Уставшая женщина, на которой держится все: Кейт Уинслет в сериале «Мейр из Исттауна»
Мейр (Кейт Уинслет), женщина за 40 с отросшими корнями волос и усталым взглядом, — детектив в провинциальном городке Исттаун в Пенсильвании. Поймать вуайериста, который подглядывает за девушкой в окно, найти грабителя, похитившего копилку, — вот ее обычные задания на службе. Но когда в лесу находят тело Эрин (Кэйли Спэни), тихой девушки 17 лет с ворохом проблем и годовалым ребенком, расследование также поручают Мейр. В напарники ей дают окружного детектива (Эван Питерс) — сама Мейр уже расследовала похожее дело, но безуспешно.
«Мейр из Исттауна» на первый взгляд — типичный детективный сериал: двое полицейских (разумеется, они полные противоположности, разумеется, в результате между ними возникает симпатия) расследуют загадочное убийство. Зрители уже не раз видели такое, но уже в первой серии «Мейр из Исттауна» становится понятно: криминальная интрига — лишь одна из нескольких линий, из которых связан сюжет.
У Мейр и без нового расследования достаточно забот: любимого внука пытается отобрать невестка (Сози Бэйкон), не выходящая из рехаба, бывший муж (Дэвид Денман), живущий по соседству, надумал жениться, а дома пожилая мать (Джин Смарт) постоянно учит жизни.
Мейр вхожа в каждый дом в городе (в буквальном смысле — может вышибить дверь ногой), и, проследовав за ней, мы узнаем, что в Исттауне все не очень благополучно не только у нее: подростковые беременности — скорее норма, проституция — способ заработать на лучшую жизнь или новую дозу. Шоураннер сериала Брэд Ингелсби, больше известный как сценарист (для «Мейр» он также написал сценарий), специализируется на социальных драмах про депрессивную американскую глубинку, прежде всего родную Пенсильванию (здесь находится и сериальный Исттаун). Герои его прошлых фильмов боролись с зависимостями (как персонаж Бена Аффлека во «Вне игры» — в прошлом подающий большие надежды бейсболист, карьеру которого сломало пристрастие к алкоголю) и рожали детей в подростковом возрасте (как экранная дочь Сиенны Миллер в «Женщине в огне»).
Но Ингелсби вместе с режиссером Крэйгом Зобелем («Оставленные» и скандальная позапрошлогодняя «Охота») не пытаются выжать из зрителя слезу. «Мейр» прежде всего убедительная драма, которая постепенно раскрывается и от серии к серии все больше увлекает зрителя. Можно попенять на то, что в сценарии многовато клише, а некоторые поступки Мейр нужны лишь для того, чтобы растянуть это кино на семь часов, но все вытягивает главная героиня.
Мейр в прошлом местная легенда: 25 лет назад она забила мяч в решающей игре и вывела местную баскетбольной команду в чемпионы штата, за что ее до сих пор иногда называют в барах «леди Ястреб». А в настоящем ей по сорок раз на дню напоминают, что у нее ужасный характер, она в ссоре с половиной города и не расстается с вейпом. Само имя Мейр — не только сокращение от «Марианны», но и омоним староанглийского «ночной кошмар» (как в nightmare), «злой дух, приходящий во сне» — намекает, что от встречи с ней жди беды.
Но это не меняет главного: Мейр из Исттауна (или, если переводить буквально, Мейр Исттаунская) — своего рода покровительница этого захолустья, почти святая заступница. Все ее знают, и она знает всех — за этого похлопочет, тому поможет, этого по-родственному попросит уйти с дороги. Все в городе держится на этой нечесаной и уставшей женщине, которая совсем не похожа на героя. На неизменно нахмуренное и сосредоточенное лицо главной героини не надоедает смотреть на протяжении всего сериала (а перипетии в ее личной жизни интереснее, чем детективная интрига).
Это заслуга прежде всего Кейт Уинслет. «Мейр из Исстауна» — первая роль актрисы на телевидении за 10 лет — стала ее бенефисом. Уинслет — большая звезда, олицетворение гламура и голливудского лоска, в сериале появляется в трениках, без макияжа и укладки. Но ее грубоватая, неухоженная и прямолинейная героиня одновременно умная, ироничная и живая: Мейр — такая же веха в карьере Уинслет, как Роза из «Титаника».
Уинслет, безусловно, главная, но не единственная звезда сериала. Эван Питерс играет обаятельного простачка (возможно, слишком простого). Джин Смарт, кажется, рождена для ролей стервозных матерей. Гай Пирс идеален в роли в прошлом известного писателя, вынужденного уехать в провинцию преподавать литературное дело (похожую роль — Фрэнсиса Скотта Фицджеральда в его худшие годы — он сыграл в фильме «Гений»).
Еще один важный герой сериала — сам городок, тихая американская провинция с неуютными городскими пейзажами и типовыми пригородами, залитыми синькой. В Исттауне (зарубежные критики отдельно отмечали, как англичанке Уинслет удался пенсильванский акцент) все знакомы и связаны друг с другом сложными родственно-приятельскими узами. Город не только служит фоном — он и часть детективной интриги: когда каждый другому кум и сват, возникают мотивы для убийства, которые интересно разгадывать зрителям.
Исттаун — та еще дыра, о чем не устают говорить его жители. Но, как бывало и с другими ничем не примечательными провинциальными городками вроде Твин Пикса, если вы попали сюда в хорошей компании, вы не захотите уезжать.