К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Быть хорошей женой и выбраться из нищеты: как женщины попадают в наркобизнес

В женской колонии (Фото Сергея Савостьянова / ТАСС)
В женской колонии (Фото Сергея Савостьянова / ТАСС)
Около 40% женщин в российских колониях попали туда за преступления, связанные с распространением наркотиков. В наркобизнес одни приходят из-за бедности, другие — став жертвами торговли людьми, третьи — пытаясь угодить мужу. При этом многие становятся «расходным материалом», теряют свободу, здоровье и жизни. Разбираемся, какова роль женщин в этом секторе теневой экономики и почему они продолжают в нем работать

Этот материал не является пропагандой наркотических средств. Пропаганда наркотических средств запрещена.

Исследование Управления ООН по наркотикам и преступности, опубликованное осенью 2022 года, показало, что женщины в Афганистане, несмотря на традиции, которые ограничивают их домашним хозяйством, активно вовлечены в наркобизнес. Они занимаются возделыванием почвы, сбором урожая и переработкой сырья. Некоторые из них сами учатся готовить наркотики и упаковывают их. Кроме этого, женщины вербуют наркоторговцев, а иногда распоряжаются доходами, если работают в семейной организации. Причем приход к власти движения «Талибан» (признано террористическим и запрещено в России) одним осложнил, а другим, наоборот, упростил работу.

Это исследование интересно еще и тем, что оно первое в своем роде. Более 20 лет Афганистан остается мировым центром производства опиатов, а о роли женщин в этом процессе практически ничего неизвестно. 

 

Ранние исследования мирового наркотрафика, как правило, были сосредоточены на мужчинах, а производство и незаконный оборот наркотиков считались мужской работой. Интерес к роли женщин в этой сфере возник недавно. До середины 1990-х женщин рассматривали только как наркопотребительниц. Ученым было интересно лишь, как наркотики влияют на их организм и отличается ли чем-то женская зависимость от мужской. 

При этом женщины участвовали в контрабанде наркотиков еще 100 лет назад. Например, перевозили каннабис через границу США и Мексики в 1920-30-х годах. Некоторые делали это с партнерами-мужчинами, другие работали самостоятельно. Были даже те, кому удавалось возглавить крупные преступные организации.

 

Например, еще в 1930-е годы Игнасия Джассо по прозвищу Ла Нача основала семейный наркокартель на севере Мексики. Она контролировала большую часть торговли героином, морфином, марихуаной и коноплей в этом регионе вплоть до 1970-х годов. Грисельда Бланко, известная как «крестная мать», организовала поставки кокаина из Колумбии в Соединенные Штаты и руководила ими с 1975 по 2000 год. В 2011-м году мексиканка Энедина Арельяно Феликс стала первой женщиной, которая возглавила крупнейший в Мексике Тихуанский наркокартель, после того как главу картеля — брата Феликс — отправили в тюрьму. До этого Феликс более 10 лет отвечала за отмывание заработанных им денег. 

Место в иерархии

В сфере незаконного оборота наркотиков можно выделить определенную иерархию сотрудников. Низшие сотрудники в цепочки наркотрафика — это люди, которые выращивают сырье для веществ, и курьеры (еще их называют закладчиками или «мулами»).

Именно женщины составляют до половины рабочей силы, задействованной в сборе опийного мака в Турции, Индии, Лаосе и Бирме. В Афганистане они занимаются прополкой и расчисткой полей. Также женщины работают на полях в Африке и на плантациях в Северной Америке. При этом зачастую им платят меньше, чем мужчинам. Также они рискуют стать жертвами домогательств или сексуализированного насилия со стороны своих работодателей. 

 

Женщины участвуют в уличной торговле наркотиками и становятся курьерами — как на местном, так и на международном уровне. Британский социолог Дженнифер Флитвуд, которая исследует роль женщин в незаконном сбыте наркотиков, отмечает, что наркокурьеры — независимо от пола — практически не могут контролировать свою работу. Они часто не знают, сколько на самом деле запрещенных веществ везут и кому именно должны передать товар. Иногда выступают в роли живых контейнеров, что смертельно опасно. Не всегда представляют, что с ними может случится во время или после доставки. Так что уязвимость перед эксплуатацией «низших звеньев» не является, по мнению исследовательницы, гендерным явлением. 

Однако наркоторговцам выгодно вербовать в качестве курьеров именно женщин. Стереотип о том, что девушки не занимаются продажей запрещенных веществ, часто помогает женщинам-курьерам избегать подозрений у представителей правопорядка. По этой же причине некоторые африканские картели вербуют в качестве рядовых курьеров представительниц белой расы, женщин с детьми, людей старшего возраста и с инвалидностью. Так меньше риска, что их схватят при транспортировке наркотиков.

Еще одна выгода от работы с женщинами — они соглашаются на более низкую зарплату по сравнению с мужчинами (подобный гендерный дисбаланс в оплате труда существует и в легальном бизнесе). Кроме того, женщины с меньшей вероятностью будут требовать компенсаций у представителей наркокартелей и с оружием в руках отстаивать свои права.

