К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Развод, университет, справедливость: о чем мечтают героини иранского кино

 Кадр из фильма «Девушка возвращается одна ночью домой»
Кадр из фильма «Девушка возвращается одна ночью домой»
Иран известен как страна, где права женщин нарушаются систематически. Об этом говорят не только фем-активистки и правозащитники, но и сценаристы и режиссеры. Forbes Woman собрал остросоциальные фильмы, которые дают голос самым разным героиням — от известной актрисы до вампирши-мстительницы

В декабре в Иране казнили жертву домашнего насилия, убившую мужа. 29-летняя Самира Самира Сабзиян стала 18-й женщиной, приговоренной к смертной казни в прошлом году. Несмотря на репрессии, иранки продолжают бороться за свою свободу. В 2022 году они выходили на массовые протесты против жестокости «полиции нравов», а в октябре 2023-го года Нобелевскую премию мира получила правозащитница Наргиз Мохаммади, которая отбывает 11-летний срок в тегеранской тюрьме за правозащитную деятельность. 

Многие фильмы режиссеров иранского происхождения отражают политические и социальные реалии, с которыми сталкиваются жители Исламской Республики. В своих картинах они обращают внимание на гендерную дискриминацию, домашнее насилие, домогательства, сексуальную эксплуатацию и фемицид. Forbes Woman рассказывает о семи фильмах, посвященных жизни женщин в Иране.

«Забивание камнями Сорайи М.»

«Забивание камнями Сорайи М.»

The Stoning of Soraya M.

Год: 2008

Режиссер: Сайрус Наурасте

Середина 1980-х. Французский журналист Фрейдон Саебджам (Джеймс Кэвизел) работает на территории Ирана. Однажды машина репортера глохнет неподалеку от небольшой деревушки, и он обращается за помощью к местным. В поселении Фрейдон встречает женщину по имени Захра. Она просит журналиста придать огласке произошедшее вчера убийство: жители деревни забили камнями ее племянницу Сорайю. Захра хочет поведать всему миру эту историю. Журналист записывает ее слова на диктофон.

Премьера драмы американо-иранского режиссера Сайруса Наурасте состоялась на Международном кинофестивале в Торонто в 2008 году. За основу для картины постановщик взял книгу франко-иранского журналиста Фрейдона Саебджама La Femme Lapidée («Женщина, забитая камнями»). Запрещенный в Иране роман рассказывал реальную историю 35-летней Сорайи Манучехри, которую в 1986 году ложно обвинили в супружеской измене и приговорили к смерти. Она была далеко не единственной жертвой гендерного насилия в стране, но ее история привлекла мировое внимание к положению женщин в Иране.

Такую же задачу ставил перед собой режиссер Сайрус Наурасте. В его фильме трагическая судьба Сорайи рассматривается с точки зрения ее тети Захры. Вспоминая о последних днях жизни любимой племянницы, героиня обличает ситуацию, в которой «голоса женщин не берутся в расчет», а мужчина обрекает «постаревшую» супругу на смерть, чтобы жениться на 14-летней девочке. Детские браки, гендерное неравенство и виктимблейминг  — драма описывает лишь часть той страшной реальности, с которой сталкиваются многие иранки.

«Персеполис»

«Персеполис»

Persepolis

Год: 2007

Режиссер: Маржан Сатрапи, Венсан Паронно

Тегеран, 1978 год. Восьмилетняя Маржан точно знает, кем хочет стать, когда вырастет: пророком и спасителем человечества. Пока же она внимательно наблюдает за событиями, которые приводят к Исламской революции и свержению режима шаха. В стране устанавливается диктатура аятолл, и теперь Маржан обязана носить чадру и поумерить свой пыл. Начинается волна репрессий, на смену которым приходит война. Родители решают отправить Маржан учиться в Вену. В Европе девочка чувствует себя куда свободнее, но тоска по родным не дает ей покоя.

Анимационный фильм «Персеполис» снят по одноименному комиксу иранки Маржан Сатрапи, давно перебравшейся во Францию. Она же выступила сорежиссером картины. В детстве Маржан застала Исламскую революцию в Тегеране и видела, как свободу иранок постепенно ограничили: женщин заставили носить хиджаб и вести строгий образ жизни, запретили им краситься, веселиться в публичных местах и находиться в присутствии мужчин без сопровождающего. За несоблюдение новых законов полиция нравов жестоко наказывала женщин и все еще продолжает это делать.

