К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Итоги премии Forbes Woman Mercury Awards 2022-2023

Итоги премии Forbes Woman Mercury Awards 2022-2023
Уже третий год подряд Forbes Woman совместно с ювелирной компанией Mercury проводят конкурс для женщин, которые строят социально ответственный бизнес и создают лучшие благотворительные проекты. Сегодня мы рассказываем об итогах и победительницах премии Forbes Woman Mercury Awards 2022-2023.

Итоги премии

В 2020 году Forbes Woman совместно с ювелирной компанией Mercury учредил ежегодную премию для женщин. В первый год она была посвящена предпринимательницам и владелицам малого бизнеса, которые лучше всего проявили себя в период пандемии. В 2021 году все большее значение стал приобретать тот импакт, который создают проекты участниц конкурса, поэтому все победительницы оказались так или иначе вовлечены в социальную и благотворительную деятельность. В 2022 году стало очевидным, что огромное количество женщин вновь оказались в ситуации, когда они вынуждены в одиночку не только выживать в сложнейших условиях, но и спасать людей вокруг себя. Поэтому мы приняли решение не отменять премию, несмотря ни на что. 

В результате в этот раз в редакцию поступило рекордное количество заявок — мы получили более 250 писем со всей России. Отбор заявок проходил в два этапа: сначала редакция сформировала шорт-лист премии, по пять проектов в каждой номинации. Затем вместе с экспертным жюри мы изучили заявки, и по результатам голосования были выбраны имена победительниц в трех номинациях: «Лучшее бизнес--решение», «Лучший благотворительный проект» и «Лучший проект в сфере социального предпринимательства».

В жюри вошли HR «Яндекса» Дарья Золотухина, акционер «Группы компаний S7» Татьяна Филева, председатель совета директоров мясокомбината «Павловская слобода» Раиса Демина, вице-президент компании Mercury и руководитель ювелирно-часового направления Елена Иванова и редакция Forbes Woman в лице Юлии Варшавской, Марии Михантьевой и Когершын Сагиевой. 

 

Главный приз Forbes Woman Mercury Awards в каждой номинации — брошь Mercury в форме сердца, выполненная из белого золота и бриллиантов. Она создана специально для лауреатов премии Forbes Woman Mercury Awards. Каждая из наград отмечает выдающиеся успехи, которых достигла каждая героиня, ее смелость и решительность. 

«Forbes Woman Mercury Awards — это премия, которую мы совместно с Forbes Woman проводим уже третий год. Наша цель — отметить выдающиеся результаты талантливых, смелых, предприимчивых женщин, бизнес-проекты и решения которых становятся вдохновляющим примером для многих. Наша инициатива родилась в 2020 году, когда бизнес-сообщество столкнулось с серьезными сложностями. Тогда нам хотелось показать и отметить выдающиеся успехи женщин-предпринимательниц в турбулентный период для экономики. Увидев общественный резонанс и осознав важность нашей инициативы, мы решили сделать нашу премию ежегодной», — комментирует Елена Иванова, вице-президент компании Mercury и руководитель ювелирно-часового направления.

 
Главный приз премии Forbes Woman Mercury Awards

Кроме того, на этот раз участниц шорт-листа, не вошедших в тройку победителей, ждали специальные призы: еще три конкурсантки получили возможность пройти личную консультацию у одного из членов жюри и обсудить траекторию развития проекта в будущем. Так Татьяна Филева выбрала проект Анастасии Ивановой — Use Your Girl Power, которая обучает английскому языку на вдохновляющих историях о женщинах; Дарья Золотухина проведет консультацию Юлии Бариновой, автору проекта  «Мы в игре» — чат-бота для учителей физкультуры, которые хотят научиться вовлекать девочек в футбол и спорт в школе;  Раиса Демина отдаст свой специальный приз Валерии Костиной за ее проект «Это не PROSTO вещи», которая во Владивостоке, а затем и всем Приморском крае развернула деятельность по сбору одежды и передачи ее нуждающимся.

И наконец, в этом году к премии присоединился А-Клуб, закрытое деловое общество Альфа-банка, в лице своего руководителя Алины Назаровой. Специальный приз от А-Клуба — обучение в Школе «Сколково» на программе для женщин по формированию стратегии личностного и профессионального развития. «Мы рады поддерживать людей, чьи бизнес-идеи становятся еще и важными социальными проектами. Выбор был непростым, но проект be easy kid, который создает не просто комфортную, но и модную одежду для детей с особенностями, заслуживает особого внимания. Нам нравится посыл бренда — через одежду дать ребенку чувство уверенности в себе, повысить самооценку. Мы думаем, что обучающий курс в компании таких же женщин-лидеров позволит создательнице бренда получить дополнительную поддержку», — рассказывает Алина Назарова, руководитель А-Клуба. 

