К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Цена совершенства: как новогодние праздники увеличивают нагрузку на женщин

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Новый год — с украшениями, подарками и угощениями — кажется временем радости и отдыха. Однако за кулисами этого праздника оказываются женщины, которые все это волшебство организовали. Основательница консалтинговой компании Gender Equality Management Марина Ментусова рассказывает, как конец года превращается для женщин в изящно украшенную ловушку неоплачиваемой работы, эмоционального труда и общественных ожиданий

Невидимая рабочая нагрузка

В новый год мы отправляемся со старыми проблемами — женщины все еще зарабатывают примерно на 25% меньше денег, чем мужчины за ту же работу, и выполняют большую часть неоплачиваемого труда по дому — от уборки и готовки до ухода за детьми и пожилыми родственниками. И именно в новогодние праздники эта нагрузка, словно по волшебству, увеличивается многократно, и часто это неочевидно для самих женщин. 

Традиционно именно женщины становятся «эльфами Санты», выполняя всю невидимую и неисчисляемую работу по созданию праздничной атмосферы, — покупают подарки для друзей и семьи (и для родственников семьи), составляют меню, готовят или заказывают блюда для новогоднего стола, украшают дом. А те, у кого есть дети, уже наверняка озабочены поиском карнавальных костюмов, созданием поделок из шишек и организацией новогодних каникул.

Домом и школой все не ограничивается. Ведь на рабочем месте женщины также становятся невольными ивент-менеджерами: от организации Тайного Санты и создания праздничного стола до координации целых корпоративных вечеринок — все снова в их руках. 

 

Даже в 2023 году, когда женщины работают не меньше мужчин, а вопросам гендерного равенства посвящаются целые конференции, в преддверии праздника мы внезапно попадаем в западню старых гендерных стереотипов. Словно по волшебству свободные, эмансипированные женщины достают из закромов рецепт салата оливье и берут ответственность за праздничную атмосферу, забывая спросить себя, делает ли эта самоотверженная подготовка счастливее их самих. 

Эмоциональный труд на оба ваших дома

В новогодние праздники женщины несут еще одну нагрузку, выходящую за рамки умственного и физического напряжения, — эмоциональный труд. Этот термин исходно обозначал неоплачиваемые и часто незаметные психологические усилия по поддержанию позитивной атмосферы на рабочем месте. Но им можно описать и нагрузку, которую женщины несут в сезон праздников.

 

Создавать приятную атмосферу, разрешать семейные и профессиональные конфликты на вечеринках — это все эмоциональное обслуживание, которое негласно считается женской прерогативой. В итоге в преддверии праздничного сезона женщины не только жонглируют всевозможными списками и задачами, но и стараются сделать так, чтобы сохранить веселый настрой для себя и всей семьи. А если что-то получается неидеально — испытывают чувство вины.

Несмотря на то, что термин «эмоциональный труд» первоначально был лишен гендерного подтекста, последние данные показывают, что женщины вовлечены в него сильнее. Например, исследование, проведенное Samsung среди примерно 2000 офисных сотрудников в Великобритании, выявило явную гендерную предвзятость: женщинам непропорционально часто поручают нерабочие офисные обязанности, такие как организация корпоративных вечеринок, подписание открыток и покупка подарков коллегам. 

Это — проявление стереотипа о том, что женщины более заботливы, поэтому для них подобные задачи более естественны. Кроме того, как отмечает профессор социологии Калифорнийского университета в Беркли Арли Хокшилд, женщинам часто не хватает «статусного щита» — социальной защиты, которая позволяла бы им действовать за пределами социальных норм, не сталкиваясь с серьезными последствиями. Этот метафорический щит может обеспечить некоторое «прикрытие», если женщина отклоняется от традиционных гендерных ролей или общественных ожиданий. Чаще всего им пользуются мужчины. Не имея подобного щита, женщины занимаются организацией Тайного Санты, готовят для праздничного стола и покупают подарки, маскируя свое истинное отношение к этим задачам, — чтобы соответствовать ожиданиям общества.

 

Рождественская жуть 

Откуда берутся эти ожидания? Очевидно, здесь не обошлось без СМИ, индустрии кино и рекламодателей. 

Некоторые журналы рекомендуют женщинам начинать готовиться к Новому году еще в ноябре. Нужно успеть сбросить несколько килограммов, посетить косметолога, выбрать лучший наряд, успеть заказать новогодние украшения для дома и елки, подписать и отправить открытки, выбрать для всех близких подарки и подумать о передержке для домашних животных, если празднование планируется за городом. 

В последние годы рождественское помешательство начинается все раньше и раньше — песня Jingle Bells начинает звучать отовсюду уже в первые дни декабря, а рождественские украшения появляются на улицах и прилавках вскоре после Хэллоуина. В английском языке даже появился устойчивый термин для подобного феномена — Christmas creep, «рождественская жуть».

