К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Главные героини: 10 победительниц премии Forbes Woman Mercury Awards прошлых лет

Главные героини: 10 победительниц премии Forbes Woman Mercury Awards прошлых лет
Премия Forbes Woman Mercury Awards была учреждена в 2020 году. Все эти годы она отмечает заслуги женщин, которые не только эффективно управляют бизнесом, но и решают социальные проблемы и создают благотворительные проекты. Прямо сейчас жюри выбирает финалисток 2024 года, а мы тем временем вспоминаем победительниц прошлых лет
Елена Максимова: помогает глухим беременным женщинам
Фото Даниила Головкина

Елена Максимова: помогает глухим беременным женщинам

Генеральный директор АНО «Услышать тишину»

Лучший благотворительный проект, 2022–2023

С миром неслышащих людей Елена Максимова соприкоснулась еще в студенческие годы, участвуя в волонтерском проекте. Она узнала, например, что у глухих своя особая культура, а еще им бывает трудно воспринимать письменную речь, поскольку жестовый русский — это отдельный язык, отличающийся от того, на котором говорят и пишут слышащие. В 2019-м Елена зарегистрировала АНО «Услышать тишину», которая создавала образовательные и медийные проекты, адаптированные для глухих и помогающие лучше ориентироваться в вопросах медицины и здоровья, образования и культуры. А в 2020-м родила ребенка и задумалась: как себя чувствуют глухие и слабослышащие женщины в роддоме?

Вместе с командой «Услышать тишину» она провела несколько исследований и выяснила, что большинство глухих женщин не знают, как правильно вести себя при беременности и родах, ошибаются при уходе за малышом. Чтобы решить эту проблему, в 2022 году Максимова запустила «Школу будущих родителей в тишине», которая создает образовательные материалы в понятных для неслышащих людей форматах — в том числе видеоролики на русском жестовом языке.

Сегодня на канале школы можно найти несколько десятков видео с переводом на жестовый язык по самым разным темам — от физиологии родов до детского плача. Информацию о Школе можно найти на сайтах роддомов — от Тулы до Салехарда.

Гузель Санжапова: развивает социальный бизнес в деревне
Фото Даниила Головкина

Гузель Санжапова: развивает социальный бизнес в деревне

Основательница проекта «Малый Турыш»

Лучший проект в сфере социального предпринимательства, 2022–2023

Еще 10 лет назад Гузель Санжапова создала в деревне Малый Турыш производство крем-меда с ягодами. Проект дал работу деревенским жителям и постепенно расширялся. За кондитерским цехом последовали скважина с питьевой водой, детская площадка и беседка, был налажен систематический вывоз мусора.

«В 2022 году мы также столкнулись с троекратным падением продаж, поэтому нам еще предстоит заново пересобрать сегменты бизнеса», — рассказывала Гузель Санжапова Forbes Woman. Несмотря на это, предпринимательница продолжила развивать Малый Турыш — например, начала строительство общественного центра, где должны были открыться магазин, пекарня, парикмахерская и туристический центр. А еще запустила образовательную программу, чтобы делиться опытом с другими социальными предпринимателями: «Если есть сообщество таких же, как ты, предпринимателей, то появляется возможность позвонить другу и попросить совета. Это важнее любых денег — знать, что ты не один и твоя проблема не уникальна».

В конце 2023 года в Малом Турыше произошел пожар: сгорели склад, столярная мастерская и гараж со всей техникой. Общий урон оценивался в 11 млн рублей. Гузель Санжапова не пала духом и для восстановления производства запустила сбор на краудфандинговой платформе Planeta.ru. В числе лотов были сладости, произведенные в деревне, мерч и открытки с ироничными надписями: «Сгорел, но не выгорел», «Бабки не горят, бабки пилят» (рядом фото: пожилая жительница деревни болгаркой режет сгоревшую технику) и «Береги свои искры».

