К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Видимо-невидимо: как женщины на работе прячут эмоции, усталость и собственное мнение

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Там, где мужчина делает сложную работу, женщина делает сложную работу и еще при этом старается не сказать лишнего — ведь сильные эмоции в ее случае могут быть расценены как признак непрофессионализма. Это присутствует даже в наименее консервативных индустриях. О том, как устроен невидимый эмоциональный труд женщин, рассказывает основательница консалтинговой компании Gender Equality Management Марина Ментусова

Что такое эмоциональная работа

В 1990 году профессор философии и гендерных исследований Сандра Ли Бартки, изучая стыд и гендер в образовательной среде, пришла к выводу, что студентки «чувствуют в себе что-то неполноценное». Позже на основе этой работы исследовательница Фиона Кумари Кэмпбелл напишет: «Когда мы выражаем себя, [предполагается, что] мы должны делать это в рамках существующих гендерных ограничений». Они указывают на то, что эмоции, вызванные неравенством и существующими гендерным стереотипами, не так безобидны: они влияют на самоограничение женщин, из-за которого гендерный дисбаланс продолжает существовать.

Многие исследования показывают, что в профессиях, где доминируют мужчины, гендерные различия проявляются не только в том, что и кем говорится в зависимости от пола, но и в том, как это говорится. Например, в переговорах о заработной плате мужчины используют активную стратегию, в то время как женщины предпочитают хранить молчание до тех пор, пока руководство организации само не начнет разговор о повышении заработной платы. 

«Самозамалчивание» подавляет и активные действия по продвижению карьеры. Из-за «синдрома самозванца» женщины обесценивают собственные достижения и опыт, не претендуют на более высокие гонорары и не решаются искать лучшую работу. Им буквально кажется, что они нигде и никому больше не нужны, а любые попытки изменить ситуацию приведут только к ухудшению их положения.

 

В 1979 году профессор социологии Калифорнийского университета в Беркли Арли Хокшилд ввела в оборот термин «эмоциональная работа». Она утверждает, что наше понимание работы как физического и интеллектуального труда недостаточно, и в своих исследованиях доказывает, что в организациях существует представление о приемлемых эмоциональных реакциях. Оно подразумевает необходимость поддерживать профессиональный самоконтроль, который Хокшилд называет эмоциональным трудом. Хокшилд пишет, что эти навыки трудно измерить и что они часто остаются незамеченными, поскольку считаются естественными женскими качествами. 

Как это выглядит в самых передовых сферах

IT-индустрия многим кажется символом перемен и возможностей для женщин. Работа там хорошо оплачивается, возможна из любой точки мира, в том числе из дома, к которому привязаны многие женщины — например, ухаживающие за детьми или пожилыми родственниками. С каждым днем появляется все больше программ, поощряющих и помогающих женщинам в IT-сфере. Одни направлены на увеличение количества ролевых моделей среди женщин, другие — на доступность образования, третьи — на сокращение разрыва в заработной плате. Тем не менее за кулисами часто остается незамеченным важный элемент — эмоциональная работа, которую выполняют женщины в области, где все еще доминируют мужчины. 

 

Весной этого года я защитила свою магистерскую диссертацию, посвященную проблемам женщин, работающих в IT-индустрии, и в одном из исследований совместно с командой Women in TECH изучала эмоциональную составляющую работы женщин в этой традиционно мужской сфере. Я провела глубинные интервью, задавая респонденткам вопросы не только о собственно барьерах и сложностях, но и об эмоциях, которые они испытывают. 

Большинство респонденток заявили, что им приходится регулировать свои эмоции на рабочем месте — оказалось, что женщинам в IT-индустрии не хватает свободы самовыражения даже в таких мелочах. Они признались, что склонны замалчивать свои настоящие мнения, реакции и эмоции — например, в ответ на сексистское замечание или шутку, в переговорах о зарплате и даже иногда на рабочих встречах, когда им есть что сказать по обсуждаемой теме. Сотрудницы чаще молчаливо соглашаются выполнять дополнительную работу, за которую им не платят. 

Воспитание, страхи, адаптация

В ходе интервью респондентки часто говорили о «незаконных эмоциях», которые недопустимы именно с профессиональной точки зрения. Правда, потом вспоминали, что, когда эти эмоции проявляют мужчины (коллеги или начальники), это вполне согласовывалось с господствующими в компании представлениями и ценностями. 20 лет назад феминистка Сара Ахмед заметила, что женщины в «мужских» профессиях ведут себя гендерно ориентированно и позволяют себе только определенный регистр эмоций и эмоциональных реакций, которым придается профессиональная ценность. 

