К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Доступ к добру. Как 28-летняя москвичка основала фонд поддержки молодых онкологов и кормила врачей в пандемию

Фото Ивана Кайдаша
Фото Ивана Кайдаша
Forbes Woman продолжает рассказывать о финалистах премии Forbes Woman Mercury Awards. В номинации «Лучшая социальная и благотворительная инициатива бизнеса» победила Анастасия Энгельгардт, основательница фонда «Доступ» и проекта #боремсявместе — благотворительной акции, в рамках которой компании и рестораны обеспечивали врачей горячими обедами и кофе, облегчая им дежурства

«Я могла остаться инвалидом на всю жизнь, но врачи в прямом смысле слова поставили меня на ноги, теперь и я пытаюсь сделать для них что-то хорошее», — рассказывает основательница благотворительного проекта «Доступ» Анастасия Энгельгардт. На свое 25-летие Анастасия отправилась с друзьями на вертолетную прогулку над Олимпийским парком, это был подарок родителей на день рождения. Но развлечение обернулось трагедией — вертолет рухнул на жилой дом. Двое друзей погибли, у самой Энгельгардт были переломаны ребра и позвоночник. Девушку оперировали более пяти часов, а ее молодой человек, которого врачи буквально вытащили с того света, навсегда оказался прикован к инвалидному креслу. По словам Анастасии, после катастрофы она поняла, насколько важно попасть к квалифицированным специалистам.

С проблемой плохого уровня подготовки медперсонала столкнулись и родственники Энгельгардт: «80% моих родных ставили диагноз «онкология». Но когда они впервые обращались к врачам, никто долгое время не мог понять, что с ними происходит. Это ужасающе, ведь в России онкология — вторая самая распространенная причина смерти», — делится она. — «При этом для того чтобы стать врачом и начать практику, каждый студент-медик должен пройти ординатуру, обучение в которой стоит порядка 300 000 рублей в год. Для многих это неподъемная сумма».

Сама Энгельгардт в сфере здравоохранения работает с 18 лет. На втором курсе она устроилась в компанию «Евросервис», занимающуюся дистрибуцией медицинского оборудования. После окончания Всероссийской академии внешней торговли, она попала на стажировку в General Electric, в подразделение Healthcare. Первые два месяца девушка проработала в отделе логистики, но быстро перешла в маркетинг и занималась респираторной техникой. Через пять лет получила должность руководителя сегмента и отвечала за респираторное оборудование на территории РФ, СНГ и Центральной Азии.

 

До создания фонда «Доступ» Энгельгардт сотрудничала с фондом «Во благо», основанным в 2016 году Ольгой Мансир (проект также попал в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards), который тоже помогает врачам и поддерживает современное искусство. В 2019 году Анастасия завершила сотрудничество с «Во благо» — и запустила собственный проект, очевидно, используя накопленный опыт в этой сфере благотворительности. 

«Я хотела помогать врачам-онкологам. При этом всегда интересовалась искусством, любила ходить на лекции, посвященные этой теме. Я подумала, зачем я хожу в другие лектории, если сама могу организовать эти лекции и таким образом заработать денег для врачей», — рассказывает Энгельгардт. Так появился «Доступ». Экономика проста: люди подписываются на культурные мероприятия, организуемые фондом, а собранные средства идут на оплату профессиональной подготовки врачей-онкологов.

 

«Мне кажется такой формат очень интересным. Ведь человек не просто сделал пожертвование, не получив ничего взамен кроме благодарности и приятной эмоции от дарения, но и посетил мероприятие, приобрел знания, испытал положительные эмоции и самое главное — помог. Такие механики дают возможность вовлекать новых людей в благотворительность», — рассуждает Ольга Флер, основательница фандрайзингового проекта Meet for charity.