Галина Звягина: делает мебель для детей с ДЦП
Фото Даниила Головкина

Галина Звягина: делает мебель для детей с ДЦП

Соосновательница бренда Little Sweet Lemon

Лучшее бизнес-решение, 2022–2023

Дочь Галины Звягиной Лиза родилась с ДЦП. Это оказалось серьезным испытанием для семьи — бесконечные обследования и реабилитации, больницы и лечебные центры. Врачи подчеркивали: чтобы болезнь не взяла верх, ребенку нужны регулярные тренировки на специальных тренажерах. Проконсультировавшись с медиками, Галина и ее муж (оба архитекторы) начали делать их самостоятельно.

Во время пандемии COVID-19 большинство реабилитационных центров оказались закрыты. На карантине Галина и Михаил разрабатывали не только тренажеры, но и специальную мебель — стульчики, парты, ступеньки для стоп. Через знакомых нашли производителя, которому понравилась идея проекта. Название выбрали в честь Лизы, которую называли в семье «сладким лимончиком».

Сейчас в линейке Little Sweet Lemon полтора десятка предметов детской мебели и домашних тренажеров, которые помогают детям с двигательными нарушениями развивать координацию движений, правильную походку и осанку.

Анна Клепиковская: развивает туризм в Архангельской области
Фото Ивана Кайдаша

Анна Клепиковская: развивает туризм в Архангельской области

Лидер проекта «Культурно-ландшафтный парк «Голубино»

Лучшее бизнес-решение, 2021

В 2006 году Анна Клепиковская впервые попала в поселок Пинега Архангельской области, откуда родом ее муж, и была поражена местными обычаями, культурой и природой. Спустя 12 лет вместе с ним и семьей его сестры она начала развивать местный туристический комплекс, который к тому времени находился в плачевном состоянии — здания были заложены разным банкам, сотрудники месяцами не получали зарплаты.

Культурно-ландшафтный парк «Голубино», в который входит гостиница и визит-центр, создает рабочие места за счет устойчивого туризма. Как и для других туристических бизнесов, настоящим испытанием для него стала пандемия. Анне пришлось придумывать, как поддержать проект на плаву. Экскурсии перешли в онлайн-формат; чтобы обеспечить занятость сотрудников, была организована доставка еды в Пинегу, а вынужденный простой гостиницы стал поводом сделать там ремонт. В результате, хотя общее количество туристов в Архангельской области в 2020 году сократилось, загрузка комплекса даже в низкий осенний сезон выросла на 30%, а выручка — на 15%.

Сегодня «Голубино» работает не только как гостиничный комплекс, но и как туроператор, который организует поездки по Пинежью и окрестностям.

Ольга Барабанова: создает детские инвалидные коляски
Фото Ивана Кайдаша

Ольга Барабанова: создает детские инвалидные коляски

Основательница компании Kinesis, попечительница фонда «Продвижение»

Лучшая перестройка бизнеса, 2021

До создания компании Kinesis Ольга Барабанова занималась производством детских велосипедов и беговелов «Лисапед». Их делали из облегченного углепластика, и в какой-то момент Ольга поняла, что из этого же материала можно делать инвалидные коляски — чтобы они были легкими и маневренными, а не тяжелыми и громоздкими. В 2018 году она запустила компанию Kinesis, которая производит активные (в них можно ездить без помощи сопровождающего) детские инвалидные коляски из алюминия и карбона. Благодаря им дети сохраняют свободу движения.

«2020 год, мягко говоря, стал для нас непростым. Шесть месяцев мы находились в простое, — вспоминала Ольга период пандемии. — Несколько раз были на грани закрытия, существенно сократилось количество заказов, замедлились благотворительные сборы». Последние покрывали стоимость колясок для тех клиентов, которые не могли купить их самостоятельно. В 2021 году, чтобы сделать сбор средств на коляски регулярным, Барабанова стала попечителем фонда «Продвижение», занимающегося созданием доступной среды в городах.