 «Для меня в премии Forbes Woman Mercury Awards в этом году поразительно абсолютно все: тот факт, что она вообще случилась и мы снова выпускаем печатный журнал, на обложку которого можем поставить портреты победительниц; рекордное количество заявок, больше, чем в предыдущие годы, несмотря на ситуацию в стране; а главное, та реакция, которая последовала за нашим решением сделать в этом году упор на социальную повестку, — комментирует итоги конкурса Юлия Варшавская, главный редактор Forbes Woman. — Нас поразило количество благотворительных проектов, которые делают женщины по всей России, и мы бы поддержали каждую. Но конкурс есть конкурс, и победа досталась не всем. Поэтому на этот раз мы приняли решение выпустить ряд текстов на сайте www.forbes.ru, где расскажем о многих проектах из заявок на премию, объединив их тематически. Потому что эти голоса должны быть услышаны».

 

Победительницы премии 

При выборе победительниц жюри оценивало успех проекта и эффективность решений не только по финансовым показателям, но и по его импакту, социальной значимости и объему реальной помощи людям, которые оказались в наиболее уязвимом положении.  

Елена: жакет и блуза Ralph Lauren, джинсы 3x1, туфли Gianvito Rossi. Кулон и кольцо Mercury, коллекция Color; брошь Mercury; Галина: жакет и поло Ralph Lauren, джинсы Frame, босоножки Dolce & Gabbana. Серьги и кольцо Mercury, коллекция Flower; брошь Mercury (Фото Даниила Головкина)

Елена Максимова, генеральный директор АНО «Услышать тишину»

Лучший благотворительный проект

Будучи студенткой, Елена Максимова участвовала в волонтерском проекте, идейным вдохновителем которого был человек с нарушениями слуха. Тогда она впервые соприкоснулась с миром неслышащих людей. «Я узнала о культуре глухих, об их особом восприятии мира, — вспоминает Елена. — Это перевернуло мое сознание». 

Елена Максимова. Платье Valentino. Брошь Mercury, белое золото, бриллианты; кольцо Mercury, коллекция Classic, белое золото, бриллианты; браслет Mercury, коллекция Color, белое золото, бриллианты, рубины; Гузель: жакет Brunello Cucinelli, майка Dorothee Schumacher, джинсы Agolde, кеды Converse. Колье Mercury, коллекция Classic; брошь Mercury (Фото Даниила Головкина)

Например, люди, которые с детства общаются на русском жестовом языке, с трудом воспринимают написанный на «обычном» русском текст. Для них письменный язык — иностранный: у него другой грамматический строй, иначе работает словообразование. Все, что требует чтения, от новостей до учебников, может вызывать трудности в восприятии.

При этом глухота стигматизирована: она не видна со стороны, но ее проявления раздражают окружающих, которые, столкнувшись с неслышащим человеком, в лучшем случае повышают голос.

Елена решила, что хочет и дальше работать с неслышащими людьми, и в 2019 году зарегистрировала автономную некоммерческую организацию «Услышать тишину» для системной помощи им. Вместе с командой она создавала образовательные и медийные проекты, которые помогали людям с ограничениями по слуху лучше ориентироваться в вопросах медицины и здоровья, образования и культуры. 

 

В 2020 году у Максимовой родилась дочь. «Став мамой, я задумалась: а как рожают глухие? Как они проходят путь к материнству? — вспоминает Елена. — Во время беременности женщина уязвима и беззащитна. У нее эмоциональные переживания, гормоны, на нее давит общество. Во время родов она испытывает боль и страх. Ей нужна поддержка. Хорошо, если врач попался понимающий, а близкие поддерживают и принимают. А если нет?»

Вместе с командой «Услышать тишину» Максимова провела несколько исследований: общалась со слабослышащими родителями, опрашивала медсестер и врачей. Выяснилось, что 87% глухих женщин не знают, как правильно вести себя при беременности и родах, ошибаются при уходе за малышом. 

«Глухим людям негде подготовиться к появлению ребенка, — объясняет Максимова. — А врачи не знают, как с ними общаться. Не повторяют сказанное, не приспускают маски, чтобы была видна артикуляция. Не хотят отвечать письменно или отвечают кратко. Глухим чаще делают кесарево сечение, чаще допускают акушерское насилие, невнимательность. Из-за этого глухие не доверяют врачам и ухаживают за детьми по информации от других глухих».

