От Афродиты до Рубенса: как менялось отношение к женскому телу в искусстве
Анна Вихрова — историк, искусствовед, лектор, куратор выставочных и образовательных проектов, более 25 лет проработала в ГМИИ им. А. С. Пушкина . C 2014 года — куратор независимых выставочных проектов современного искусства.
— С древнейших времен было принято изображать обнаженные тела. В Древней Греции, например, было много скульптур, изображавших атлетичных мужчин, — и мужское тело как будто прославлено больше?
— Еще задолго до Древней Греции и Древнего Рима женское тело прославлялось как источник жизни. Можно вспомнить так называемых каменных баб, которые создавались в эпоху палеолита. Венцом этого стала, конечно, статуя Венеры Виллендорфской.
В Древней Греции мальчиков в семилетнем возрасте отдавали в гимнасии, где они много занимались физической культурой — по сути, это были спортивные школы. И к 17 годам даже юноши, склонные к полноте, с таким количеством нагрузок и средиземноморской диетой превращались в настоящих Аполлонов. В Элладе каждый год проходили массовые спортивные соревнования. Олимпийские и Пифийские с периодичностью четыре года, а еще Истмийские и Немейские. На каждом таком соревновании собирался цвет местного общества: художники, поэты, скульпторы. Они наблюдали, как обнаженные юноши, умащенные оливковым маслом и выглядевшие как медные статуи, состязаются между собой. Это вызывало эстетическое наслаждение и способствовало воспеванию именно мужской телесной красоты в искусстве.
— Какие образы греческих женщин были доступны для художников того времени в качестве вдохновения?
— У женщин в Древней Греции было два пути. Можно было стать порядочной женщиной. Это означало, что ты выходишь замуж в 14–16 лет, после чего находишься под опекой мужа. Естественно, такая женщина не имела ни имущественных, ни тем более политических прав — да что там, она даже не могла ужинать в том же помещении, что и ее муж. Это были скромные женщины, которые одевались в длинные одежды, на улице покрывали головы гиматием. Их основной обязанностью было рожать и воспитывать детей, а также ткать одежду для мужа, «наполняя» ее своей женской «энергией домашнего очага». В общем, жизнь эта была закрытая, вдали от чужих глаз.
Но был и другой выбор — правда, не для всех, а в основном для женщин талантливых и чем-то примечательных: стать гетерой. Гетера — это, вопреки распространенному заблуждению, вовсе не проститутка. Это просто свободная женщина, которая живет независимой жизнью и занимается в основном искусством. Одной из самых известных гетер была, например, знаменитая Аспазия, впоследствии жена Перикла. Таких женщин приглашали на разные мероприятия — петь, танцевать, они также могли посещать театры, выставки, философские школы, что было совершенно недоступно для порядочных женщин.
Конечно, у гетер были так называемые меценаты — ведь эти женщины не могли сами себя содержать, делая тяжелую работу. Чаще всего это был один мужчина, что-то вроде гражданского мужа, иногда их было несколько.
— Как гетеры становились моделями для скульпторов?
— В Элладе ежегодно проводился праздник Афродиты, и для участия в нем выбирали самых красивых гетер. Они обнаженными стояли между колонн в портале местного святилища (в каждом крупном городе было свое), пока мимо шли процессии из разных людей, включая художников и скульпторов. Последние могли вдохновляться этими телами. Надо сказать, что гетеры не занимались спортом — это была территория мужчин, — но они много танцевали, делали массажи, в общем, держали себя в форме. Так что эти тела, как и мужские, были достаточно подтянутые — хотя у скульптур обязательно изображали расслабленный нижний пресс, чтобы показать отличие женщины от атлетичного мужчины с кубиками.
Самую лучшую гетеру выбирали, чтобы она вышла из воды, как богиня Афродита, — эта мистерия была кульминацией праздника. Скульптор Пракситель так вдохновился гетерой Фриной, что сделал две статуи Афродиты. Ему заказали одну статую для острова Кос, но он сделал две на выбор: одну одетую, другую — полностью обнаженную, только с ювелирным украшением на руке. Греки расписывали мраморные статуи, и известно, что обеих Афродит расписал знаменитый живописец Никий. По сути, он сделал изысканный «макияж» статуям, это возможно, потому что поры мрамора похожи на поры кожи. В итоге скульптуры выглядели как живые.
