря на универсальность тематики, многогранных образов матерей в кино не так-то и много. Они или монстры, или ангелы — третьего не дано. В своем дебютном фильме Джилленхол не боится говорить о том, что каждая мать в какой-то момент ощущает себя плохой.

Одинокая женщина средних лет на отдыхе невольно начинает следить за незнакомой компанией, где красивая девушка, молодая мама, ссорится с мужем и не кажется счастливой. Пытаясь разобраться в тяготах ее жизни и помочь, героиня начинает вспоминать первые годы своего материнства. Джилленхол создает драму о тяжелом жизненном выборе и попытках признаться себе в том, что «главная миссия» женщины может быть провалена.

«Амулет», 2020

«Амулет», 2020

Режиссер: Ромола Гарай

Актрис, попробовавших себя в постановке, притягивают разные жанры. Дебют британской актрисы Ромолы Гарай выделяется как смелый, странный и крайне недооцененный хоррор.

Фильм «Амулет» начинается как история о бывшем солдате, который находит приют в доме молодой тихой девушки и ее пожилой матери, страдающей от непонятного недуга. Мужчина сразу чувствует неладное, но остается, переживая за хозяйку.

Работая со стандартными хоррор-тропами как с деталями конструктора, Ромола создает не жанровый продукт, а многослойную историю о мужском насилии и возмездии за него.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+