Ни один проект для глухих людей мы не делаем без самих глухих. Каждый раз мы спрашиваем их, подходит ли им это решение, поможет ли оно, облегчит ли жизнь

В 2022 году Максимова запустила «Школу будущих родителей в тишине». Это серия образовательных материалов, адаптированных для восприятия глухих людей: видео на русском жестовом языке и брошюр о беременности, родах и уходе за ребенком. Производством занимались сотрудники АНО «Услышать тишину» при участии приглашенных экспертов: гинекологов, неонатологов, акушеров, специалистов по материнскому уходу, педиатров, экспертов РЖЯ и других. «Нам удалось интересно и наглядно рассказать практически обо всем, что нужно знать будущей маме, — уверена Елена. — Например, на съемки лекторы привозили настоящие аппараты кардиотокографии плода, макеты костей таза, куклы младенцев, ванночки, пеленки». 

 

На реализацию проекта удалось получить почти 3 млн рублей от Фонда президентских грантов. «Мы также привлекали волонтеров — например, для упаковки 46 000 брошюр для рассылки по всем регионам России», — говорит Елена. Проект поддержали Всероссийское общество глухих (ВОГ) и его региональное отделение в Тульской области. Но чтобы развивать его, потребовалось дополнительное финансирование, и «Школа» запустила услугу платных консультаций. Беременные или недавно родившие женщины могут получить ответы от профильных врачей в двух форматах — письменно или по видеозвонку с синхронным переводом на жестовый язык.

«Сейчас в нашей школе прошли обучение 544 женщины и двое мужчин, — рассказывает Максимова. — Они стали увереннее, спокойнее, они готовы к роли родителей».

Еще одним направлением стала просветительская работа с медицинским персоналом — для них «Школа» проводит лекции и другие обучающие мероприятия.

В 2023 году Елена вместе с командой планирует запуск приложения «Доктор Жест» — интерактивного помощника для неслышащих людей, который поможет подготовиться к приему у врача. Обращаясь к пользователям на жестовом языке, помощник собирает данные анамнеза и жалобы, которые затем можно показать врачу. Кроме того, в приложении разъяснены медицинские термины и сложные с точки зрения жестового языка понятия — например, разница в характере боли (режущая, тянущая, колющая). Также приложение разъясняет все диагнозы, подбирает медицинские диеты.

 

«Я считаю, что залог успеха наших проектов — то, что мы понимаем глухих людей. Мы любим их сообщество, говорим на их родном языке, понимаем особенности их культуры и восприятия мира. Мы понимаем проблемы, которые порой не очевидны для слышащих, — говорит Елена, которая в 2022 году и сама освоила русский жестовый язык. — Ни один проект для глухих людей мы не делаем без самих глухих. Каждый раз мы спрашиваем их, подходит ли им это решение, поможет ли оно, облегчит ли жизнь. Мы гордимся тем, что каждый наш проект — это инновация, аналогов которой нет нигде в мире». 

Гузель Санжапова, основательница проекта «Малый Турыш»

Лучший проект в сфере социального предпринимательства

«Проект начался с желания помочь папе с пасекой. Мед продавался плохо, в деревне было ощущение покинутости», — рассказывает социальная предпринимательница, в прошлом сотрудница IT-компании Гузель Санжапова. Десять лет назад в ее родном Малом Турыше, расположенном в 200 км от Екатеринбурга, было не больше двух десятков домов — и ни школы, ни продуктового магазина, ни фельдшерского пункта. Местные жители уезжали работать в города или соседний Большой Турыш.

Гузель Санжапова. Рубашка Acne Studios, джинсы 7 for all mankind. Брошь Mercury, белое золото, бриллианты; часы Chopard, коллекция Happy Sport, сталь, бриллианты; кольцо Mercury, коллекция Classic, белое золото, бриллианты (Фото Даниила Головкина)

Первое вложение Санжапова сделала из личных средств: на 300 000 рублей купила оборудование для производства взбитого меда — сладости, которую ей довелось попробовать в одной из поездок по Европе. Первую партию продала на летнем маркете в Екатеринбурге под брендом Cocco Bello — у него уже была аудитория в социальных сетях: под этой маркой Гузель с партнером Натальей Александровой шили галстуки-бабочки. 

 

Поняв, что продукт пользуется спросом, Санжапова с помощью краудфандинга собрала на развитие проекта еще около 400 000 рублей. «Так появился первый продукт — крем-мед с ягодками, а в деревне стало расти маленькое производство. Со временем проект превратился из производства в фактор развития территории — мы стали развивать инфраструктуру и качественно менять жизнь людей в деревне», — говорит Гузель. 

