К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

По тонкой грани: может ли худоба вновь прийти на смену бодипозитиву

Показ мод Dolce & Gabbana в Милане в 2023 году (Фото Vittorio Zunino Celotto / Getty Images)
Показ мод Dolce & Gabbana в Милане в 2023 году (Фото Vittorio Zunino Celotto / Getty Images)
«Героиновый шик» и стиль Y2K из 2000-х начинают теснить бодипозитивность в модной индустрии. В списке причин — популярность препарата «Оземпик» и нежелание брендов всерьез работать с размерным рядом plus-size. Forbes Life узнал у экспертов, как они относятся к такому резкому повороту в трендах

«Нам нужно осторожнее комментировать тела друг друга, быть добрее. Стоит всем вместе работать над принятием любого веса. Здоровье и красота могут принимать самые разные формы», — заявила недавно певица Ариана Гранде в TikTok. В комментариях разразился настоящий скандал: «С твоим весом 50 кг рассуждать о принятии очень легко. А полные люди в последнее время что-то не встречают особой доброты».

По данным аналитики Vogue Business, на мировых Неделях моды сезона осень-зима 2023 было рекордно мало моделей плюс-сайз — только 0,6%, и только 3,8% девушек среднего размера (российский 44-50). Абсолютное большинство образов — 96,5% — представляли модели 38-40-го размера. То есть девушки, которые составляют менее 15% населения в тех же США. В новом сезоне ситуация не изменилась: на подиумы показов весна-лето 2024 вышли только 0,9% бодипозитивных моделей. «Пожалуйста, давайте не будем себе врать. Знаю, мы все притворяемся, что это не так, но культ худобы вернулся», — написала гневный твит Тайлер МакКолл, нью-йоркский критик моды и экс-главный редактор Fashionista.

Один из показов на Неделях моды сезона осень-зима 2023 года (Фото DR)

Некоторые эксперты считают, что ничего плохого в этом нет, и утверждают, что бодипозитив возводит в норму ожирение. А средний размер одежды американок за последние десять лет и так вырос с 14-го (52-й российский) до 16-18-го (54-56-й российский).  Каждый десятый пациент с ожирением не знает, что оно у него есть, — более того, врачи боятся ставить этот диагноз, чтобы их не заподозрили в фэтшейминге. 

 

Другие уверены, что уход от бодипозитива — это катастрофа. И приводят убедительные аргументы. Доказано, что фото моделей plus-size улучшают настроение и повышают уверенность в себе у молодых девушек. Другое исследование показало, что бодипозитивные снимки способствуют принятию своего тела. А каждые два из пяти жителей Великобритании уверены, что недостижимые безупречные фигуры инфлюенсеров ухудшают ментальное здоровье обычных людей. 

 «Утверждение, что здоровым и счастливым можно быть абсолютно в любом весе, — это неверно, — считает Елена Иванова, к. м. н., врач-эндокринолог Клинического института эстетической медицины. — Потому что мы знаем риски избыточной массы тела — это и кардиологические, и эндокринные расстройства. Но излишняя худоба тоже может быть не самым хорошим признаком с точки зрения здоровья. Нужна золотая середина».

 

«Оземпиковый» шик 

К золотой середине большинство брендов, отказавшихся от плюс-сайз моделей, не пришли: еще год назад New York Post опубликовала скандальную статью под названием «Героиновый шик вернулся». Выступающие ключицы и ребра снова в тренде — возможно, потому, что добиться их сейчас легко как никогда. Главный герой — лекарственный препарат «Оземпик» (и его аналоги), в использовании которого признаются звезды и инфлюенсеры. Он предназначен для контроля уровня сахара в крови у людей с диабетом 2-го типа, но по факту многие его используют для похудения — «Оземпик» подавляет аппетит и тягу к сладкому. Правда, не без последствий — после бесконтрольного использования могут развиться побочные эффекты, например упадок сил, панкреатит и даже депрессия. 