Акселератор и запуск проект  

Осенью 2019 года Анастасия Энгельгардт вместе с подругой детства Анной Штеклейн (после завершения карантина вышла из проекта) попала в «Акселератор социальных проектов». «На тот момент у нас не было ни сайта, ни инстаграма — ничего. Только идея», — вспоминает основательница фонда.

Из 400 поданных заявок проект «Доступ» был отобран в десятку лучших. Идея заключалась в том, чтобы сделать интересный лекторий, который любой желающий мог посетить за не очень большие деньги. «Нам показалось, что схема, при которой люди не просто хорошо и с пользой проводят время, но и помогают врачам, наиболее жизнеспособна», — говорит предпринимательница. Первое мероприятие было организовано в рамках одного из заданий в акселераторе. Лекция была посвящена инвестированию в искусство и прошла в стенах Мультимедиа Арт Музея, который предоставил площадку бесплатно. Буквально через несколько дней там же была проведена следующая лекция, посвященная психологии.

 

Первоначальные инвестиции Энгельгардт составили 30 000 рублей, которые ушли на покупку коробок для пожертвований, домена и печати визиток.

За полтора месяца участия в акселераторе к команде присоединилось еще три участника. Сегодня в команде «Доступа» четыре человека.

До конца года проекту удалось заработать более 600 000 рублей. За это время было проведено порядка 30 мероприятий. На мероприятии обычно присутствует 25—30 человек, чистая прибыль с одного ивента — 20 000-30 000 рублей. Билет на мероприятие стоит от 1500 до 3500 рублей.

Слушатели могут купить абонемент: 10 любых мероприятий в течение года будет стоить 12 000 рублей, а безлимитное посещение обойдется в 58 000 рублей.

«Мы хотели брать себе 10% от прибыли. Но в акселераторе нам сказали, что мы не матери Терезы и слишком наивны, и нам нужно сильно увеличивать эту сумму, потому что иначе произойдет эмоциональное выгорание», — делится основательница компании.

 

В итоге «в мирное время» на заработную плату идет 20 % от прибыли. Однако во время пандемии, когда проведение офлайн-лекций было невозможно, команда проекта и вовсе работала на волонтерских началах, «Мы инициативно-волонтерская команда. Для нас это дело жизни, а не способ зарабатывания денег», — рассказывает Энгельгардт.

С лекторами проект работает на разных условиях — с кем-то удается договориться о более низкой цене, кто-то готов поддержать благотворительность и выступает бесплатно. Площадку для мероприятий тоже часто предоставляют бесплатно.

«Мы всегда стараемся сделать так, чтобы на мероприятии была определенная атмосфера. Например, на винной дегустации в баре у нас был фудпейринг. Благотворительность без вина не так просто заходит, поэтому мы предлагаем людям пропустить бокальчик», — смеется Анастасия Энгельгардт. 

Чтобы претендовать на грант от «Доступа», молодым онкологам необходимо подать заявку и подготовить мотивационное письмо. В прошлом году было подано 15 заявок, из которых отобрали три.

 

«О проекте «Доступ» я узнала от своего ментора, хирурга-онколога Ростислава Павлова. Для подачи заявки необходимо было заполнить анкету, описать, почему я хотела бы поступить в ординатуру по специальности «Онкология», а также рассказать о своих планах в дальнейшем профессиональном развитии и образовании. Эта сфера для меня всегда казалась чрезвычайно важной и требующей колоссальной подготовки специалистов, которые планируют работать в онкологии. «Доступ» готов был оплатить обучение в ординатуре, однако в итоге этого не потребовалось. Сейчас проект готов финансово помочь с дополнительными образовательными программами, которые не предусмотрены в основном учебном плане», — делится Олеся Кузнецова, резидент Высшей школы онкологии.

Все трое врачей сами смогли поступить на бесплатные программы и теперь являются амбассадорами проекта. Командой проекта было решено направить собранные средства  Ростиславу Павлову на обучение в Гарвардском университете. 

Фонд «Доступ» работал в стандартном режиме до середины марта 2020 года, но из-за грянувшей пандемии все ресурсы были направлены на акцию #боремсявместе.