«Персеполис» рассказывает о взрослении Маржан, ставшей свидетельницей не только послереволюционных репрессий в Тегеране, но и ужасов ирано-иракской войны. Героиня теряет родных и близких, переживает кризис веры и депрессию, уезжает в Вену и возвращается домой, почти отчаивается и борется за право быть собой. Навсегда покинуть родину Маржан в итоге убеждает мама. «Ты свободная женщина. Нынешний Иран не для таких, как ты»,  — обращается она к дочери.

Анимационная картина удостоилась номинации на премию «Оскар» и приза жюри Каннского кинофестиваля.

«Развод Надера и Симин»

«Развод Надера и Симин»

The Separation of Nader from Simin

Год: 2011

Режиссер: Асгар Фархади

Супруги Надер (Пейман Моаади) и Симин (Лейла Хатами) планируют вместе покинуть Иран, чтобы начать новую жизнь в Европе. В самый последний момент мужчина решает остаться, чтобы быть рядом со своим отцом, страдающим болезнью Альцгеймера. Симин же переживает о будущем своей 11-летней дочери Терме. Женщина считает, что девочка не сможет реализовать себя в консервативном Иране. Симин подает на развод, но суд отказывается его давать. Героиня переезжает к матери, оставив дочь на попечение мужа. Терме не теряет надежды и верит, что мама скоро вернется.

Над драмой «Развод Надера и Симин», получившей премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», работал иранский режиссер Асгар Фархади. В своем кино он не раз говорил о непростых судьбах иранских женщин. В «Истории Элли» воспитательница детского сада бросает вызов традиционным ценностям, что приводит к трагедии. В «Коммивояжере» девушка Рана переживает нападение мужчины и страдает от посттравматического стрессового расстройства. «Развод Надера и Симин» сосредотачивается на семейной драме и показывает, как в Иране систематически нарушаются права женщин.

У главной героини, мечтающей покинуть страну вместе с дочерью, просто нет возможности развестись с мужем. Супруг не упортребляет наркотики, не пьет и не избивает ее, а это единственные причины, по которым суд может рассмотреть заявление женщины, но, как показывает статистика, даже этого бывает недостаточно. Фильм делает акцент на повсеместной дискриминации женщин, в которых общество не видит субъектов.

«Девушка возвращается одна ночью домой»

«Девушка возвращается одна ночью домой»

A Girl Walks Home Alone at Night

Год: 2014

Режиссер: Ана Лили Амирпур

Безымянный иранский город. Темной ночью парень по имени Араш (Араш Маранди) приходит к сутенеру-наркоторговцу, чтобы рассчитаться с долгами своего отца, страдающего героиновой зависимостью. Юноша замечает, как таинственная девушка в черной чадре (Шейла Ванд) ускользает из дома мужчины, и вскоре обнаруживает его труп. Сутенер  — далеко не первая и не последняя жертва молодой женщины. После захода солнца девушка охотится на мужчин, которые жестоко обращаются с секс-работницами. Вампирша наводит страх на злой город, но это не мешает Арашу влюбиться в нее.

Режиссерский дебют Аны Лили Амирпур, американской актрисы иранского происхождения, тепло встретили на кинофестивале «Сандэнс» в 2014 году. В черно-белом хорроре постановщица рассуждала о мести за сексуальную объективацию, а фигура вампирши в чадре, убивающей сутенеров и наркоторговцев, олицетворяла гнев иранских женщин. Вдохновляясь визуальным стилем Дэвида Линча, Ана Лили Амирпур поведала историю об ужасах, знакомых многим жительницам Ирана.

Героини подвергаются сексуальной эксплуатации, сталкиваются с уличным харассментом (даже если их тело полностью закрыто) и лишены независимости. Вампирша, бесстрашно рассекающая ночные улицы на скейте, становится защитницей всех девушек, пострадавших от мужского насилия. Однако она едва ли напоминает бездушного монстра: заботится о безопасности других женщин и начинает романтические отношения, в которых может быть собой.

«Убийца «Священный паук»

«Убийца «Священный паук»

Holy Spider

Год: 2022

Режиссер: Али Аббаси

2001 год. Священный город Мешхед. Религиозный фанатик Саид Ханаи, в котором друзья и близкие души не чают, по ночам убивает секс-работниц и долгое время остается безнаказанным. Все меняется, когда в Мешхед приезжает добросовестная журналистика Рахими (Зара Амир Эбрахими). Вопреки вездесущему сексизму и общественным предубеждениям девушка начинает собственное расследование череды преступлений. Больше всего на свете Рахими хочет рассказать истории жертв маньяка и отправить того на виселицу.

