К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Кесарево сечение и анорексия: как на протяжении истории менялось женское тело

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Мода, развитие науки, даже государственная политика влияют на наши тела — их внешний вид, состояние внутренних органов, патологии, фертильный статус. Разбираемся, как внешние факторы меняли женское тело

«Откуда у женщин рак молочной железы, гормональные сбои и лишние килограммы?» — задается вопросом эволюционный генетик, профессор Йельского университета Дина Эмера в своей книге «Женщина. Эволюционный взгляд на то, как и почему появилась женская форма». Чтобы получить ответ, говорит она, нужно вспомнить, что наш организм эволюционировал миллионы лет, а культура появилась только тысячи лет назад. Гены не меняются так быстро, как культура, поэтому организм по-прежнему адаптирован к условиям, в которых жили наши предки. А они, напоминает исследовательница, большую часть своей взрослой жизни проводили в состоянии беременности и кормления грудью, часто заражались паразитическими червями, и у них не было постоянного запаса пищи. И когда мы сегодня успешно решаем все эти проблемы, тело оказывается не готово.

Впервые об «истории тела» заговорили представители французской исторической школы «Анналов» Марк Блок и Жак ле Гофф (автор книги «История тела в средние века»). Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра гендерных исследований Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН и автор монографии «Четыре возраста женщины» Анна Белова в разговоре с Forbes Woman рассказывает, что на женские тела в каждую историческую эпоху влияли социокультурные предписания, связанные с гендером ожидания, статус и род занятий, а также представления о прекрасном и безобразном, сексуально притягательном и отталкивающем. Эти внешние санкции оказывали даже большее влияние, чем изменение образа жизни. «Восприятие женщин через внешность, а не личностные качества и профессиональные достоинства, было и, как ни парадоксально, остается до сих пор основным атрибутом их социальной характеристики. Как писала в XIX веке одна будущая свекровь: «...Николя наш женится, невеста его премиленькая, хорошо образованная и очень, очень умна…». На первом месте внешность, затем образование и ум. Как видим, женщины и сами воспроизводили эти штампы», — приводит пример Белова. 

Нередко предписания, касавшиеся женского тела, вредили его здоровью. Например, в XVIII веке в моде были пышные формы, полные женщины считались красивыми. «Если полноты не хватало, ее увеличивали, подкладывая дополнительные объемы под одежду. Еще проще было пририсовать недостающие формы на портрете». На рубеже XVIII–XIX веков модный тренд сменился — увлечение античностью потребовало, чтобы тела были стройными, а платья их едва прикрывали. Методы достижения идеала нередко были экстремальными. К примеру, женщины могли сознательно не лечиться или заразиться туберкулезом, чтобы быть бледными и слабыми. «После Великой французской революции 1789 года были популярны полупрозрачные платья, женщины смачивали их водой даже зимой, чтобы следовать «нагой моде», — рассказывает акушер-гинеколог, ассистент кафедры медицинского института РУДН Ольга Молчанова. — В результате многие заболевали пневмонией и умирали».

 

«Важным шагом в улучшении здоровья женщин является понимание несоответствий между нашим древним организмом и современным образом жизни», — уверена Эмера.

Изменить тело

На протяжении истории женщины постоянно подгоняли свое тело под часто меняющиеся стандарты. Зачастую они выглядели противоестественно: например, в XVI веке в Европе, в XVII на Руси, до XIX века в Японии и в разные эпохи в других культурах считалось красивым иметь не белые зубы, а черные, и женщины чернили зубы сажей или специальным лаком. 

 
Гейша с традиционно черными зубами

В книге «Мужчина и женщина: Тело, мода, культура. СССР — оттепель» Наталья Лейбова описывает времена, когда в повседневную жизнь граждан Советского Союза пришла бытовая химия. Книга «Домоводство» в 1957 году советовала женщинам мыть голову стиральным порошком «Новость», в составе которого была серная кислота и опасная для кожи и слизистых щелочь. А журнал «Работница» в статье «И химия стала служить красоте» призывал делать перманентную завивку. 

«Мода всегда диктовала правила, — считает Ольга Молчанова. — И некоторые из них негативно влияли на здоровье». Врач приводит пример: в позапрошлом веке была в моде бледная кожа, тогда производитель косметики Laird разработал антивозрастной крем Bloom of Youth («Цветение юности») с отбеливающим действием, которое достигалось за счет карбоната и ацетата свинца. Продукт делал кожу белой, но его использование отравляло организм. «Женщина резко теряла вес, мучилась от головных болей, страдала от тошноты, мышечной атрофии и паралича», — перечисляет Молчанова. 