Жители острова Кос настолько не ожидали увидеть скульптуру обнаженной богини, что испугались гнева Афродиты — и выбрали одетую. Тогда Пракситель продал обнаженную статую в город Книд. Там ее поставили даже не в здании, а в открытой беседке — от зрителей скульптуру отделял искусственный водоем, и выглядело все так, будто Афродита сбрасывает одежды, чтобы вступить в свою стихию, в воду. Статуя имела грандиозный успех, город стал местом паломничества и «туристической Меккой», резко разбогател. У ног обнаженной Афродиты оставляли вощеные дощечки с признаниями в любви. К сожалению, эта скульптура погибла во время великого пожара в Константинополе, куда была вывезена из Книда, но она была так популярна, что осталось много ее копий.
Вот такие скульптуры богинь, для которых натурщицами выступали гетеры, становились стандартом красоты, к которому стремились женщины. Они были не слишком толстые и не слишком худые, с «идеальными» пропорциями. Например, Пракситель, изучив тело Фрины, подсчитал, что голова женщины должна укладываться в ее росте восемь раз.
— А римлянки известны своей независимостью и сексуальностью.
— История Рима сильно связана с женщинами. Началась она с того, что Ромул и его товарищи похитили девушек из соседнего племени, сабинянок. Но так как это были часто дочери знатных семейств, нужно было проявлять к ним уважительное отношение — в связи с этим у римлянок рано появились имущественные и другие права, они могли находиться на улице без сопровождения мужчин. В 509 году до н. э. последнего царя Древнего Рима, Тарквиния Гордого, свергли — и одной из причин стало то, что его сын изнасиловал знатную добродетельную даму Лукрецию. Так что римлянки были влиятельными в обществе, хотя внешне скромными — ходили с покрытой головой. Но когда уже в IV веке под влиянием Елены, матери римского императора Константина I, в Риме распространилось христианство, окончательно изменилось отношение к женской телесности.
— Почему она оказалась табуирована?
— Первые христиане старались отделиться от язычников, во всем противопоставляя себя им. И если, например, древние греки считали, что красивое тело отражает красоту души, то христиане старались вообще откреститься от всего телесного — и прославлять только величие души. Проявлялось это в том, что многие люди специально усмиряли плоть: уходили жить в пещеры, ели скудную пищу, давали обет безбрачия. Тогда же стал популярен культ святой Екатерины, которой после принесения монашеских обетов приснилось, что она обручена с Христом. Одежды закрывали тело женщин до самых пят и запястий. Оно воспринималось как сосуд для вынашивания и производства на свет детей.
— Как это отразилось на изображении женщин?
— Так как все телесное — «низ» — стало совершенно неприемлемым, «грязным», художникам пришлось искать выход для своих творческих проявлений в чем-то другом. И главным источником вдохновения для них стала дева Мария. Она была идеальной женщиной Средних веков: исполнила свое предназначение, родив Христа, при этом умудрилась зачать его непорочно. При этом она была, в отличие от муз древних греков и римлян, не богиней, а обычной женщиной. Так появился новый тренд в живописи — изображать женщин как высокодуховных созданий, проводников Бога. Тела были под запретом, поэтому художники и скульпторы сфокусировались на лицах. Таких прекрасных женских лиц, как в эпоху позднего Средневековья, сложно найти еще где-либо. Их улыбки, прекрасные глаза, чувственные губы — вот что стало идеалом красоты того времени.
— Но дальше была эпоха Возрождения.
— Да, возвращается интерес к античности. Началась эта эпоха в Италии, которая была чем-то вроде новой Эллады. Карта Италии той эпохи напоминала лоскутное одеяло, состоящее из независимых купеческих городов-коммун, герцогств, королевств. Активно шла торговля, появлялись банки, формировался особый класс аристократического купечества. Именно эти семьи — самые известные из них, конечно, Медичи — становились меценатами и спонсировали искусство эпохи Возрождения. И рядом с этими мужчинами-аристократами всегда были женщины, которые в тот период получили больше финансовой независимости и юридических прав, особенно в Тоскане.