В Латинской Америке женщин-наркокурьеров могут использовать в качестве «подсадных уток», чтобы отвлечь внимание от более важных поставок. Представители картелей сами дают наводку на женщину с «товаром» и в момент ее ареста незаметно перевозят крупный груз.

Женщины присутствуют и в так называемом среднем звене цепочки поставок наркотиков — к нему относится вербовка наркокурьеров, обучение и надзор за ними. Кроме того, женщины могут заниматься финансами. Например, в крупнейшем в Мексике Тихуанском картеле именно женщины выполняют исполнительные и руководящие функции, связанные с отмыванием денег. Их уже не так легко заменить, как девушек-курьеров.

 

Дженнифер Флитвуд также пишет, что женщины работают секретарями крупных наркоторговцев, следят за кассой и ведут учет товара. По словам исследовательницы, все это, с одной стороны, показывает, что женщины задействованы на разных ступенях иерархии наркобизнеса, с другой — отражает традиционные гендерные порядки. Получается, что даже в наркобизнесе женщины не часто выходят за рамки стереотипных ролей.

Иногда женщины участвуют в незаконном обороте наркотиков не только как члены наркокартелей. Они, например, могут пользоваться своим высоким положением в государственных структурах. Например, в 2011 году стало известно, что в ЮАР жена министра государственной безопасности организовала канал поставки кокаина, вербуя для этого молодых девушек европейской внешности.

Бедность, богатство и тюрьма

В редких исследованиях в начале 1980-х годов писали, что женщины вовлекаются в торговлю наркотиками из-за отсутствия выбора или по принуждению со стороны мужчин. В 1990-е годы, когда случился рост числа женщин в наркобизнесе, исследователи связывали это с отсутствием других доступных возможностей заработать.

В 2018 году ООН выпустила доклад, согласно которому, к участию в незаконном обороте наркотиков женщин в первую очередь толкают нищета и финансовая необходимость. Многие женщины начинают продавать наркотики, чтоб обеспечить своих детей или родственников на иждивении. 

 

Дженнифер Флитвуд настаивает, что нельзя сводить все причины только к бедности и лишать женщин субъектности в выборе работы в наркобизнесе. Спектр видов деятельности, которыми занимаются женщины в сфере незаконной торговли наркотиков, очень разнообразен. Поэтому могут различаться и причины, по которым они это делают. Для кого-то наркобизнес становится альтернативной вовлечения в секс-индустрию или в абьюзивные отношения. Кто-то через работу с наркотиками становится частью семейного дела — об этом рассказывали респондентки исследования ООН в Афганистане, которым их отцы предлагали заняться этим «выгодным бизнесом».

Правозащитная организация WOLA выделяет особую причину вовлечения в наркобизнес, характерную только для женщин, — стремление быть хорошими женами и подругами. Ведь, как отмечают исследователи, для многих именно партнеры, которые уже имеют дело с наркотиками, становятся проводниками в криминальную деятельность.

Многие исследования показывают, что есть тесная связь между незаконным оборотом наркотиков, наркопотреблением, проституцией и торговлей людьми. Женщины нередко вовлекаются в незаконный оборот наркотиков, чтобы поддержать собственное наркопотребление, участвуют в контрабанде как работницы секс-индустрии и, будучи жертвами торговли людьми ради сексуальной эксплуатации, вынуждены заниматься перевозкой или продажей наркотиков. 

Как и мужчины, женщины могут самостоятельно решить работать в наркобизнесе. Их вовлечение в эту сферу — не всегда принуждение. Но как показывает большинство исследований, этот выбор не всегда абсолютно свободный и независимый. Чаще всего женщины, которые занимаются наркоторговлей, происходят из неблагополучных семей, сталкиваются с физическим или сексуальным насилием, не имеют образования и альтернативой работы. При этом в наркобизнесе они в основном выполняют работу рискованную работу на низших должностях. И все это происходит в нерегулируемой экономике, которая преимущественно контролируется мужчинами. 

 

Во всем мире в период с 2010 по 2014 год 35% женщин, отбывающих тюремное заключение, оказались там по наркотическим статьям. В России статья 228 УК РФ (незаконное приобретение, перевозка, хранение, переработка, изготовление наркотических средств) — одна из основных среди женщин-заключенных: по ней в 2021 году в колониях находились около 40% женщин.

Согласно данным управления ООН по наркотикам и преступности, в период с 2012 по 2016 год в 98 странах среди тех, кто привлекался к ответственности за преступления, связанные с наркотиками, 90% мужчин и 10% женщин. Однако данные по конкретным странам сильно разнятся: где-то женщины составляли всего 1%, а где-то — 40%. Часто высокая доля женщин объясняется тем, что незаконный оборот наркотиков легче контролировать на низком уровне — то есть ловить курьеров и закладчиков с поличным. При этом, как отмечает американская правозащитная организация WOLA, такой подход к борьбе с наркоторговлей является неэффективным: если изъять у женщины-курьера небольшой товар и посадить ее, то это никак не скажется на уровне наркотрафика. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+