Благодаря краудфандингу ей удалось построить, а затем расширить кондитерское производство, а также создать первые рабочие места для жителей Малого Турыша. «Первыми сборщиками ягод были четыре бабули, с них все и началось. Наш проект постепенно менялся, становился более основательным: за несколько лет от стадии «дадим возможность заработать бабушкам» мы дошли до «дадим возможность всем поколениям». Сейчас у нас есть сборщики всех возрастов, а на самом производстве — штатные сотрудники», — рассказывает Санжапова.

Сделать это не так просто из-за особого отношения «деревенских» к бизнесу. В деревне есть стереотип, что бизнес — это спекуляции

Помимо создания рабочих мест, Гузель занималась развитием в деревне инфраструктуры. Вместо колодца пробурили скважину, построили детскую площадку, усилиями волонтеров установили беседку и организовали систематический вывоз мусора — всего этого в Малом Турыше раньше не было. 

«Все эти 10 лет с нами были наши покупатели, спонсоры наших краудфандинговых проектов и компании-партнеры», — рассказывает Санжапова. Привлекать последних она начала после первых продаж крем-меда. «Спонсоры и партнеры приходят, когда у тебя есть четкий ответ на вопрос «Зачем?». Наш ответ: чтобы деревня жила и развивалась, а деньги для нас — средство, а не цель, — говорит Гузель. — Мы объясняли: с каждой ложкой варенья вы помогаете людям в деревне. Наша история — про изменение деревни через работу и через продукты, которые мы выпускаем».

 

Во время пандемии COVID-19, несмотря на снижение продаж, Санжапова решила провести ребрендинг — на этикетках и баночках появились лица реальных жителей деревни. «Этим нам хотелось добавить больше яркости и смысла, протянуть ниточку от производителей из деревни к потребителям в городе, — объясняет предпринимательница. — В 2022 году мы также столкнулись с троекратным падением продаж, поэтому нам еще предстоит заново пересобрать сегменты бизнеса».

Сейчас в деревне строится общественный центр. В нем откроются магазин и пекарня — теперь не нужно будет ждать приезжающего раз в неделю автоприлавка. Появится парикмахерская и зона для врачебного чекапа. Добавятся места для размещения туристов. Все это, говорит Санжапова, позволит создать «городской комфорт посреди нигде». А самое главное, ради чего и затеяна стройка, — образовательное пространство для сельских предпринимателей из других регионов. 

Гузель Санжапова уверена, что кейс, подобный «Малому Турышу», возможен и в других селах. Несмотря на глобализацию и урбанизацию, далеко не у всех людей есть возможность или желание -уехать из деревни в город. Один из способов развивать сельские территории — научить жителей предпринимательству, созданию и продаже продуктов, которые они могут производить своими силами. 

Тем не менее сделать это не так просто из-за особого отношения «деревенских» к бизнесу. «В деревне есть стереотип, что бизнес — это спекуляции. Это откуда-то из 1990-х идет, когда разваливались колхозы, — что если ты предприниматель, значит, делаешь все плохо, особенно если на продажу. Мы много лет боролись с этим стереотипом, чтобы поменять отношение, чтобы люди начали гордиться тем, что они делают», — делится Санжапова.

 

Именно поэтому предпринимательница запустила в 2022 году образовательную программу. «Нам часто кажется, что каждый сам, в одиночку должен справляться со всеми проблемами, которые возникают в бизнесе, в деревне. Но если есть сообщество таких же, как ты, предпринимателей, то появляется возможность позвонить другу и попросить совета. Это важнее любых денег — знать, что ты не один и твоя проблема не уникальна». 

Галина Звягина, соосновательница бренда Little Sweet Lemon

Лучшее бизнес-решение

«Иногда случается, что мышечная и нервная системы дают сбой, человек теряет способность в полной мере контролировать позу и движения. Обычная мебель такому человеку не подходит», — рассказывает Галина Звягина, соосновательница бренда адаптивной детской мебели Little Sweet Lemon. Чтобы объяснить, какие нюансы приходится учитывать людям с двигательными нарушениями, она приводит в пример конструкцию стула: высота сиденья должна быть подобрана таким образом, чтобы коленные суставы были согнуты под определенным углом (иначе возникает нагрузка на задние мышцы бедра); наклон сиденья — адаптирован под наклон таза, спинка — плотно примыкать к нижней части спины. К такому стулу нужен подогнанный по высоте стол, чтобы выпрямить позвоночник.

