К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Что такое тест Бекдел-Уоллес и зачем кинематографу нетипичные женские персонажи


Большая часть женских персонажей в кино — просто фон для мужских. Но интересные, небанальные, самостоятельные героини — не только дань уважения реальным женщинам, но и выгодное вложение для киностудий. Основательница консалтинговой компании Gender Equality Management Марина Ментусова рассказывает, почему гендерные стереотипы в кино вредят всем

Со времен первого фильма, снятого в 1895 году, киноиндустрия проделала большой путь. Сейчас это огромная индустрия, в которой работает все больше женщин. Кино затрагивает важные темы, все чаще говорит о социальных проблемах и становится драйвером изменений в таких вопросах, как борьба за гендерное равенство.

С 2022 года в тестовом формате начали действовать в свое время нашумевшие стандарты для попадания картины в номинацию «Лучший фильм» на премии «Оскар». Те самые, согласно которым кинематографисты обязаны соблюдать определенные критерии гендерного равенства и инклюзии. Окончательно стандарты вступят в силу к 2024 году и коснутся не только репрезентации женщин, но также представленности расовых, этнических и сексуальных меньшинств. 

1 июля 2022 года впервые за всю историю Каннского фестиваля пост президента заняла женщина — Айрис Кноблох. Поклонники фестиваля справедливо ожидают новых правил в области гендерного равенства и репрезентации женщин. Хотя даже тот факт, что девять фильмов из представленных на последнем фестивале были сняты женщинами — уже большое достижение. 

 

Символом Венецианского кинофестиваля вместо льва впервые в истории стала львица. Кажется, мир кинематографа неуклонно стремится побороть гендерное неравенство. Но поспевают ли за этими тенденциями страны, где патриархальная культура диктует свои стандарты, в том числе в области кино? 

Этим вопросом задались ученые Лаборатории социальной и когнитивной информатики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге под руководством кандидата экономических наук Ксении Леонтьевой. Обратив внимание на то, что в России представители киноиндустрии не собирают статистику о гендерном балансе в съемочных группах и в кастах, исследователи решили сделать это самостоятельно. Используя информацию по всем ключевым участникам российского кинопроизводства 2009–2019 годов, исследователи проанализировали 1306 фильмов и предметно изучили 243 из них. Для оценки использовали линейный регрессионный анализ и еще один метод, который реже используется в академических исследованиях, — так называемый тест Бекдел-Уоллес.

 

Что такое тест Бекдел-Уоллес

Впервые о гендерном дисбалансе в художественных произведениях написала Вирджиния Вулф в эссе 1929 года «Собственная комната». Она обратила внимание на те паттерны в художественной литературе, которые позже тест Бекдел-Уоллес поможет обнаружить в произведениях кинематографа:

«Все эти отношения между женщинами, думала я, быстро перебирая в памяти блистательные образы вымышленных женщин, слишком просты. [...] И я попыталась вспомнить хоть один случай за все время моего чтения, когда две женщины изображены подругами. [...] Время от времени они — матери и дочери. Но почти без исключений они показаны в их отношении к мужчинам. Было странно думать, что все великие женские литературные персонажи до Джейн Остин не только были объектом рассмотрения другого пола, но рассматривались только в отношении к другому полу. И как мала эта часть жизни женщины.»

Спустя 56 лет, в 1985 году, американская карикатуристка Элисон Бекдел нарисовала для комикса Dykes To Watch Out For эпизод под названием «Правило». В нем женщина говорит своей подруге, с которой собиралась пойти в кино, что для того, чтобы они посмотрели фильм, он должен соответствовать трем условиям: 

 
  1. среди героев должны быть как минимум две женщины;
  2. они должны разговаривать друг с другом;
  3. разговор должен быть о чем-то, помимо мужчин.
Эпизод «Правило» из комикса Элисон Бекдел Dykes To Watch Out For

Комикс заканчивается тем, что женщины проходят мимо кинотеатра и направляются домой. 

Несмотря на то что чаще всего можно услышать наименование «тест Бекдел» (и даже ироничную версию «тест Бекдела»), идею «правила» Элисон Бекдел подсказала знакомая по имени Лиз Уоллес. Поэтому корректно и честно (как отмечала сама Элисон) будет именовать этот тест полным названием «Бекдел-Уоллес». 

Из ироничной шутки появилась целая область исследований репрезентации женщин в кинематографе. 

Фильмы и скептики

Существуют разные вариации теста Бекдел-Уоллес. Одна версия требует, чтобы женщины разговаривали друг с другом на любые темы, не связанные с мужчинами, не менее одной минуты экранного времени (например, этой версии придерживается портал bechdeltest.com, на котором представлены результаты анализа более 9000 картин, созданных с конца XIX в. до наших дней). Другая приравнивает к разговорам о мужчинах обсуждение детей и домашнего хозяйства. Однако ни одна из существующих версий не претендует на оценку фильмов с точки зрения сексизма и женоненавистнической оптики.

