Как Анджелина Джоли прошла путь от драматических ролей до феминистских сказок
Семья и саморазрушение
Анджелину Джоли можно было бы назвать nepo-baby: она родилась в семье актеров Джона Войта и Маршелин Бертран, ее крестными были звезды 1960–1980-х Жаклин Биссет и Максимилиан Шелл. Однако едва девочке исполнился год, родители развелись, и Анджелину с братом воспитывала мать, оставившая актерскую карьеру.
На отца Джоли с малых лет затаила обиду. Она вспоминала, что множество детских фотографий с ним сохранились лишь потому, что Джон Войт проводил время с детьми на глазах у прессы. Актриса помирилась было с отцом во время съемок приключенческого боевика «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» (2001), но уже через год отказалась от его фамилии, с тех пор использует вместо нее свое второе имя — Джоли. В ответ Войт заявил, что Анджелина «страдает серьезными ментальными расстройствами». Отец и дочь снова возобновили общение в 2016 году, после начала тяжелого бракоразводного процесса Джоли с Брэдом Питтом. И все же позже актриса признавалась, что трудно достичь полного взаимопонимания с человеком, который оставался в стороне, пока его дочь занималась саморазрушением.
Подростковый период оказался для амбициозной и талантливой Джоли суровым испытанием. Мрачную девчонку, которая интересовалась темой смерти, одевалась только в черную одежду из секонд-хенда и с семи лет периодически снималась в кино, одноклассники ожидаемо невзлюбили и регулярно травили. Уже тогда Анджелина начала практиковать селфхарм, а в старших классах к нему добавились расстройство пищевого поведения и наркозависимость. К 20 годам она успела перепробовать едва ли не все виды запрещенных веществ и только спустя много лет осознала, насколько ей повезло не умереть молодой.
Избавиться от желания причинять себе боль Анджелине помогла гуманитарная деятельность под эгидой ООН и забота о собственных детях. «Я знала, что как только я посвящу себя Мэддоксу, я больше никогда не буду заниматься саморазрушением», — говорила Джоли о приемном сыне, которого впервые увидела в камбоджийском приюте. Всего у актрисы шестеро детей (из них только трое — кровные от бывшего мужа Брэда Питта).
Вопрос опеки над ними стал одним из самых сложных в затяжном бракоразводном процессе. Джоли пришлось выдержать шквал критики со стороны журналистов, которые пытались уличить ее в «желании уничтожить бывшего мужа» — актриса обвинила Питта в домашнем насилии. «Я рассталась с Брэдом ради благополучия своей семьи. Это было правильное решение», — настаивала актриса.
Драматические роли
Прежде чем за Джоли закрепился публичный статус секс-символа и филантропа, она не расставалась с образом бунтарки. Актерским прорывом для нее стала роль старшеклассницы Кейт Либби, взламывающей программное обеспечение крупных корпораций, в триллере «Хакеры» (1995). Режиссер фильма Иэн Софтли вспоминал, что на кастинге 18-летняя Джоли зацепила его целеустремленностью и готовностью к радикальному перевоплощению: «У Энджи были очень длинные волосы, и при этом у нее не было никаких сомнений в том, чтобы расстаться с ними ради роли». Кстати, на съемках «Хакеров» Джоли познакомилась с Джонни Ли Миллером, который затем стал ее первым мужем, — но этот опыт она считает ошибкой: «Ты как будто теряешь свою личность. Ты внезапно становишься чьей-то женой и думаешь: «О, я теперь половина пары. Я потеряла себя».
За эпатажными «Хакерами» последовала серьезная драматическая роль в феминистском «Ложном огне» (1996). В фильме Аннетт Хэйвуд-Картер о школьницах в косухах, которые дали отпор учителю-харассеру, Джоли воплотила бесстрашную Легс. Ее одинокая героиня собрала девичью банду, учила подруг защищаться от враждебного мира и делать татуировки. Легс была похожа на саму Джоли в юности: тоже ненавидела школу, при любой возможности нарушала правила, выпивала, не стеснялась в выражениях и одевалась во все черное.
Следом за «Ложным огнем» в 1997 году вышел провокационный клип рок-группы The Rolling Stones на песню Anybody Seen My Baby? — в нем Анджелина сыграла стриптизершу, которая сбежала из клуба, где ей приходится развлекать мужчин, чтобы прогуляться по Нью-Йорку и почувствовать себя свободной. А через год свет увидел фильм «Джиа» (1998), в котором Джоли сыграла топ-модель Джию Каранджи — та добилась невероятного успеха в 1970-х, но страдала наркозависимостью и в возрасте 26 лет умерла от СПИДа. Окружение Джоли всерьез опасалось, что погружение в историю Джии спровоцирует у актрисы депрессивный эпизод и рецидив наркозависимости. Сама же она возлагала на эту роль большие надежды, считая работу над ней своего рода экспозиционной терапией. В итоге роль Джии принесла Джоли «Золотой глобус», а некоторые критики считали, что актриса достойна «Оскара», но за игру в телефильмах его, увы, не дают.
