К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

От инди-фильмов к главному блокбастеру года: история режиссера «Барби» Греты Гервиг

Грета Гервиг (Фото Mike Marsland / WireImage / Getty Images)
Грета Гервиг (Фото Mike Marsland / WireImage / Getty Images)
В мировой прокат выходит фэнтезийная комедия «Барби» Греты Гервиг. Эта картина успела стать поп-культурным феноменом еще на этапе масштабной пиар-кампании, а ее режиссер давно известна как звезда инди-фильмов. Forbes Woman рассказывает о творческом пути оскаровской номинантки, снимающей тонкое и остроумное кино о женщинах в поисках себя

В 2018-м Грета Гервиг стала пятой женщиной в истории, номинированной на премию «Оскар» за режиссуру, а уже в следующем году было объявлено, что вместе с Ноа Баумбаком она напишет сценарий к фильму «Барби». Позже стало известно, что и режиссером тоже будет Гервиг. Для многих стало полной неожиданностью, что проектом, который связан с международной корпорацией — производителем игрушек Mattel, — займется независимая инди-постановщица. 

Гервиг выросла в Калифорниии, с детства мечтала о карьере бродвейской актрисы. Она училась в католической школе Святого Франциска, а после уроков занималась танцами. В семье Гервиг телевизор был под запретом, и вместо мультиков Грета поглощала книги. Окончив школу, она выпорхнула из родного городка, жители которого, как она позже призналась, «дали ей крылья» — вдохновили следовать за мечтой, и отправилась покорять Нью-Йорк. 

Несмотря на разногласия с матерью, которая боялась отпускать дочь в чужой город, Гервиг получила от той финансовую поддержку и поступила в Барнардский колледж на Манхэттене, где ее профильными предметами были английский и философия. Она писала пьесы, надеясь попасть на магистерскую программу по драматургии, но вместо театра оказалась в кино. 

 

Мамблкор

В 2006 году Гервиг снялась в малобюджетном молодежном драмеди о влиянии технологий на социальные отношения LOL (не путать с одноименным французским подростковым ромкомом и его американским ремейком). Режиссером был Джо Сванберг, вместе с которым Гервиг работала над сценарием. В 2008-м она выступила в роли сорежиссера мелодрамы Сванберга «Ночи и выходные» — это ее первый опыт в качестве постановщицы. К концу десятилетия она уже была женским лицом мамблкора. 

Мамблкор — это поджанр независимого кино, для которого характерны небольшой бюджет, участие актеров-любителей, импровизация в кадре, естественные диалоги, отказ от драматургических клише, сцены, вдохновленные реальной жизнью, натурные съемки и «дрожащая» камера. Одним из ранних образцов мамблкора считается «Манхэттен» (1979) Вуди Аллена, однако расцвет жанра пришелся на 2000-е, когда появились цифровые камеры. Съемки кино стали доступнее, а смонтировать фильм можно было не выходя из дома. 

 
Кадр из фильма «Ханна берет высоту»

Девушки, которых играла Гервиг, были продолжением ее самой. Ее героиня в «Ханна берет высоту» (2007) только окончила колледж, делает первые шаги в карьере и боится облажаться, но не сдается. Гервиг говорила, что в начале своего пути она тоже столкнулась с синдромом самозванца и по ночам, после съемок, самостоятельно изучала сценарное мастерство, операторскую работу и монтаж, чтобы разобраться, как устроено кино. Вайлет из «Девушек в опасности» (2011) помешана на танцах и не может усидеть на месте из-за гиперактивности, которая часто проявляется у самой Гервиг и, как уверяет режиссер, помогает ей справляться с большим количеством дедлайнов. Фотограф Эбби в «Женщинах XX века» (2016), как и Гервиг, феминистка, которая не стесняется публично обсуждать женскую физиологию (сама режиссер, например, сцеживала грудное молоко при журналистке, бравшей у нее интервью). Эбби каждый день снимает все, что с ней происходит, Гервиг же переносит свой опыт в кино. 

Ее отличает легкий подход к актерству. Она часто импровизировала и играла так непринужденно, что журналисты сравнивали ее с Дайан Китон. Лучше всего Гервиг давались роли, к написанию которых она приложила руку. Она довела до ума и воплотила знаковых героинь мамблкор-комедий своего партнера Ноа Баумбака — неунывающую героиню фильма «Милая Фрэнсис» (2012), чья жизнь напоминает танец, и креативную, но сомневающуюся в себе Брук из «Госпожи Америки» (2015).