Недавно Илон Маск написал у себя в X (бывшая Twitter), что «Оземпик» позволяет ему чувствовать себя «бодрым и подтянутым». А в списке других селебритис, волшебно преобразившихся с помощью лекарства, — комедийная актриса Рози О’Донелл, продюсер Шэрон Озборн, модель Хлое Кардашьян и не только. В целом быстрое похудение снова перестало быть табуированной темой — совсем как в эпоху «Гербалайфа» (коктейлей родом из 90-х, обещавших чудесное преображение за месяц). Так, Ким Кардашьян открыто рассказала, что практически перестала есть и сбросила 8 кг за три недели, чтобы надеть знаменитое платье Мэрилин Монро на Met Gala. 

Ким Кардашьян в платье Мэрилин Монро на Met Gala (Фото Gotham·Getty Images)

Саломея Абальян, дерматокосметолог, главный врач клиники L’ART Clinic, добавляет, что с помощью достижений современной косметологии, особенно аппаратной, подтянуться и сбросить пару килограммов лишней воды можно за считаные часы — а это тоже создает иллюзию доступности быстрого и легкого похудения. «За все годы работы у меня не было ни одной пациентки, которая не хотела бы похудеть, скорректировать фигуру. Все хотят выглядеть стройными, желательно — высушенными, — говорит Абальян. — И зачастую нормальные, здоровые девушки уверенного размера M не понимают, что им вредно пытаться стать S». 

 

Время вспять

В моду вернулось не только быстрое похудение родом из 2000-х, но и сам стиль нулевых — Y2K. Это кроп-топы, джинсы с низкой посадкой, микрошорты — достаточно вспомнить Бритни Спирс, Кристину Агилеру, Пэрис Хилтон на вручении какой-нибудь музыкальной награды. Возрождение Y2K подтверждают исследования — опрошенные утверждают, что образы родом из нулевых ассоциируются со счастьем, беззаботностью, «доковидной» эпохой. Уже в конце 2022 года число поисковых запросов Y2K выросло на 193% по сравнению с 2021-м. Кроме того, Y2K стал необходимым сейчас мостом между восточной и западной культурой: велюровые костюмы, мешковатые джинсы на бедрах и кислотные цвета одинаково популярны у подростков в Китае и США. Но есть нюанс: в этой эстетике нет места бодипозитиву.

«Если девушки поколения Z хотят понять, почему у каждой второй миллениалки есть расстройство пищевого поведения, достаточно вспомнить, что в 2000-х считалось нормальным сказать девочке-подростку: «Если хочешь есть, терпи и пей воду», — написала в X (бывшая Twitter) исследователь моды Люси Хьюбер. А публицист Джанлука Руссо в бестселлере «Сила плюса: внутри модной инклюзивности» пишет, что худоба — непременная часть концепции Y2K: «Сообщение, которое транслирует вся эта одежда из нулевых, довольно однозначное, — plus size здесь неприемлем». 

Стиль Y2K на показах Spring·Summer 2022 Tom Ford, Miu Miu (Фото DR)

Аналитический психолог Симма Богарт считает, что за присутствие на сцене борются не только маркетинговые кампании, но и коллективное бессознательное — и архетипы в нем: «Тенденция к уменьшению форм может быть способом поддержания символической юности, беспечности, инфантильности. Откат до подросткового состояния может говорить о несогласии с тем, что происходит во внешнем мире. Многим хочется вернуться в подростковый возраст — ведь там было столько возможностей и чувства свободы».

Истинный смысл

Бодипозитив не имеет ничего общего с пропагандой ожирения. В 1967 году 500 человек собрались в нью-йоркском Центральном парке на первый протест против «превосходства худых» — они требовали сделать людей с нормальными, «обычными» телами видимыми. Не в последнюю очередь — видимыми для премиальных брендов, которые исторически ориентируются исключительно на стройных женщин. В одном исследовании участников поделили на две группы и попросили отправиться на шопинг. Но перед этим одной из групп сказали, что в ассортименте премиальных дизайнеров нет нужных им «обычных» размеров, а в массмаркете — есть. В результате у большинства участников подскочил уровень кортизола и повысилось давление. 