Заветную статуэтку Джоли получила несколько лет спустя за драму «Прерванная жизнь» (1999). В фильме, основанном на автофикшен-книге Сюзанны Кейсен об опыте пребывания в психиатрической больнице для женщин, Джоли убедительно сыграла социопатку Лизу Роу. Агрессивная героиня, «приговоренная» к восьмилетнему лечению, постоянно сбегала, устраивала провокации, флиртовала с сотрудниками-мужчинами и излучала опасную харизму. Хотя Лиза совершала поистине чудовищные поступки (например, довела одного из персонажей до суицида), Джоли все же добилась к ней зрительского сочувствия. Именно в Джоли, а не в сыгравшей главную роль Вайноне Райдер критики видели звезду этого фильма.
Заслужив статус новой королевы драмы в Голливуде, актриса пошла в разнос и получала удовольствие от эпатажа напоказ. Она игриво демонстрировала журналистам татуировки, а на годовщину свадьбы второму мужу Билли Бобу Торнтону подарила место на кладбище. Совсем другой по тональности была более поздняя драматическая роль Джоли в фильме «Подмена» (2008). Актриса сыграла несчастную мать пропавшего ребенка, которая в Лос-Анджелесе 1920-х пыталась доказать, что полиция вернула ей не того ребенка. За душераздирающую игру в «Подмене» Джоли получила номинацию на премию «Оскар», но уступила награду Кейт Уинслет («Чтец»).
Объективация и романтизация абьюза
После вызывающих, но изматывающих работ 1990-х Джоли решила отдохнуть от драм и взяла курс на боевики. В «Угнать за 60 секунд» (2000) ее героиня — не более чем любовный интерес профессионального угонщика Рэндалла Рэйнса (Николас Кейдж). Однако фильм заработал $237 млн в мировом прокате, что принесло дивиденды и Джоли.
Затем актриса появилась в судьбоносной дилогии «Лара Крофт» («Расхитительница гробниц» и «Колыбель жизни») по мотивам популярной серии видеоигр Tomb Raider. Джоли долго думала, соглашаться ли на эту роль, зато в итоге образ Лары Крофт в ее исполнении стал культовым. Сегодня его справедливо критикуют за сексуальную объективацию героини. Тем не менее оба фильма, для которых Джоли самостоятельно выполняла все трюки, хорошо показали себя в международном прокате (заработав $274 млн и $156,5 млн соответственно). Гонорар Анджелины за съемки в «Колыбели жизни» составил рекордные $12 млн и принес ей статус одной из самых высокооплачиваемых актрис в мире.
Амплуа боевой красотки закрепил за Джоли романтический боевик «Мистер и миссис Смит» (2005). Хитовый фильм о буднях супругов-киллеров на грани развода сейчас можно назвать азбукой абьюза. К тому же роковой образ Джоли на экране вторил сексистской политике голливудских продюсеров.
Сама актриса только в 2017 году, в разгар движения #MeToo, рассказала о домогательствах со стороны сооснователя компании Miramax Films Харви Вайнштейна — по ее словам, во время съемок романтической комедии «Превратности любви» (1998) тот набросился на нее и пытался склонить к сексу. «Если вы выбрались из комнаты, то думаете: «он попытался [совершить насилие], но этого не произошло», верно? Правда в том, что попытка и опыт попытки — это тоже насилие», — заявила тогда актриса.
В военной драме «Ее сердце» (2007) Джоли исполнила роль французской журналистки Мариан Перл, самоотверженно искавшей убийц своего мужа, руководителя южноазиатского бюро нью-йоркского издания Wall Street Journal. Невзирая на сильную драматическую работу Джоли, «Ее сердце» вошло в историю как пример вайтвошинга — белая актриса играла героиню афро-кубинского происхождения. И хотя на главную роль Джоли утвердила сама Мариан Перл, фильму не удалось избежать критики — Джоли носила кудрявый парик и «смуглый» грим.
2010-е Джоли начала с проходных триллеров — в «Солт» (2010) сыграла сотрудницу ЦРУ, а в «Туристе» (2010) — британскую спецагентку, работающую под прикрытием в Венеции. Но уже через год актриса представила свой полнометражный режиссерский дебют.
Фильмы о войне
Картина «В краю крови и меда» (2011), действие которой разворачивается в период Боснийской войны, показывала кровавый межэтнический конфликт глазами двух обычных людей — художницы Айлы и полицейского Даниэля, оказавшихся по разные стороны фронта. «Почему в начале кино они любят друг друга, а в конце убивают друг друга? Мой фильм — исследование того, как это происходит», — объясняла Джоли. Она сняла две версии картины — на английском и на сербохорватском. Каст подобрала из актеров стран бывшей Югославии, многие из которых пережили войну. Критики писали, что «В краю крови и меда» «впечатляет отсутствием режиссерских изысков, поэтому создается ощущение, что фильм родился в результате скрупулезных исследований и глубоких убеждений».