Фото Кавашкина Бориса, Созинова Виталия·Фотохроника ТАСС

Веяния моды порой требовали серьезной модификации тела. Когда-то в Китае было трудно выйти замуж женщине с обычными ступнями. Ножки должны были быть маленькими, для чего их искусственно деформировали — в пять лет все пальцы, кроме большого, прижимали к своду стопы и туго бинтовали. Процедуру регулярно повторяли. Девочки терпели боль, но их заставляли ходить, чтобы восстанавливать кровообращение. Побочным явлением бинтования стала особая походка, при которой женщина была вынуждена делать маленькие шажки и покачивать бедрами, что считалось сексуально привлекательным. Обычай появился в X веке и сохранялся до середины XX-го.

 

Женщины на Западе носили корсеты (появились в XV веке в Бургундии). Чтобы корсет утягивал женскую фигуру, в него вшивали металлические или деревянные пластинки. Следствием становились обмороки, деформация грудной клетки, нарушение пищеварения. 

Анна Белова рассказывает, что приучение дворянских девушек терпеть боль было устойчивым элементом воспитательных стратегий: «Мемуаристки вспоминали «корректировки» тела, пережитые ими в детстве, от прививания через битье привычки к «прямохождению» до почти спартанского «укрепления тела» через перенесение «грубой пищи», холода без теплой одежды, физических нагрузок, ограничения сна, своеобразного закаливания. Кавалерист-девица Дурова упоминала о том, что в 13 лет ее уже «шнуровали», мемуаристка Елизавета Водовозова вспоминала, что институтки «стягивались корсетом в рюмочку, а некоторые даже спали в корсетах, чтобы приобрести интересную бледность и тонкую талию». Проводниками этих телесных модификаций для юных девушек становились их матери.

Фото DR

В конце XX века уже другой предмет одежды стал причиной трансформации женского тела. «Существует термин, его часто используют акушеры: «джинсовый таз», то есть узкий, несформировавшийся таз, который сдерживала плотная джинсовая ткань, — рассказывает гинеколог Ольга Молчанова. — Из-за ношения джинс в пубертатный период переставали расти в ширину тазовые кости, поэтому таз становился узким. Часто у таких пациенток роды через естественные родовые пути невозможны». По ее словам, узкие джинсы могут ухудшать кровоснабжение органов малого таза, стягивать тазобедренные суставы. «К тому же увеличивается нагрузка на позвоночник, развивается остеохондроз поясничного отдела из-за сдавливания таза при ходьбе», — добавляет врач.

Если говорить об образе тела, то женщины и девочки более уязвимы перед социокультурными ожиданиями. Например, в бразильском исследовании 2014 года 33% подростков, имеющих нормальный индекс массы тела, были не удовлетворены своими фигурами, и чаще — девочки. 

Популяризация худобы привела к тому, что женщины массово начали бороться с «лишними» килограммами, говорит Молчанова, вследствие чего привычными стали такие расстройства, как булимия и анорексия. Хотя эти заболевания были известны столетия назад, изменилась их этиология: если в Средние века расстройства пищевого поведения чаще были связаны с религиозностью (один из самых известных случаев — жившая в XIV веке монахиня Екатерина Сиенская, которая с трудом могла заставить себя притронуться к пище, казавшейся ей греховной), то с конца XIX века основной причиной расстройств пищевого поведения становится именно стремление к худобе. Сегодня существует множество альтернативных способов изменения фигуры — от хирургических вмешательств (можно, например, убрать ребра, изменить их геометрию) до приема лекарств «офф-лейбл», то есть вне реальных назначений. 

 

Не только для себя

Впрочем, убирать жир с области бедер при помощи хирургии и косметологии не стоит, считает автор книги «Ева. История эволюции женского тела» Кэт Бохэннон. Эта ткань — особенная: она накапливается с детства для того, чтобы во время беременности обеспечить плод достаточным количеством жирных кислот. 

С другой стороны, избыточный вес может менять работу репродуктивной системы, вызывая более ранние менструации. При этом организму требуется больше времени для установления регулярного цикла, говорит научный сотрудник Гарвардского университета Зифан Ванг. По его мнению, это очень тревожно, потому что нерегулярные циклы — предиктор неблагоприятных событий для здоровья в более позднем возрасте. 

Одно из самых радикальных воздействий на беременность оказало прямохождение, к которому наши предки перешли около 3,3 млн лет назад. Изменение в строении таза сделало процесс вынашивания и рождения трудным и болезненным, говорит историк Анна Белова. Гипотеза акушерской дилеммы, выдвинутая в 1960 году, объясняет беспомощность и незрелость человеческих младенцев, которые вынуждены рождаться как бы недоношенными, иначе их крупные головы с увеличившимся в ходе эволюции мозгом не проходили бы через сузившиеся из-за прямохождения тазовые кости матерей. «Философская антропология считает человека существом, органически недостаточным. Человек рождается на свет «недоношенным». А должен был бы проводить в материнской утробе 21 месяц вместо девяти, как подсчитал швейцарский зоолог и антрополог Адольф Портман», — говорит Белова. 

