К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Атлас»: какой получилась попытка Дженнифер Лопес освоить научную фантастику

Кадр из фильма «Атлас»
Кадр из фильма «Атлас»
24 мая на Netflix вышел эпический сай-фай-боевик «Атлас» с Дженнифер Лопес. В проекте видны все признаки фантастического кино: космические путешествия, перестрелки из оружия будущего, освоение новых планет, роботы. Однако авторы «Атлас» в соответствии с трендами решили поразмышлять о том, как в будущем искусственный интеллект может испортить жизнь человечества. Кинокритик Елена Зархина рассказывает о фильме, замысле его создателей и актерской работе Лопес

События в фильме «Атлас» разворачиваются спустя 28 лет после того, как робот Харланд (Симу Лю) из андроида-помощника с искусственным интеллектом превратился в злейшего врага человечества. Созданный ученой Вэл Шепард (Лана Паррия) Харланд однажды поднял бунт: взломал код, контролирующий ИИ во всем мире, и подчинил себе всю робототехнику. Новоявленную армию последователей он направил на уничтожение людей — погибло около 3 млн человек. Харланда прозвали первым ИИ-террористом, но от возмездия и суда ему удалось сбежать на другую планету.

Знавшая Харланда с детства аналитик Атлас Шепард (Дженнифер Лопес), дочь его создательницы Вэл, бросает все силы на то, чтобы отыскать андроида и отдать его под суд. Когда в руки военных попадает участник армии Харланда, раскрывший его местонахождение, Атлас отправляется в путь. В космосе ее корабль терпит крушение, и спасается она только благодаря огромному боевому роботу, которого она использует как специальную капсулу, чтобы попасть на нужную планету. Упивающийся властью Харланд, с годами все сильнее напоминающий полковника Курца из фильма Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня», готовится во всеоружии встретить незваную гостью. Так начинается опасная схватка человека и созданного им же искусственного интеллекта. 

Кадр из фильма «Атлас»

Режиссер «Атлас» Брэд Пейтон («Разлом Сан-Андреас») еще до выхода картины рассказал, что ключевым источником вдохновения для него послужила компьютерная игра Titanfall — научно-фантастический шутер, в котором игроки управляют бойцами элитного подразделения спецназа. И этой грубой силы в подчеркнуто маскулинном мире «Атлас» много — даже несмотря на то, что в центре истории женщина. Среди прочих отсылок, которые можно обнаружить в картине, Пейтон назвал «Чужого» (Атлас познает враждебную планету), «Аватар» (человек наделен двумя полярными способностями — создавать чудо и уничтожать его) и «Изгоя» (Атлас, как и герой Тома Хэнкса, пытается выжить в изоляции от своего привычного мира). В  картине хватает «пасхалок» с аллюзиями и на другие фильмы, но не это делает ее вторичной.

 

Сценарий фильма словно впитал в себя не только чужие сюжетные повороты, но и смыслы, которые не уместились в два часа хронометража. «Атлас» проседает под тяжестью собственного замысла. Вместо того, чтобы раскрыть интересную идею о последствиях развития ИИ для человечества, авторы пытаются объять необъятное — замахиваются на столько тем, что в итоге не поспевают ни за одной. 

Например, Дженнифер Лопес старается отыграть семейную драму: ее героиня годами живет в тени величия своей матери, чье изобретение повлияло на судьбу мира (но не так, как та планировала). Начальник Атлас, генерал в исполнении Марка Стронга, будто бы родом из фильмов Майкла Бэя («Армагеддон», «Скала»), в которых персонажи такого типа всегда остаются не людьми, а просто антуражем, — в данном случае его миссия сводится к тому, чтобы сперва отговаривать Атлас пускаться в погоню за Харландом на другой конец Вселенной, а потом внезапно разрешить ей полет, приговаривая, как она хороша в работе. Этим же занимается коллега Атлас — Элиас Бэнкс, которого играет Стерлинг К. Браун. Там, где героиня Джей Ло ищет драму, он видит боевик.

 

Окружающие Атлас персонажи постоянно повторяют, как блистательна она в работе, но зритель этого совершенно не видит. Что подсвечивает еще одну проблему фильма: сценаристы Лео Сардарян и Арон Эли Колейт нарушили важное правило драматургии, которое гласит, что хороший сценарий всегда показывает историю, а не бегло пересказывает ее устами героев, тем самым нивелируя ее ценность. По итогу «Атлас» напоминает лоскутное одеяло: от него пестрит в глазах, потому что сшитые части плохо соседствуют друг с другом. Кажется, что сценарий писал сам ИИ — он провел хороший жанровый анализ, но пока так и не сумел создать собственное оригинальное произведение.

Кадр из фильма «Атлас»

Рейтинг фильма на Rotten Tomatoes не превышает 17%, и в ряде рецензий больше всего достается именно Джей Ло. Но беда не в ней. В «Атлас» собрался хороший ансамбль, который постановщик Брэд Пейтон не сумел правильно настроить. Актеры здесь напоминают музыкантов, вынужденных играть без дирижера, поэтому обвинения в сторону одной лишь Дженнифер Лопес кажутся несправедливыми.

Вообще Лопес неплохая актриса, чьи попытки освоить самые разные жанры достойны уважения. Свою карьеру она начала именно с кино, сыграв главную роль в байопике 1997 года «Селена», посвященном трагической судьбе известной американо-мексиканской певицы. И эта работа оказалась так хороша, что Лопес сперва получила за нее «Золотой глобус», а уже после решила переключиться на музыку — петь и танцевать ей нравилось больше.

 
Кадр из фильма «Атлас»

Но о кино она никогда не забывала. И если отбросить в сторону посредственные мелодрамы (хотя «Госпожа горничная» и «Свадебный переполох» отлично состарились), в ее фильмографии есть достойные проекты. Например, суровая криминальная драма «Поворот», где она играла с Шоном Пенном; стильный (за режиссуру отвечал клипмейкер-визионер Тарсем Сингх) психологический триллер «Клетка» и основанные на реальных событиях «Стриптизерши».  

В 2022-м вышел документальный фильм «Дженнифер Лопес. Выступление на Супербоуле», посвященный, как можно догадаться из названия, их с Шакирой выступлению в финале Чемпионата по американскому футболу в 2020 году. В 2024-м — еще три дока: полудокументальный фильм-клип «Это я. Сейчас», картина The Greatest Love Story Never Told (закулисный репортаж про то, как артистка продюсировала свой свежий альбом) и Ben and Jen: Never Say Never, воспевающий историю любви Дженнифер Лопес и Бенна Аффлека.

Словом, за последние годы Лопес столько раз снимала кино о себе, что будто бы вовсе разучилась играть других.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+