Иван Кайдаш для Forbes Woman

Кофе, обеды и помощь врачам

Фонд перенаправил свою деятельность на удовлетворение первоочередных потребностей врачей — обеспечение медиков горячей едой и напитками, средствами гигиены и индивидуальной защиты. 19 марта «Доступ» запустил акцию #боремсявместе. «Мы хотели позаботится о врачах, которые, рискуя своей жизнью, находятся круглосуточно в эпицентре борьбы с коронавирусом», — говорит Энгельгардт.  По долгу службы девушка знала много анестезиологов-реаниматологов лично, в частности главврача ГБК №40 Дениса Проценка. Идея акции родилась во время разговора с ним. «Я спросила Дениса Николаевича, чем мы можем помочь, на что он ответил, что в принципе все есть, кроме кофе», — рассказывает создатель проекта.

 

Энгельгардт написала пост в Facebook о том, что необходимо кофе для больницы в Комунарке. «Отклик был мгновенным. Сначала мы поставили кофе, но вскоре возникла потребность и в горячем питании, а потом на нас стало выходить все больше компаний, готовых помочь своей продукцией», — вспоминает предпринимательница. Проблема заключалась в том, что люди хотели везти помощь в Коммунарку, но там уже было все необходимое, поэтому Энгельградт стала масштабировать проект и выходить на другие больницы. Уже через три недели после запуска акции у фонда было 30 подопечных.

Одними из первых на призыв о помощи врачам откликнулась сеть ресторанов Ribambelle, которая начала готовить комплексные обеды. Их выкупала для врачей букмекерская компания «Фонбет», потратив в общей сложности больше 1 млн рублей.

«С Анастасией я познакомилась в Facebook через Ольгу Мальдини, основательницу сообщества «Mommys», в которой я состою. Когда началась пандемия, в группе стали обсуждать, как можно помочь врачам. Поскольку медработники находятся в больнице по 24 часа в сутки, и у них нет времени и сил готовить, а точки общепита закрыты, в голову пришла идея поставлять им еду.  Мы стали готовить обеды, а Анастасия налаживала связи с больницами и грамотно распределяла ресурсы», — вспоминает соосновательница сети Ribambelle Юлия Федоришина.

Сервис по доставке готовой еды Level Kitchen и ресторанная сеть «Тануки» также одними из первых присоединились к акции. В Санкт-Петербурге инициативу поддержали рестораны Italy Group и Atlas Bistro. Дистрибьютор алкогольной продукции Pernod Ricard, поддерживая своих заказчиков — бары и рестораны, начал также выкупать у них обеды для врачей.

 

Всего к проекту присоединилось 98 поставщиков. Позже помощь распространилась на  Екатеринбург, Волгоград и Краснодар. «Сработало сарафанное радио. Компании сами предлагали свою помощь на безвозмездной основе. Хотя нашлись и те, кто хотел  просто пропиариться, но с такими мы сразу прекращали диалог. Я постоянно общаюсь с врачами, вижу их поистине героический труд. И хочется максимально облегчить им жизнь», — говорит Энгельгардт. Любой мог купить врачам еду через сайт фонда. За три месяца работы медики получили 150 000 обедов на сумму более 20 млн рублей. Энгельгардт курировала процесс доставки, организовывали волонтеров, договаривалась с больницами (48 больницам направили помощь). Врачи получили 200 единиц техники (микроволновые печи, кофемашины, термопоты), 6000 респираторов и 1000 защитных  костюмов. В июле акция сбавила обороты, и команда начала консультировать регионы и соседние страны, где нужна была помощь. 

Акция #боремсявместе закончилась в конце августа, проект вернулся к стандартной жизни.