В 2014 году Джоли выпустила масштабную биографическую драму «Несломленный» об американском легкоатлете Луи Замперини. Фильм охватывал жизненный путь спортсмена, начиная с Олимпийских игр 1936 года в Берлине и заканчивая выживанием в японском плену в разгар Второй мировой войны. Критики сдержанно приняли вторую игровую картину Анджелины и описали ее как «невероятную историю человеческой выносливости, преподнесенную мягкими, ровными мазками».
Драма Джоли «Лазурный берег» (2015) оказалась пророческой для ее третьего брака. По сюжету бездетная пара (супругов играют сами Джоли и Питт) отправляется на юг Франции, чтобы возродить давно угасшие чувства, но все идет не по плану. Бывшая танцовщица (Джоли) тяжело переживает очередной депрессивный эпизод, а ее муж (Питт) безуспешно работает над написанием романа. Накопившиеся за годы обоюдные претензии супругов выливаются в скандалы. Антураж мыльной оперы и внешний лоск, призванный скрыть плоскую драматургию, разочаровали критиков. «Джоли, кажется, потратила больше времени на выбор нижнего белья, чем на написание сценария или попытки заставить мужа играть», — писали рецензенты.
Реабилитироваться в качестве режиссера она смогла, сняв военную драму «Сначала они убили моего отца» (2017). В основу картины легла реальная история правозащитницы и писательницы камбоджийского происхождения Лун Ун, которая в детстве стала свидетельницей геноцида, устроенного режимом красных кхмеров. «Сначала они убили моего отца» получил высокие оценки критиков, которые отметили «чуткий, информативный и безошибочно беспристрастный взгляд на кровавую историю Камбоджи глазами пятилетнего ребенка».
Следующей режиссерской работой Джоли станет драма «Без крови» (Without Blood) по одноименному роману итальянского писателя Алессандро Барикко. Постановщица снова снимает кино о жестокости войны — и исцелении после нее. Главную роль женщины, которая ребенком увидела расправу над собственными родителями, исполнит Сальма Хайек.
Активизм
Во время съемок «Лары Крофт» Джоли впервые посетила Камбоджу и, увидев, каково приходится людям, вынужденно покинувшим свои дома, присоединилась к благотворительным и гуманитарным миссиям Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в качестве посла доброй воли. Актриса совершила множество поездок — в Сьерра-Леоне, Ливан, Восточный Курдистан, Таиланд, Колумбию, Украину. Смысл поездок — в привлечении внимания общественности и политиков к кризисам и гуманитарным катастрофам: о результатах своих благотворительных миссий Джоли рассказывала в интервью. Кроме того, она жертвовала деньги на строительство школ в бедных районах, работы по разминированию на территориях военных конфликтов и другие гуманитарные проекты.
Не забывала она и о гендерном аспекте: «Женщины и девочки по-прежнему составляют большинство жертв во время войн. Они составляют более половины всех беженцев и подавляющее большинство жертв сексуализированного и гендерного насилия. Жить со страхом, что вашу дочь могут изнасиловать вооруженные боевики, — небезопасно. Осознание того, что если вашим детям причинят вред, никто не будет привлечен к ответственности, не является основой мира и безопасности. Лишение половины населения представительства на мирных переговорах или в правительстве не является путем к долгосрочной стабильности», — утверждала Джоли.
Среди публичных выступлений Джоли были и довольно неожиданные. Например, в 2021 году она выступила автором инициативы The Women for Bees — пятилетней программы, предназначенной для обучения женщин-пчеловодов по всему миру. А восемью годами ранее всеобщее обсуждение вызвала ее колонка в The New York Times, где актриса и режиссер откровенно рассказала о том, что полностью удалила молочные железы. Врачи Джоли подсчитали, что с учетом ее семейного анамнеза и генетической предрасположенности вероятность развития рака молочной железы составляет 87%. «Как только я узнала, что это моя реальность, я решила проявить инициативу и максимально минимизировать риск. Я приняла решение сделать профилактическую двойную мастэктомию», — рассказала Джоли. Позже она по той же причине превентивно удалила яичники и маточные трубы. Решение многим показалось спорным, но открытое обсуждение онкорисков побудило женщин задуматься о профилактике рака.
В декабре 2022 года Анджелина Джоли сообщила, что покидает пост специального посланника ООН по делам беженцев. Тем не менее она продолжит заниматься правами человека — сейчас это для нее важнее, чем новые роли.
Одно из последних появлений актрисы в массовом кино — роль темной волшебницы в игровой дилогии Disney «Малефисента». Убедительно раскрыв истинные причины мстительности героини, Джоли деконструировала стереотипный образ злодейки, вернув сказочной фее право на гнев и превратив детский фильм в феминистское высказывание.