В историях этих молодых женщин уже прослеживается авторский взгляд Греты Гервиг, определяющий ее будущую режиссуру. Для них романтические отношения не стоят на первом месте — они заняты самореализацией. Фрэнсис хочет выбиться из второго состава танцевальной труппы и решает многочисленные бытовые проблемы. Брук, столкнувшаяся с депрессией после смерти матери, пытается сосредоточиться на открытии ресторана, а ее сводная сестра Трейси реализует писательские амбиции, выбрав не самый гуманный способ: герои ее рассказов — люди из ближайшего окружения. Это, кстати, роднит героиню с самой Гервиг.

 

В фильмах по ее сценариям люди говорят как в реальной жизни — без театральных пауз и высокопарных фраз. Секрет правдоподобности диалогов Гервиг заключается в том, что она записывает разговоры незнакомцев на диктофон, а затем переносит их тональности в кино. Этот прием режиссер использовала не только для комедий Баумбака, но и в своих будущих инди-драмах о взрослении. Например, в «Леди Бёрд» (2017) и «Маленьких женщинах» (2019) герои часто перебивают друг друга, поэтому их общение выглядит естественно. Режиссер неоднократно переписывала сцены из этих фильмов, чтобы добиться максимальной плотности действия и реплик. 

«Леди Бёрд» и «Маленькие женщины» 

Гервиг рассказывала, что еще недавно, когда речь заходила об их с Баумбаком совместных фильмах, многие спрашивали ее: «Вы помогали писать сценарий?» — хотя она была полноценным соавтором. Ей приходилось работать еще усерднее, чтобы ее вклад в кино наконец оценили. Однако после «Леди Бёрд», ее полноценного режиссерского дебюта, многое поменялось. Баумбак отмечал, что даже о «Милой Фрэнсис» теперь говорят как о картине Гервиг. 

«Леди Бёрд», получившая «Золотой глобус» и номинированная на «Оскар» в пяти категориях, среди которых «Лучший фильм» и «Лучший режиссер», — трогательная история взросления и признание в любви родному городу Гервиг, Сакраменто. 

В одном из интервью режиссер говорила, что в большинстве фильмов о женском взрослении единственная цель главной героини — встретить подходящего парня. Главная героиня «Леди Бёрд» Кристин разрушает этот стереотип: она в итоге выбирает лучшую подругу, а не бойфренда, и поступает в престижный нью-йоркский колледж. Взросление в «Леди Бёрд» заключается не в первом сексе и безудержных вечеринках, хотя они там тоже есть. Мы понимаем, что Кристин выросла, когда та оставляет маме сообщение на автоответчике, признаваясь, как сильно она ее любит. 

Гервиг сняла кино о своем внутреннем ощущении переходного возраста и значении дома для человека. «Леди Бёрд» режиссер посвятила близким, чью поддержку и любовь она, как и главная героиня фильма Кристин, смогла осознать только спустя время. Но эта картина — лишь отчасти биографическая. Гервиг не красила волосы в красновато-рыжий, не выбирала себе другое имя и вообще была тихоней, чего нельзя сказать о главной героине, постоянно нарушающей правила. 

 
Кадр из фильма «Леди Бёрд»

Гервиг снимает очень личное кино, в котором переосмысляет жизненный опыт. «Я всегда отталкиваюсь от того, что близко моему сердцу. Я хотела рассказать о Сакраменто, потому что я из Сакраменто. Я рассказала о католических школах, потому что я сама училась в католической школе», — говорит режиссер. 

Таким же личным стал и фильм «Маленькие женщины» (2019), связанный с воспоминаниями Гервиг о детстве. Книгу Луизы Мэй Олкотт о взрослении четырех сестер мама часто читала ей перед сном. В драме, номинированной на «Оскар» в категории «Лучший фильм» (и получившей его за костюмы), Гервиг проводит параллель с актуальной женской повесткой и обращается к биографии самой Олкотт: отец обесценивал ее творчество, но она всегда находила поддержку у сестер. Одна из героинь, писательница Джо (Сирша Ронан), тоже хочет, чтобы ее тексты воспринимали всерьез. В своей адаптации любимого произведения Гервиг наделяет Джо феминистскими взглядами, раскрывая их в мощном монологе о том, что предназначение женщины — вовсе не в любви. Кроме того, она превращает Эми (Флоренс Пью) из избалованной младшей сестры в глубокую героиню.