Галина Звягина. Платье Valentino. Брошь Mercury, белое золото, бриллианты; серьги, кольцо Mercury, коллекция Flower, белое золото, бриллианты, сапфиры; колье Mercury, коллекция Flower, белое золото, бриллианты (Фото Даниила Головкина)

Галина и ее муж Михаил по образованию архитекторы. Они познакомились во время поступления в МАРХИ, после выпуска поженились. А потом родилась Лиза. Из-за родовой травмы у нее детский церебральный паралич.

 

Болезнь ребенка стала испытанием для молодых родителей: Галина вспоминает, что «нервы брали верх над разумом», семья чуть не распалась. Жизнь превратилась в череду бесконечных обследований и реабилитаций в России и за границей. Лиза училась разговаривать, осваивала новые движения, однако занятий в лечебных центрах было мало, а врачи постоянно напоминали, что тренировки должны быть регулярными. Чтобы проводить их дома, требовались специальные тренажеры. Проконсультировавшись со своим реабилитологом Вахтангом Прохоровым, Галина и Михаил начали делать их самостоятельно. 

Первой стала «Елочка» — регулируемые по высоте брусья со специальным напольным вкладышем. «У детей с ДЦП из-за сильного мышечного тонуса нижние конечности смотрят внутрь, — объясняет Галина. — «Елочка» развивает более физиологичное разведение носков в сторону». А кроме того, формирует правильный двигательный стереотип — последовательность движений бедер и ног при ходьбе.

После «Елочки» Звягины задумались о других изделиях, которые помогали бы детям с ДЦП, травмами или двигательными нарушениями осваивать новые навыки. К тому времени уже началась пандемия COVID-19, и большинство реабилитационных центров оказалось закрыто. Во время самоизоляции Галина и Михаил разрабатывали стульчики, парты, специальные ступеньки для стоп, тренажеры — пригодился и собственный опыт занятий с ребенком. «Наши тренажеры — это не медицинские изделия, а адаптивная мебель и помощники в правильной активности дома», — подчеркивает Звягина. 

Название Little Sweet Lemon выбрали в честь «сладкого лимончика» Лизы, о взрослении и реабилитации которой Галина рассказывала в одноименном блоге. За буднями девочки следили 12 000 человек, в том числе родители детей с похожими проблемами. Они и стали стартовой аудиторией проекта: тренажеры, о которых рассказала в своем блоге Галина, оказались нужны людям по всей России и не только. 

 
Мы хотим, чтобы благодаря Little Sweet Lemon родители не были погружены в мысли о том, что дома они упускают драгоценное время, а имели бы возможность провести его с пользой

«У нас не было возможности вкладываться в дорогостоящее оборудование, потому что все ресурсы уходили на работу с Лизой, — рассказывает Галина. — Через знакомых удалось найти изготовителя, в прошлом производственника Игоря Захарова, которому откликнулась наша идея. У него была своя мастерская, а наш проект ему очень понравился, и он захотел в нем поучаствовать». С этим мастером Звягины работают уже три года. 

Все тренажеры делаются под заказ по предоплате, срок изготовления — от трех до девяти дней. Заказы приходят со всей России, а также из Белоруссии и Казахстана. За 2022 год было продано 280 тренажеров 150 семьям на общую сумму 1,2 млн рублей. Галина подчеркивает, что за счет оптимизации производства удается сохранять низкую стоимость изделий, делая их доступными для семей с детьми.

Продвижение бренда шло в основном через Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), но в марте 2022 года Роскомнадзор начал блокировать соцсеть. «Вначале была паника. Мы не знали, куда уходить, — это был единственный канал продаж, не считая сарафанного радио», — вспоминает Галина. В конце концов решили оставить все как есть: вести личные и бизнес-аккаунты в соцсети не запрещено, как и рекламировать свои товары и услуги без подключения платных инструментов продвижения, а их Звягины и не использовали. Сохранить активность в блоге удалось благодаря ежемесячным конкурсам и взаимному пиару с блогерами со схожей аудиторией. Кроме того, Галина и Лиза начали записывать Reels с демонстрацией упражнений.

Сейчас Галина и Михаил работают над сотрудничеством с большими государственными реабилитационными центрами Москвы и занимаются оформлением товарного знака и патентов на свои тренажеры. В будущем собираются снимать обучающие видеопособия к своим тренажерам. «Мы надеемся, что это значительно улучшит ситуацию в регионах, где может не хватать специалистов, — рассказывает Галина. — Мы хотим, чтобы благодаря Little Sweet Lemon родители не были погружены в мысли о том, что дома они упускают драгоценное время, а имели бы возможность провести его с пользой, преодолели страх перед самостоятельными занятиями с ребенком и вовлекли в этот процесс всю семью». 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+