Постковидная эпоха

Во время самоизоляции проектом было проведено 10 онлайн-мероприятий. В начале пандемии одну лекцию смотрело около 50 человек, но потом энтузиазм слушателей упал, и к онлайн-трансляции присоединялось не более десятка. Первое офлайн-мероприятие после пандемии было проведено 30 июля. По словам Энгельгардт, сегодня есть спрос на офлайн-мероприятия, но теперь далеко не все могут позволить себе пойти на платную лекцию. Всего на онлайн-формате получилось собрать 115 000 рублей. 

По мнению директора по социальным проектам Mail.ru Group Александры Бабкиной, благотворительный сектор прежде всего пострадал от снижения объема пожертвований от юридических лиц, особенно малого и среднего бизнеса, по которому ситуация с коронавирусом ударила больнее всего, но многие фонды почувствовали и снижение частных пожертвований. 

 

«Экономический кризис — не лучшее время, чтобы ожидать уверенного роста пожертвований, более того, многие из тех, кто участвовал в благотворительности небольшими пожертвованиями, теперь сами нуждаются в помощи, фонды и мы как сервис фиксируем значительный рост обращений. Одним из направлений, на которое сейчас мы очень рассчитываем — это социальный маркетинг: проекты брендов, которые говорят не только о продукте или услуге, но и призывают аудиторию решать социальную проблему вместе. Такой подход сегодня гораздо выше ценится людьми, вовлекает, влияет на продажи и помогает социальным проектам», — заключает Александра Бабкина.

«Мне кажется, люди помогали, помогают и будут помогать. Милосердие у многих в крови. Конечно ситуация меняется, меняются возможности, но в сложные времена люди больше размышляют о ценностях, часто ставя помощь в приоритет. Несмотря на сложнейшую ситуацию в мире, во время изоляции родилось огромное количество социальных проектов, были организованы новые фонды и реализованы идеи социальных проектов, которые люди ранее откладывали до лучших времен. Была оказана огромная поддержка врачам и пациентам, и фокус людей сместился в область взаимопомощи и поддержки, и я надеюсь это не краткосрочный тренд», — рассуждает Ольга Флер.

Победа в Forbes Woman Mercury Awards

Акция #боремсявместе была направлена на помощь врачам, что привлекло жюри конкурса.   

«Акция благотворительного фонда «Доступ» #боремсявместе еще больше показала, насколько врачи — уникальный, ограниченный и бесценный ресурс для нашего общества. Спасибо основателям фонда за то, что поддерживают талантливых онкологов в «мирное время» и за то, что с холодной головой перестроили свою деятельность, чтобы помогать врачам в самый острый период коронавируса. Для меня было большой честью наградить талантливых и неравнодушных женщин», — комментирует свой выбор Юлия Соловьева, генеральный директор Google Russia.

 

Марина Жигалова-Озкан, инвестор и продюсер, экс-глава Disney и бывший старший вице-президент ПАО Сбербанк проголосовала за фонд «Доступ», поскольку «это пример мощной трансформации бизнеса, благодаря которой была оказана поддержка врачам».

Для Анастасии Татуловой, основательницы сети семейных кафе «АндерСон», решение было непростым. «Оценивать благотворительность всегда сложно, это для меня был самый тяжелый выбор. Новаторских решений здесь не предложил никто — было не до них. Все кормили врачей, собирали на СИЗы для медиков в регионы. Читая истории людей, мне сложно было вообще принять и понять, почему инициативы шли не от государства, чьей прямой обязанностью это являлось. И смертность врачей, по которой мы на первом месте в мире, показала всю несостоятельность блока здравоохранения в целом по стране, если мы выедем за МКАДА все, кто этим занимался, молодцы, огромная им благодарность — каждый достоин наград и званий. Выбрала «Доступ» по двум критериям. Мне очень близко то, что делает фонд в обычной жизни: не собирает на лечение, а помогает встать на ноги тем, кто сможет лечить потом. Воздействует на мир глобально. И объективно фонд смог собрать самые большие средства из тех, кто прислал заявки», — заключает предпринимательница.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+