При этом с античных времен существует возможность родоразрешения при помощи кесарева сечения. И она сама по себе тоже влияет на продолжающуюся эволюцию женского тела — женщин с узким тазом становится все больше. Если в древности и они, и их дети часто умирали в родах, то сейчас женщины с таким строением тела могут безопасно передать свои гены следующему поколению.

 

Впрочем, самих рождений постепенно становится меньше. Врачи по-разному оценивают влияние, которое оказывает на женские тела демографический переход и снижение рождаемости. Одни считают, что овуляция и менструация, которые происходят регулярно, если женщина в фертильном возрасте и не беременна, изнашивают репродуктивную систему. Другие находят подтверждения того, что каждая беременность «состаривает» женщину, об этом свидетельствуют эпигенетические часы, то есть молекулярные метки в ДНК, позволяющие определить биологический возраст клетки, ткани или органа.

В традиционном обществе женщины рожали весь период фертильности. Вынашивание потомства было главной функцией женского тела, напоминает историк Анна Белова. «Уже во второй половине XVIII века российским ученым, таким как М. В. Ломоносов, было известно, что «женщины скорее старятся, нежели мужчины, а особливо от частой беременности». «На Руси не было надежной контрацепции. Крестьянки рожали по 10–15 и даже больше детей, далеко не каждый из них доживал до пяти-семи лет. С целью контрацепции старались кормить грудью как можно дольше. Из-за отсутствия медицинской помощи женщины часто умирали во время родов от сепсиса и кровотечений. В современном мире материнская смертность значительно уменьшилась», — говорит гинеколог Ольга Молчанова. 

Кесарево сечение, или оперативные роды

Сегодня в мегаполисах женщины рожают в среднем одного-двух детей, а многообразие методов контрацепции позволило отсрочить роды и регулировать интергенетический интервал (время между рождением детей). Благодаря вспомогательным репродуктивным технологиям (ВРТ) появилась возможность криоконсервации (заморозки яйцеклеток). Если у женщин по причине отсутствия яйцеклеток из-за операций на яичниках, преждевременной недостаточности яичников или перенесенной химиотерапии нет возможности заморозить свои, можно использовать яйцеклетку донора. 

Как бы ни менялся процесс зачатия и родов, принципиально вынашивание почти не изменилось за миллионы лет. С одной стороны, оно характеризуется теснейшей связью двух организмов: плацента ребенка буквально врастает в матку матери, чтобы получить доступ к кровоснабжению. С другой стороны, «такая тесная связь во время беременности обеспечивает арену для конфликтов интересов, которые разыгрываются в перетягивании каната за ресурсы, и это продолжается уже миллионы лет, — рассказывает Дина Эмера. — Это помогает объяснить, почему мы подвержены столь многим проблемам во время беременности, например, таким, как преэклампсия и гестационный диабет».

 

Помочь всем женским телам

Автор книги «Нездоровые женщины. Почему в прошлом врачи не хотели изучать женское тело и что заставило их передумать», историк Элинор Клегхорн рассказывает, что к погружению в эту тему ее подтолкнула личная драма. Много лет она сообщала врачам о проблемах со здоровьем, но не получала диагноз, а некоторые прямо называли ее ипохондриком. «Про женщин часто говорят «она жалуется на…» вместо «у нее болит…», — замечает исследовательница в книге. В итоге ей диагностировали красную волчанку. 

Медицина существует не только в научной парадигме, но также в культуре и социуме, отмечала Клегхорн в интервью изданию The Guardian. «Биологические теории о женских телах использовались для укрепления и поддержки ограничивающих социальных представлений о женщинах», — считает писательница, которая уверена, что реальные изменения, касающиеся женских тел, происходили тогда, когда женщины «вытаскивали голову из песка», прислушивались к другим женщинам и накапливали знания.

С этим могла бы согласиться и Дина Эмера: «Мы можем использовать знания эволюции, чтобы построить более здоровое будущее для женщин. Важным шагом в улучшении женского здоровья является понимание несоответствий между нашими древними телами и современным образом жизни», — уверена она. 

Анна Белова замечает, что тело женщины меняется благодаря признанию его самоценности не как потенциального матримониального продукта, а как значимого ресурса для самой женщины, ее личного достояния: «При помощи тела женщина способна к определенному самоощущению и самооценке. Знаменитый лозунг «мое тело – мое дело» отражает суверенность тела женщины, которое до этого зачастую ей самой не принадлежало. В восточных традициях (где существуют практики вроде йоги, цигун, тайчи) тело — инструмент управления собой, собственной реальностью. Без него невозможно получить опыт».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+