Фонд продолжает работу, ежегодно помогая десяткам детей получить активные инвалидные коляски.

Алена Куратова: помогает пациентам с редкими заболеваниями кожи
Фото Ивана Кайдаша

Алена Куратова: помогает пациентам с редкими заболеваниями кожи

Основательница фонда «Дети-бабочки» и онлайн-академии проблем кожи Skill for Skin

Лучшая социально-благотворительная инициатива, 2021

Еще в 2011 году Алена Куратова, увидев в социальных сетях фотографию покрытого волдырями ребенка, стала волонтером, а потом запустила фонд «Дети-бабочки», который помогает пациентам с буллезным эпидермолизом. Это редкое генетическое заболевание, при котором кожа крайне чувствительна к малейшим повреждениям. За 10 лет фонд привлек более 1,2 млрд рублей и провел обучение более 10 000 медицинских специалистов в России и СНГ.

Обучению посвящен и новый проект фонда — онлайн-академия Skill for Skin, запущенная в 2020 году. Это бесплатная библиотека знаний по темам, связанным с заболеваниями кожи. Одни курсы предназначены для врачей, другие — для самих пациентов или тех, кто за ними ухаживает (родителей, нянь). «К сожалению, врачи до сих пор не всегда обладают актуальными знаниями о дерматозах (особенно редких), много вопросов о лечении и уходе за болезненной кожей и у пациентов. Академия во многом решает этот вопрос. Ведь важно вовремя оказать помощь. Восстанавливать кожу тяжелее, чем ее сохранять», — говорит Куратова.

Сейчас академия предлагает 18 разных курсов, а также проводит вебинары. Алена Куратова в 2024 году вошла в жюри премии Forbes Woman Mercury Awards.

Инна Должикова: разрабатывает вакцины
Фото Ивана Кайдаша

Инна Должикова: разрабатывает вакцины

Заведующая лабораторией Государственной коллекции вирусов ФГБУ «НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи» 

Специальный приз за прорыв в области науки и технологий, 2021

После окончания Московского университета в 2010 году Инна Должикова сначала работала в Институте общей генетики, а потом по совету подруги пришла в Центр Гамалеи, он же Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии Минздрава России. Среди препаратов, над которыми она работала, — вакцины от лихорадки Эбола и от ближневосточного респираторного синдрома. Возбудитель последнего — представитель семейства коронавирусов. Поэтому, когда в 2020 году перед Инной и ее коллегами встала задача разработать вакцину от COVID-19, она уже была знакома с тем, кого предстоит победить.

Результатом работы стала вакцина Sputnik V. Но, чтобы доказать, что она работает (заявленная эффективность — более 90%), необходимо было провести испытания. Сначала — на модельных животных, то есть таких, у которых картина заражения будет максимально похожа на человеческую. «Это было время, когда физически тяжело, но эмоционально все были на подъеме. Тот восторг, радость и счастье, которые ты испытываешь, когда видишь, что твой препарат работает, защищает животных, не дает вирусу даже возможности проникнуть в их организм, моментально убивают накопившуюся усталость и дают тебе новые силы идти и работать дальше», — вспоминала Должикова.

В феврале 2024 года Минздрав зарегистрировал обновленный вариант вакцины, защищающий от новых штаммов вируса SARS-CoV-2.

Ирина Андреева: помогает занятым родителям
Фото Ивана Кайдаша

Ирина Андреева: помогает занятым родителям

Генеральный директор сервиса по поиску бебиситтеров KidsOut

Лучшее бизнес-решение, 2020

Сервис поиска бебиситтеров Kidsout в 2014 году запустили журналисты и на тот момент супруги Екатерина Кронгауз и Илья Красильщик (признан иноагентом). Ирина Андреева делала похожий проект, но в итоге присоединилась к Kidsout и взяла на себя все операционное управление, став генеральным директором. Под ее руководством проект расширился, открылся офис в Санкт-Петербурге и франшизы в Тюмени, Екатеринбурге, Новосибирске и Ростове-на-Дону.