Например, фильм «Американская бикини-автомойка» проверку прошел. Несмотря на почти исключительное внимание к гетеросексуальным отношениям и часто стереотипное представление о женщинах, «Секс в большом городе» также выдерживает испытание: в конце концов, женщины там говорят не только о мужчинах, но и об обуви. 

 

Тем не менее тест Бекдел-Уоллес эффективно показывает положение женских персонажей как с точки зрения количества текста, так и с точки зрения их самостоятельности. Задача теста — продемонстрировать, что буквально половина человечества недопредставлена в современном кинематографе, а если и изображается в кино, то стереотипно.

Скептикам рекомендуют провести простой мысленный эксперимент: составить список фильмов, которые не прошли бы обратный тест Бекдел-Уоллес. Удивительно трудно найти голливудские фильмы любого жанра, в которых не было бы (1) по крайней мере двух мужчин, (2) которые разговаривают друг с другом (3) о чем-то, кроме женщин.

Тест Бекдел-Уоллес — самая простая и поверхностная проверка художественного произведения на репрезентацию женщин. Тем ошеломительнее выглядят результаты этой проверки применительно к продукции современной киноиндустрии: очень немногим голливудским фильмам удается соответствовать настолько низкой планке. Однако эта простота обманчива. Критерии теста указывают на ключевые проблемы, связанные с представленностью женщин в кино.

Например, требование, чтобы две женщины разговаривали, а не просто присутствовали в кадре, напоминает о том, как женские голоса были проблематизированы на протяжении всей истории и культуры. Как женская речь подавляется, заглушается, инфантилизируется и лишается авторитета. Более того, разговор между женщинами создает возможность отношений между ними как независимыми субъектами. Условие, что разговор должен вестись не о мужчине, подчеркивает преобладание женских персонажей, чьи роли и арки полностью подчинены мужским.

 

Несмотря на то что оптика женщин-режиссеров могла бы создавать больше интересных и сложных женских персонажей, даже их фильмы не всегда проходят тест Бекдел. Например, фильм «Повелитель бури», за который получила свою награду Бигелоу, тест пройти не смог: в нем вообще нет женских реплик.

Провалили тест и самый кассовый фильм в мире «Аватар», и все части «Звездных войн», срежиссированные Джорджем Лукасом. И даже вся трилогия Питера Джексона «Властелин колец» (558 минут экранного времени) не справилась с тремя простыми правилами. 

Российский кинематограф и тест Бекдел

Ксения Леонтьева из НИУ ВШЭ взяла тест за основу исследования, но также уделила внимание распределению бюджетов, проверила съемочные команды и проследила взаимосвязь между тем, проходит ли фильм тест Бекдел-Уоллес, и его успешностью (становится ли фильм привлекательнее, если женщины в нем показаны менее шаблонно). Вот результаты ее исследования.

Тест Бекдел-Уоллес прошло большинство (61%) из 243 картин. В них есть женщины, разговаривающие друг с другом и не зацикленные на мужчинах, практиках красоты, детях, доме, других женщинах. Однако исследовательница отметила, что доля разговоров на отвлеченные темы очень маленькая — в 165 картинах из 243 не превышает и 5%.

 

Удалось выявить связь между прохождением теста и долей мужчин в команде фильма. Мужчины в российском кинопроизводстве доминируют, женщин-режиссеров в России всего 17%. Большее количество мужчин, задействованных в съемках, ведет к худшей репрезентации женщин, к «трафаретному» взгляду на героинь.

Закономерно несправедливо и распределение больших бюджетов между женскими и мужскими проектами. Несмотря на то что от размера бюджета зачастую зависят и кассовые сборы, в женские картины инвестируют гораздо меньше.

Один из главных выводов — отсутствие зависимости популярности картины от стереотипности женских образов. «Гендерная предвзятость по отношению к ним не связана с успехом фильма, а значит, российский зритель не воспринимает сильных героинь отрицательно», — говорит сама исследовательница. 

Ряд других исследований говорит о том, что гендерный баланс при производстве фильмов может принести более высокие доходы киностудиям. В 2018 году Creative Artists Agency (CAA) и команда исследователей компании «shift7» проанализировали 350 самых популярных студийных фильмов 2014–2017 годов. Результаты показали позитивную связь между прохождением теста Бекдел-Уоллес и кассовыми сборами. На это не влияет даже разница в бюджетах.

 

Очевидно, необходимо время, чтобы изменить мышление нашего общества, чтобы женщины получили то уважение и репрезентацию, которых они заслуживают. Важно понимать: это не просто модное веяние или требование «актуальной повестки» — это в интересах и зрителей, и индустрии. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+