Первыми стали раскрывать свою телесность флорентийки: они стали носить платья с глубокими вырезами, завышенной талией, подчеркивающие фигуру. Эти женщины спокойно ходили на рынки без мужчин и сами решали некоторые финансовые вопросы, занимались благотворительностью. Например, однажды жена одного из представителей семейства Медичи отправилась вместе со свитой служанок в Рим выбирать будущую невесту сыну. Она отчиталась супругу Пьеро Медичи, что Клариса Оргини — девушка привлекательная, лицо круглое, а «грудь рассмотреть не удалось» — в Риме из-за близости к Ватикану порядки были построже, и женщины делали грудь визуально плоской высокими корсетами.
В то же время в Риме в период Возрождения появились куртизанки — свободные женщины, которые вели светский образ жизни. У них, конечно, были любовники и меценаты, они выступали музами для художников. Но и сами куртизанки поддерживали искусство. Например, куртизанка Форнарина тратила свои деньги на поэтов и художников. Она же позировала для Рафаэля, который сделал ее обнаженный портрет и даже в чем-то наделил ее портретными чертами свою знаменитую Сикстинскую Мадонну. Благодаря тому что у художников были музы в лице куртизанок, такие творцы, как Тициан, Джорджоне, Веронезе смогли изобразить многие античные сюжеты с участием обнаженных женщин.
— Получается, эти музы-куртизанки изменили стандарты красоты?
— И да, и нет. Художники ориентировались на статуи римских богинь и матрон (Древняя Греция еще не была раскопана).
— В XVII веке в эпоху барокко воплощением женской телесности становятся «рубенсоновские женщины». Почему тогда именно женщина с формами была так привлекательна?
— Работы Питера Пауля Рубенса в то время воспринимались как очень эротичные — и чтобы понять почему, нужно знать исторический контекст. Это эпоха великих географических открытий, а путешествия в новые неизведанные земли — это риск принести новые инфекции. Так, из Крыма в Италию принесли чуму, которая выкосила значительную часть населения Италии. Из Америки в Европу завезли сифилис. Женщины исхудавшие и слабые просто не имели шансов выжить в таких условиях. Во времена эпидемий, когда средняя продолжительность жизни была 35–40 лет, «рубенсоновские женщины» стали прославлением самой жизни, яркой и сытной. Одна из самых известных картин — это «Шубка»: там изображена его вторая жена, Елена Фоурмен, обнаженная и закутанная в шубу. Сочетание меха и человеческой кожи выглядят очень привлекательно.
— Почему отношение к обнаженному женскому телу постоянно менялось?
— Еще за 60 лет до рождения Рубенса, в 1517 году Мартин Лютер выступил со своими тезисами протеста против коррупции в рядах Католической церкви. Его выступление спровоцировало мощную волну религиозных и, как следствие, политических реформ — и разделило Европу на католиков и протестантов. Ответом стал Тридентский церковный собор 1545 года, который, с одной стороны, табуировал ренессансную наготу в искусстве, с другой — призвал художников создавать величественно экзальтированное искусство, превратить живопись в драматический театр, способный укрепить мистически-религиозные чувства верующих. Это призыв спровоцировал повсеместное распространение барокко, с его роскошными пышнотелыми женщинами, едва прикрытыми полупрозрачными туниками.
А вот у протестантов сформировалась своя мораль. Некоторые — как последователи швейцарца Жана Кальвина — считали, что богу угоден тот, кто смог заработать много денег. Но при этом показывать свое богатство неприлично — жить нужно было скромно, пусть и с огромной суммой на счете. Это вылилось в очень аскетичный образ жизни. Протестантская Женева стала самым скучным городом в мире: все ходили в черных и коричневых одеждах с белыми воротничками — никаких украшений, никаких ярких цветов, никаких замысловатых шляпок. И, конечно, никакого тела. Отсюда скромные женские образы в искусстве протестантских стран.
Оплотом протестантской Европы постепенно становится Великобритания. XVIII-XIX века — это время асексуальности, сентиментальности. К женщине стали относиться исключительно как к достойной матери, которая должна воспитывать детей достойного джентльмена. Уже позже, в Викторианскую эпоху, популярность исхудавших женщин была связана с контролем их сексуальности. Мода на бледный цвет лица и сильную худобу приводила к тому, что женщины мало ели и утягивали себя в корсеты. Доходило до того, что они падали в обмороки, у них пропадали месячные. Женщина в таком состоянии не то что не сексуальна — она антисексуальна, у нее нет никакого либидо, она занимается сексом только для зачатия детей.