Она раскрыла убийства: лучшие современные сериалы о женщинах-детективах
В 1864 году вышла революционная для своего времени книга Эндрю Форрестера «Женщина-детектив» — и с тех пор женщины все чаще становились главными расследователями преступлений: как в художественной литературе, так и в кино и сериалах. Героини таких историй раскрывают планы злоумышленников благодаря своему холодному уму и дедуктивному таланту. Но при этом, если речь не идет о добродушной на вид мисс Марпл, в их образах мы видели много маскулинного. Чаще всего, у этих женщин-детективов не было семьи, детей — вообще какой-то жизни, кроме расследований. Чтобы соответствовать имиджу, они проявляли те же черты, что и мужчины-детективы.
С одной стороны, такой образ шел вразрез со стереотипным для этого жанра представлением женщин как слабых и эмоциональных (в криминальных историях им чаще всего выпадала роль жертвы). С другой, происходила такая же стереотипизация, только в другую сторону. Кроме того, следовательницы часто сексуализировались в массовой культуре — например, в сериале «Мыслить как преступник», где сотрудницы команды в первых сезонах обязательно были идеально уложены, накрашены и носили обтягивающие юбки с каблуками.
В сознании российских телезрителей образ женщин-детективов во многом сформировала Александра Маринина, придумавшая следовательницу Анастасию Каменскую: замкнутую, серьезную, без семьи и детей, фанатично относящуюся к своей непростой работе. Что во многом совпадает с общим «мировым шаблоном». При этом в интервью Forbes Woman писательница объясняет, что многие черты ее героини были списаны с нее самой: «Мне и сейчас стыдно в этом признаваться — я чувствую себя неполноценной именно из-за того, что все нормальные женщины почему-то хотят детей, а я не хочу. Эти сомнения я вложила в Настины внутренние монологи во второй книге, «Игра на чужом поле», когда она думает: «Я какая-то ущербная: мне и дом неинтересен, и быт неинтересен, и детей я не хочу, и замуж не хочу».
Но времена меняются — и шаблоны тоже. Анастасия Каменская со временем вышла замуж, а героини западных детективных сериалов обзавелись семьями, обычной жизнью и всеми человеческими страхами и даже женскими проблемами. Шоураннеры больше не изображают их похожими на циничного «детектива в юбке». А если это и происходит — как, например, в новом австралийском хите «Дедлок», —то скорее является карикатурой на стереотипные образы.
Forbs Woman выбрал шесть современных сериалов, в которых женщина-детектив — не условный персонаж с шаблонным набором функций, а разносторонняя, интересная личность, которая при этом лучше всех умеет разгадывать преступления.