Обаятельная «Ада»: какой получилась российская картина о взрослении девочки-подростка
12-летняя Ада живет вместе с мамой Варей (Ольга Озоллапиня) в небольшом поселке на берегу Оки. Мама с ней нежна и внимательна, другие взрослые относятся как к родной. Природа вокруг, с которой у Ады свои отношения (она шепчет секреты рыбам), отвечает взаимностью. Единственная ее мечта — вновь увидеть отца. Режиссер Станислав Светлов напоминает, что 12 лет — пограничный возраст, когда детство уже подходит к концу, а юность с ее новыми вызовами еще не успела начаться. Это время, когда внутри человека еще достаточно уверенности в том, что мир — безопасное место.
Постепенно привычная жизнь Ады меняется: у мамы появляется любимый мужчина Эдик (Михаил Ложкин), отношения с одноклассниками не ладятся, а пространство вокруг начинает казаться враждебным и чужим. Ада оказывается на первом в жизни распутье: как сохранить себя в мире, который постоянно меняется?
Фильм, показанный в последний день кинофестиваля Voices, где голосуют не жюри, а зрители, стал настоящим эликсиром радости. После надрывных, сложных и в чем-то беспросветных картин, представленных в программе смотра, «Ада» казалась лучом света. Камера оператора Павла Медведева, кажется, способна ухватить и зафиксировать всю ту красоту мира вокруг, которую мы часто не замечаем. Сценарий Евгения Баранова, Дениса Осокина и Станислава Светлова на первый взгляд выстроен как простая конструкция, но стоит всмотреться повнимательней, как возникают многочисленные скрытые ходы и тайные комнаты.
Герои этой истории мягки и говорят едва ли не белыми стихами. Размышляют о том, как важно беречь себя, жизнь и друг друга. Призывают к смирению и любви; отрицают любое зло. Несмотря на несколько проповедническую интонацию, текст фильма не раздражает и не вызывает отторжения. Напротив, удачно дополняет визуальный ряд и образы героев. Чем-то кино напоминает стиль режиссера Терренса Малика («Тонкая красная линия» и «Древо жизни»), обожающего закадровые «проповеди».
Центральная героиня Ада — ребенок из глубинки, далекий как от изобилия, так и от перегрузок большого города. Пространство ее мира пока еще очень ограничено: дом, мама, река. Своей чистотой и самобытностью Ада пополняет ряды героинь нового типа, которых в последние пару лет в отечественном кино становится все больше. К ним можно отнести, например, 17-летнюю Яху (Хадижа Батаева) из «Клетка ищет птицу», или чистую душой жительницу отдаленной глубинки (Ольга Бодрова) в фильме «Велга», или Алису (Алина Гвасалия) из сериала «Сны Алисы».
На фоне этих проектов жизнеутверждающая «Ада» выглядит историей, которая пропускает свет, но не лишает его. Сейчас такое кино кажется редким авторским подвигом, потому что оно не ставит прокатных рекордов, не имеет больших бюджетов и не становится хитом за счет участия в нем звезд. Но именно оно благодаря сюжету и героям способно утешить и предложить альтернативный взгляд на мир, даже если кажется, что нам о нем уже давно все понятно.