Тогда же, в конце 60-х, была основана NAAFA — общество против дискриминации людей с лишним весом. Позже, в 90-е, активисты боролись против идеализации того самого героинового шика и популярности экстремально худых моделей вроде Кейт Мосс и Джейми Кинг. Именно тогда, например, появились фитнес-программы для людей разного телосложения — в частности, знаменитая Yoga For Round Bodies. 

 

Расцвет бодипозитива наступил в нулевые, с распространением соцсетей и появлением plus-size инфлюенсеров, например модели Эшли Грэм и певицы  Lizzo. Они наглядно демонстрировали, что вес, который врачи упорно называют лишним, — не повод отказываться от активной жизни, открытых купальников и собственной женственности. Правда, позднее скандал с участием той же Lizzo нанес бодипозитиву удар: три танцовщицы из ее группы обвинили исполнительницу в фэтшейминге и сексуальных домогательствах, после чего количество ее подписчиков в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) сократилось на 154 800.

Многие эксперты уверены, что отход от бодипозитива — это не то, что нужно обществу.  Эндокринолог Елена Иванова объясняет, что тренд на избыточную худобу попросту опасен — женщины перестают критически относиться к вопросам снижения веса: «Иногда пациентки с очень низкой массой тела обращаются для консультации в связи с отсутствием менструации. И им, конечно, может потребоваться долгая реабилитация по восстановлению женского здоровья и психологическая помощь. Дело в том, что женскому организму нужна жировая ткань для продукции эстрогенов — женских половых гормонов, которые поддерживают менструальный цикл и качество жизни. Кому-то достаточно сбросить 2 килограмма, чтобы яичники перестали нормально работать. Поэтому очень жаль, что соцсети навязывают избыточную худобу». 

Анна Беляева, к. м. н., эндокринолог клиники «К+31», уверена, что бодипозитив освобождает, раскрепощает и дает шанс встать на путь к здоровью: «Принятие себя и другие шаги к повышению собственной удовлетворенности — такие как работа с психологом, например, — очень важны в том числе для лечения ожирения. И в моем понимании бодипозитив как раз выполняет эту функцию. Это движение — про свободу быть собой».  

«Мода на невротически худое тело оставила свой отпечаток на многих поколениях девушек, которые себя во многом начинают ограничивать и потом в результате получают расстройство пищевого поведения — этот знаменитый РПП, — добавляет Ксения Азарова, инсайдер фешен-индустрии. — Появляются, конечно, модели в более «сочном» формате, и это не может не радовать — потому что девчонки, особенно неокрепшие тинейджеры, не будут так безотказно следовать каким-то невменяемым диетам и убивать здоровые привычки. В то же время хочется какого-то баланса, любовь к себе не должна давать индульгенцию на безудержное поедание всего на свете».

 

Законы бизнеса

Многие большие бренды отказываются от бодипозитива потому, что считают это вредным для бизнеса. «Бренды, у которых изначально бодипозитив не был встроен в ДНК, начинают неумело заигрывать с этой темой, но в итоге теряют клиентов. Просто потому, что людям нужна правда, нужно, чтобы мода верила в те ценности, которые транслирует. Невозможно себе представить, скажем, plus-size в каталоге Yves Saint Laurent. Кроме того, одежда в люксовом сегменте предполагает покупателей с большими доходами. Соответственно, такие клиенты крайне редко имеют лишний вес, потому что они имеют возможность больше тратить на здоровье», — объясняет Ольга Кредина, независимый консультант по выводу брендов на рынок, основательница агентства Refined Buro. Так, Victoria’s Secret винит в падении продаж именно свои активные маркетинговые кампании с участием плюс-сайз моделей. В 2023 году бренд заработал $6,2 млрд — почти на 20% меньше, чем в 2020-м. Представители бренда объясняют, что бодипозитивные кадры помогали им собирать больше лайков в соцсетях, но эти лайки не конвертировались в покупки. Но при этом многие марки, которые восприняли бодипозитив не поверхностно, а фундаментально, выиграли. Например, Nike и H&M расширили размерный ряд, стали шить вещи для людей с разными фигурами и в целом изменили философию. Так, после первой бодипозитивной рекламной кампании Nike продажи выросли на 32%. А бренд спортивной одежды Girlfriend Collective стал популярным после того, как начал продавать действительно удобные и стильные  вещи размеров XXS — 6XL и создал поддерживающее комьюнити в своих соцсетях.