Важно принять идею, что некоторым женщинам и правда может нравиться вся эта праздничная суматоха. Точно так же совершенно нормально, если праздничные обязанности не совпадают с личными предпочтениями. Что ненормально — так это когда радостные хлопоты трансформируются в обязательства. 

Эксперты по ментальному здоровью и психологи предостерегают: стремление организовать безупречные праздники часто приводит к повышенной тревожности, стрессу и эмоциональному выгоранию. Исследование, проведенное крупным нью-йоркским медицинским комплексом Маунт-Синай, показало: более половины женщин в возрасте до 50 лет испытывают сильный стресс в это праздничное время. Главными факторами стали финансовые проблемы и семейные конфликты. В ответ на тревогу, связанную с отпуском, 61% респонденток обратились к спорту, 54% искали утешения, делясь своими проблемами с партнерами или друзьями, а 20% прибегали к механизмам преодоления, связанным с алкоголем или наркотиками. О бремени стресса, которое несут женщины во время подготовки к праздникам, говорит и Американская психологическая ассоциация: только четверть опрошенных ею женщин сообщили, что могут расслабиться в это время.

 

А поскольку коммерциализация Рождества и Нового года привела к тому, что приуроченные к ним маркетинговые кампании начинаются задолго до самих праздников, женщины тысячи раз прокручивают в голове списки задач, рецепты и другие детали. 

Даже рождественские фильмы поддерживают гендерные стереотипы — чаще всего они проваливают тест Бекдел-Уоллес, ведь основными заботами женщин в них являются приготовление праздничного ужина, выбор подарков для любимых, обсуждение нарядов, создание открыток с детьми и организация чудесного праздника для всей семьи. Некоторые праздничные киноподборки включают фильмы вроде «Маленьких женщин», но это скорее исключение. 

«Так было всегда», но больше не будет

В ответ на это многие вспомнят, как их матери и бабушки накрывали великолепные праздничные столы, радостно бегали по рождественским распродажам, выбирая лучшие подарки, и полночи шили карнавальные костюмы для детского сада — при этом были довольны жизнью и не жаловались. Однако то, что мы воспринимали как норму десятилетия назад, вполне могло оказаться привычкой не отстаивать свои интересы, страхом прослыть «истеричной», «неправильной» женщиной. Нонконформизм не считался качеством, которое украшает женщин, — а зря.

В 1963 году была опубликована невероятно скандальная работа Бетти Фридан «Загадка женственности», которая и 60 лет спустя служит аргументом против утверждения, что все женщины находят удовлетворение и радость в домашних хлопотах. Фридан показала недовольство, кипящее под крышами пригородных домов, и разрушила иллюзию, что женщины повсеместно удовлетворены предписанной им ролью домохозяек и матерей. Ее критика выявила удушающее воздействие гендерных ожиданий. «Накануне того дня, когда ее нашли в подвале собственного безукоризненного дома с веревкой на шее, она водила детей на прием к педиатру и сделала необходимые распоряжения к предстоящей вечеринке по случаю дня рождения дочери», — описывает Бетти Фридан то, как завышенные общественные ожидания губят здоровье и жизни женщин.

 

Сегодня, когда женщины вносят значительный вклад в экономику, устаревшее представление о том, что только на них должны ложиться праздничные обязанности, несправедливо. Требование равномерного распределения обязанностей во время новогодних праздников — это не вопрос традиции, а призыв к прогрессу и признанию многогранной роли, которую женщины играют в обществе. Для женщин это еще и ключ к сохранению себя, когда вокруг бушует цунами из рабочих и домашних дел.

Психолог Элейн Родино из Государственного колледжа штата Пенсильвания предлагает управлять праздничным стрессом путем составления разумного бюджета. Она подчеркивает, что важно не переусердствовать с подарками, и вместо этого призывает женщин уделять внимание заботе о себе — через чтение, принятие расслабляющей ванны, неспешные прогулки и другую «наполняющую» деятельность. Посреди суеты моменты заботы о себе становятся способом замедлиться и насладиться нематериальной стороной праздника.

Быть может, сохранить новогоднее настроение после всего вышесказанного поможет обычай из Ирландии: 6 января там отмечают «Дамское Рождество». Это дань уважения женщинам, признание их усилий по подготовке к праздникам. В этот день зимний праздничный сезон заканчивается, и мужчины берут на себя полную уборку дома, а женщины идут в пабы с подругами, сестрами и матерями. 

Под Новый год у нас появляется шанс пересмотреть наши традиции и в следующий год войти с новым, более справедливым распределением обязанностей. Давайте разделять не только радость праздника, но и усилия по его подготовке.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+