Первые режиссерские работы Гервиг высоко оценили критики. На агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes рейтинг «Леди Бёрд» составляет 99%, «Маленьких женщин» — 95%. «Леди Бёрд» критики окрестили «волшебным портретом взросления», «умной, эмоциональной и смешной coming-of-age-историей, которая не похожа на все остальные», и блестящим фильмом, «снятым женщиной о молодой женщине, живущей своей мечтой». Экранизацию романа Луизы Мэй Олкотт называли «удивительно теплой, смешной и проникновенной версией классического произведения». Журналисты отмечали, что сила этого кино в том, что оно «не романтизирует брак», как книга, и снято с огромной любовью и заботой, которые Гервиг вложила в адаптацию истории четырех сестер. «Маленькие женщины» стали для нее настоящим режиссерским триумфом

Продюсер фильма Эми Паскаль говорила, что цель Гервиг — «покорить американский кинематограф». Еще одним шагом к этой цели должен стать фильм «Барби». 

 
Кадр из фильма «Маленькие женщины»

«Барби» 

Фэнтезийная комедия «Барби» — самый дорогой фильм за всю карьеру Греты Гервиг. Его бюджет оценивается в $100 млн, в то время как бюджеты «Маленьких женщин» и «Леди Бёрд» составляют $40 млн и $10 млн соответственно. У проекта «Барби» непростая судьба. Прежде чем попасть в руки Гервиг, он претерпел множество изменений. О создании игрового фильма про самую популярную куклу в мире речь зашла еще в 2009 году. Тогда производитель кукол Барби компания Mattel подписала контракт с Universal Pictures, а сценариста и режиссера Марка Лоуренса выбрали генеральным продюсером. Однако дальше обсуждения будущего фильма дело не продвинулось. В 2014 году к работе над «Барби» приступила компания Sony Pictures. Сценарий к картине неоднократно переписывали. После ухода Дженни Бикс («Секс в большом городе») им занималась Диабло Коуди («Джуно»). В 2017-м Sony пригласила сценариста Оливию Милч и австралийского режиссера Алетею Джонс, которые пытались убедить сыграть Барби Энн Хэтэуэй после того, как из проекта выбыла Эми Шумер. Пока шли переговоры с актрисой, права Sony на фильм истекли и перешли кинокомпании Warner Bros., утвердившей на главную роль Марго Робби. В 2019 году стало известно, что сценарий к картине напишут Грета Гервиг и Ноа Баумбак. В 2021-м Гервиг была официально объявлена режиссером «Барби». 

Кадр из фильма «Барби»

Гервиг боялась, что «Барби» разрушит ее карьеру: режиссер переживала, что не справится с таким масштабным проектом, поэтому сначала согласилась только написать к нему сценарий совместно с Баумбаком. Но в итоге Гервиг преодолела страх и заняла кресло режиссера, тем более, что исполнительница главной роли и одна из продюсеров «Барби» Марго Робби всецело ей доверяла. История, которую хотела рассказать компания Mattel изначально, была токсичной: главную героиню выгоняют из Барбилэнда, где она живет, за несовершенство. Гервиг переосмыслила этот сюжет, сделав акцент на пути Барби к принятию своего тела и независимости от навязанных нереалистичных стандартов красоты, за которые (помимо гендерных стереотипов и недостаток разнообразия) частенько критиковали производителя популярных кукол. Героиня Марго Робби комплексует из-за того, что у нее появился целлюлит, а ступни вдруг стали плоскими, но в реальном мире это оказывается совершенно нормальным. «Барби» Гервиг — позитивное и жизнеутверждающее кино про полное принятие себя и других. Режиссер считает фильм «очень личным». 

На эстетику «Барби» Гервиг снова вдохновило детство. Когда режиссеру было восемь, она обожала «самые большие, самые яркие, самые сверкающие вещи, которые только можно было найти». «Барби» — ослепительное торжество розового, вызывающее ностальгию. А «потрепанный» образ актрисы Кейт МакКиннон, играющей Странную Барби, чьи волосы взъерошены, а лицо разрисовано маркером, отсылает к старым куклам, которые доставались маленькой Грете от девочек постарше. 

После «Барби» Грета Гервиг планирует заняться новой экранизацией «Хроник Нарнии» и мечтает снять свое супергеройское кино. В 2024 году также должен выйти игровой ремейк «Белоснежки», для которого Гервиг написала совместный сценарий с Эрин Крессидой Уилсон, известной по сценарию к фильму «Секретарша».

 

Восемь лет назад в интервью The Guardian Грета Гервиг сказала: «Мне повезло, что я встретила единомышленников и родственные души, но мне не нужен мужчина, чтобы чего-то достичь. Я бы в любом случае это сделала». Так оно и вышло. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+