Victoria's Secret (Фото DR)

«Бодипозитив дал людям возможность поймать ощущение, что без принятия себя таким, какой ты есть, не может быть развития зрелой взрослой личности, — комментирует дизайнер Алиса Рубан, основательница марки RUBAN. — Но при этом я не знаю ни одну марку, которая бы полностью перешла на plus-size. Совмещать — да, модно». Это совмещение у больших брендов часто ограничивается небольшим оммажем. Так, Moschino неоднократно одевал плюс-сайз икону Lizzo, но в линейке бренда практически нет вещей XL. А у Versace ассортимент размера 54 и выше ограничивается скромными плиссированными юбками и просторными рубашками — знаменитых дерзких мини-платьев в нем нет.

О том, что марки просто не умеют шить модную одежду для женщин обычных размеров, говорят многие эксперты моды, например колумнистка Vogue Майя Зингер: по ее словам, гораздо привычнее штамповать вещи по исторически сложившимся «нулевым» лекалам. При этом женщина 50-го размера может быть высокой и атлетичной или «рубенсовской» — и крой им нужен разный. «Нужно буквально вкладывать время и силы в обучение дизайнеров, объяснять им, что plus-size — это не мешки цилиндрической формы, а красивые вещи, просто другого размера», — уверена Кассандра Диггс, президент Совета модных дизайнеров Америки. 

Маятник трендов

Жанна Чернова, доктор социологических наук, профессор факультета социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, считает, что возврат к худобе — это очередная попытка высокой моды дистанцироваться и наметить границу между условной элитой и теми, кто к ней не принадлежит. Но при этом бодипозитив в сегменте массмаркета тоже никуда не денется: «Главный современный тренд — это индивидуализация. Есть глянцевый образец, который транслируется медиа и фешен-индустрией. Но мы видим другое представление о красоте в социальных сетях — например, блоги и подкасты про принятие себя. Представление о привлекательном теле больше связано с жизненной активностью, чем с худобой». Аналитик фешен-индустрии Ксения Азарова согласна с тем, что витальное, сильное тело — это тот образ, который моде стоило бы подхватить и развить, не впадая в крайности. Примеры есть, достаточно посмотреть на супермоделей 90-х, молодую Синди Кроуфорд и Летицию Касту, — у них были и мышцы, и адекватный процент жира.

 

Яна Кушнер, независимый консультант и маркетолог модных брендов, считает, что «героиновый шик» — это просто очередной тренд,  а тренды естественным образом исторически сменяют друг друга, и относиться к ним со звериной серьезностью не стоит: «Всегда был и будет маятник от декадентской худобы до ренессансной полноты. Всегда были и будут какие-то веяния вроде «Оземпика» и разных диет, которые призывают клиентов нездоровым способом сбросить вес. В этом году в моде худоба, в следующем опять будет бодипозитив, потом спортивное тело, и так далее. И так как мировые информационные скорости зашкаливают, то и нашими эмоциями стараются управлять быстрее. Мне даже жаль коллег-маркетологов, которым приходится лавировать между этими трендами. И потребителей тоже жаль. Поэтому самое правильное — иметь свою голову на плечах и стремиться в первую очередь к здоровью».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+