В основу остросоциального триллера шведского режиссера иранского происхождения Али Аббаси легли реальные события: в 2001 году в Мешхеде орудовал маньяк Саид Ханаи, убивавший проституированных женщин, чтобы «избавить город от греха». Несмотря на то, что серийного убийцу в итоге нашли и приговорили к смертной казни, иранское общество еще долго оправдывало его, ведь секс-работниц в стране не считают за людей и даже приговаривают их к тюремному заключению за «распространение порока».

Тру-крайм Али Аббаси миксует журналистское расследование с историей маньяка: пока отважная Рахими пытается выйти на след убийцы, примерный семьянин и работяга продолжает безнаказанно совершать преступления.

В картине особое внимание уделяется судьбам иранок, лишенных базового чувства безопасности. Журналистку Рахими домогался главный редактор и склонял к сексу полицейский, а проституированные женщины регулярно подвергаются насилию и попадают в тюрьмы за распространение наркотиков из-за подстав со стороны сутенеров и дилеров. Роль Рахими, рискующей собственной жизнью ради спасения чужих, для кастинг-директора Зары Амир Эбрахими стала дебютом в кино. На Каннском кинофестивале-2022 иранка получила награду за лучшую женскую роль.

«Братья Лейлы»

«Братья Лейлы»

Leila's Brothers

Год: 2022

Режиссер: Саид Рустаи

У Лейлы (Таране Алидости) есть четыре брата: Алиреза, Манучехр, Фархад и Парвиз. Девушка прекрасно с ними ладит и беспокоится о благополучии каждого. Молодые мужчины по очереди лишаются работы. Алиреза увольняется с завода, потому что задерживают зарплату. Манучехр проводит дни за просмотром боев без правил. Парвиз изредка подрабатывает уборщиком. Фархад же просто шатается без дела. Инфантильные мужчины не в состоянии себя содержать, а пенсии пожилых родителей не хватает, чтобы покрыть их расходы. Лейла вызывается помочь несчастным братьям и взваливает их финансовые проблемы на свои хрупкие плечи.

«Братья Лейлы», в 2022 году номинированные на «Золотую пальмовую ветвь», снял известный иранский режиссер Саид Рустаи, которого в августе приговорили к шести месяцам тюрьмы за «содействие оппозиционной пропаганде против исламских законов». Его последняя работа  — не просто семейная драма, а портрет женщины в иранском обществе. Главная героиня Лейла всю жизнь проводит в заботе о других  — непутевых братьях и пожилых родителях. Она единственная беспокоится о благосостоянии семьи, следит за порядком в доме и работает сверхурочно, пока родные воспринимают ее самоотверженность как должное.

Героиню воплотила звезда иранского кино Таране Алидости. Актриса известна своей феминистской позицией: в конце 2022 года у себя в соцсетях она поддержала массовые женские протесты , вспыхнувшие по всему Ирану после гибели 22-летней Махсы Амини. За выражение несогласия с политикой государства Таране несколько месяцев провела в тегеранской тюрьме.

«Три лица»

«Три лица»

3 Faces

Год: 2018

Режиссер: Джафар Панахи

Известная иранская актриса Бехназ Джафари (Бехназ Джафари) получает тревожное видео. В ролике девушка просит звезду по помощи: родители запрещают ей учиться в Тегеранском театральном университете, и она планирует сбежать из дома. Если Бехназ проигнорирует послание, юная актриса совершит суицид. На этом видео обрывается. Бехназ останавливает съемки и вместе с режиссером Джафаром Панахи отправляется в высокогорную деревушку, где живет несчастная девушка.

Над псевдодокументальной картиной известный иранский диссидент Джафар Панахи работал уже после того, как правительство запретило ему снимать кино. Тем не менее, режиссер смог провести съемки в деревнях на северо-западе страны, где особенно сильны консервативные устои.

В центре внимания оказываются истории трех героинь: актрисы, отказавшейся сниматься в кино после Исламской революции, современной звезды экрана и абитуриентки театрального вуза, мечтающей вырваться из консервативной семьи. Такие разные судьбы персонажей объединяет одно: постоянные ограничения прав и свобод.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+