 

Женщины в IT-индустрии боятся не только показаться непрофессиональными, но и оказаться недостаточно компетентными, недостаточно умными. Все эти страхи базируются на стереотипе, что женщина по умолчанию слабее, глупее и менее квалифицированна. 

При этом многие отрицают присутствие в IT практик гендерной дискриминации или даже само наличие гендерных стереотипов, несмотря на то что их дальнейшие рассказы лишь подтверждают наличие неравенства. Это похоже на «ассимиляцию», когда женщины копируют и транслируют те же стереотипы, что и мужчины, поддерживают и поощряют сексистские шутки, отстаивают существующее неравенство как «норму». При этом, пытаясь таким образом быть «частью комьюнити», они создают и поддерживают мизогинную среду, токсичную, а иногда и небезопасную для других женщин.

Освобождающая злость

Интересно было обнаружить, что самой освобождающей эмоцией женщины называют злость. Она приходит после страха — когда оказывается, что тактика ассимиляции не всегда приносит ожидаемые бенефиты или необходимость постоянно играть роль, только чтобы приблизиться к равным возможностям, начинает казаться несправедливой.

При этом во многих патриархальных обществах женщин с детства приучают к подавлению гнева и других сильных негативных эмоций, так как для женщины более приемлемыми считаются пассивность и покорность. Женщины привыкают ставить чувства и потребности других выше своих собственных и выражать себя более сдержанно. А если все же проявляют гнев — могут получить ярлык «истеричных» или «иррациональных», что только еще больше подрывает их авторитет и доверие к ним. 

Отказывая женщинам в праве выражать гнев, общество посылает сигнал о том, что их чувства и переживания не важны. Для самих женщин это может стать причиной тревоги и проблем с ментальным здоровьем. На уровне общества в целом — укрепляет представление о том, что они больше обязаны удовлетворять потребности других.

 

Как изменить ситуацию

Айтишницы могли бы объединяться в профессиональные комьюнити и отстаивать свои права на организационном уровне, например требовать разработки программ поддержки женщин на рабочем месте и помогать коллегам по индустрии. Однако любое сопротивление требует ресурсов. Помимо неравенства в заработной плате и карьерных возможностях, помимо гендерных стереотипов и сексизма, женщины сталкиваются с тем, что IT — это сфера, в которой отсутствует баланс между работой и жизнью. Здесь, как и во многих технических профессиях, культивируются переработки, сжатые сроки и высокая рабочая нагрузка. Такую работу трудно совмещать с домашними обязанностями и заботой о близких (детях или пожилых),  а эти функции в нашем обществе из-за гендерных стереотипов чаще всего лежат именно на женщинах.

Поэтому так важно, чтобы проблему стали замечать не только исследователи, но и работодатели, чтобы они направили ресурсы на изучение проблемы и создание эффективных программ поддержки. При этом важно действовать по принципу «ничего для нас без нас» — поэтому в нашем исследовании мы обратились к самим женщинам в IT и спросили, какие инструменты могли бы поддержать их на рабочем месте.

Одной из самых часто упоминаемых мер стало создание ролевых моделей.  Женские образцы для подражания служат доказательством того, что женщины могут быть успешными в любых сферах деятельности. В контексте эмоциональной работы увеличение числа женщин (в особенности на руководящих должностях) может привести к расширению понятия нормы в поведении сотрудников и руководителей. Одна из респонденток поделилась историей о том, как с приходом женщины-руководительницы рабочие встречи стали более эмоциональными и открытыми, а конфликты не замалчивались, а обсуждались откровенно, что в итоге сделало рабочую атмосферу только более дружелюбной. 

Также для женщин в IT-индустрии оказалась важной поддержка ментора. Наставнические отношения могут не только предоставить положительный образец для подражания, но и укрепить профессиональную идентичность. Эмпирические исследования также показали, что поддержка ментора помогает развивать навыки, налаживать связи, строить карьеру и получать психологическую поддержку даже в тех индустриях, где процветает токсичная, агрессивная атмосфера. 

 

Не менее важна для женщин поддержка близкого окружения. Когда женщины стремятся работать в таких областях, где доминируют мужчины, поощрение от своих родителей и близких могут сыграть важную роль в их успехе. Исследования показали, что семья и социальная поддержка могут оказать существенное влияние на академический и карьерный выбор женщин, особенно в областях, где они недостаточно представлены. Среди наших респонденток женщины, чье окружение поддерживает их профессиональный выбор, чьи коллеги проявляют уважение, реже испытывают страхи и реже говорят о синдроме самозванки. 

Маловероятно, что гендер перестанет влиять на наше социальное поведение на уровне ежедневного взаимодействия и эмоций. Однако ситуацию с неравенством в профессиональной среде можно изменить, позволив женщинам не только бояться, но и злиться.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+