Пандемия коронавируса не снизила спрос на нянь — напротив, он вырос. Но пришлось работать в новых условиях. Буквально за несколько дней сервис разработал формат онлайн-ситтинга. Андреева лично проводила вебинары для бебиситтеров, рассказывая, как по видеосвязи развлечь ребенка, пока его родители работают на удаленке. Онлайн-формат позволил расширить географию проекта — за три месяца ситтеры выполнили 2753 заказа для жителей 57 городов мира.

А затем запустилась Академия Kidsout — платформа онлайн-занятий по самым разным темам. Родители покупают билет, и в назначенное время ребенок по видеосвязи присоединяется к небольшой группе, которая разучивает алфавит, слушает нескучную лекцию по окружающему миру или обсуждает правила этикета. Сразу после снятия режима самоизоляции спрос на занятия снизился, но академия продолжила работу. Сейчас для некоторых возрастных групп билеты на все доступные даты полностью раскуплены.

Виктория Евдокимова: организовала доставку продуктов для пожилых

Виктория Евдокимова: организовала доставку продуктов для пожилых

Основательница сервиса «Доставка 65» 

Лучшая перестройка бизнеса под нужды борьбы с COVID-19, 2020

В первые дни пандемии коронавируса, когда пожилым людям было рекомендовано не выходить из дома, Виктория Евдокимова искала возможность доставить продукты своим родителям, живущим в другом городе. Все сервисы были ориентированы на молодую аудиторию: чтобы ими пользоваться, надо было установить на телефон приложение, привязать банковскую карту. «Что оставалось делать тем пожилым, у которых без интернета нет возможности заказать продукты на дом? Пришлось сделать такой сервис самой», — рассказывает предпринимательница.

На тот момент Виктория работала в компании Voximplant, которая занимается созданием коммуникационных продуктов. Для запуска службы доставки она воспользовалась ресурсами компании, которая также выделила грант на покрытие расходов, связанных с обработкой заказов. Их оформлял по телефону голосовой робот, затем распознанный текст отправлялся магазину-партнеру. Оплатить продукты можно было наличными или сделать перевод на карточку. К проекту присоединились и другие компании: «Яндекс Облако» бесплатно предоставил технологию распознавания голоса, сети «ВкусВилл», «Лента», «Дикси» и другие собирали заказы, волонтеры их развозили.

В разгар пандемии сервис помог тысячам пожилых людей буквально не умереть с голоду. «Запуганные новостями, они боялись выходить из дома, были случаи, когда у людей оставалось в холодильнике всего полбутылки кефира», — говорила Евдокимова.

Анастасия Энгельгардт: в пандемию обеспечивала врачей питанием

Анастасия Энгельгардт: в пандемию обеспечивала врачей питанием

Основательница фонда «Доступ» 

Лучшая социальная и благотворительная инициатива бизнеса, 2020

В 25 лет Анастасия Энгельгардт чуть не погибла при падении вертолета и тогда поняла, как важно в критической для здоровья ситуации попасть к грамотному медику. «При этом, для того чтобы стать врачом и начать практику, каждый студент-медик должен пройти ординатуру, обучение в которой стоит порядка 300 000 рублей в год. Для многих это неподъемная сумма», — говорит она. Она открыла фонд «Доступ», чтобы  оплачивать обучение врачей, собирая деньги за счет проведения лекций по искусству.

После начала пандемии фонд перенаправил свою деятельность на удовлетворение первоочередных потребностей врачей — обеспечение медиков горячей едой и напитками, средствами гигиены и индивидуальной защиты. В рамках акции #боремсявместе заведения общепита, закрывшиеся из-за карантина, производили готовые обеды, а сервисы доставки их развозили по больницам.

После отмены карантина акция завершилась. За три месяца работы медики получили 150 000 обедов на сумму более 20 млн рублей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+