К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Женская доля: сколько предпринимательниц в РФ и как они строили бизнес в 2022 году

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Согласно индексу женской деловой активности (WBI) за 2022 год, в России больше половины предпринимательниц ощутили на своем бизнесе негативное влияние кризиса. Около трети заметили, что общество стало лучше относиться к их роду занятий. Forbes Woman рассказывает, как одни женщины спасали свой бизнес, а другие увидели возможности для развития

По данным доклада Mastercard Index of Women Entrepreneurs, вышедшего в  марте 2022 года, женщины составляют 34,1% предпринимателей (хотя их доля в трудоспособном населении — больше половины). Россия находится лишь на 29-м месте из 58 в списке самых благоприятных стран для женщин в бизнесе. Впрочем, в США,  которые в этом списке лидируют, женщин-предпринимательниц примерно столько же — 35,6%. По подсчетам Федеральной налоговой службы, женщины составляют 40% владельцев малого и среднего бизнеса в России.

Как сообщает общественная организация «Опора России», больше половины — 58% — компаний, возглавляемых женщинами, работают в сфере услуг. Более детальной информации нет, зато ФНС перечисляет виды деятельности, популярные у женщин-самозанятых: это маркетинг и реклама, парикмахерские услуги, услуги маникюра и педикюра, дизайн интерьера, а также пошив одежды и «создание собственной продукции».

Около 30% предпринимательниц заняты в розничной торговле (28% по данным «Опоры России», 32% согласно исследованию компании «Деловая среда» и Rambler&Co). При этом среди продавцов на маркетплейсах женщин большинство — 53%. 

 

Согласно отчету аналитического центра НАФИ, в креативных индустриях женщины чаще управляют компаниями, специализирующимися на обучающих курсах, тренингах, организации мероприятий и развлечений, моде и дизайне, издательской деятельности. Каждая четвертая компания под руководством женщины-предпринимателя производит дизайн-макеты, чертежи, проекты или обучающие курсы, тренинги, консультации, каждая пятая создает информационные материалы, промоматериалы, рекламу, праздники или экскурсионные программы.

На основе перечисленных данных можно сделать вывод о том, что предпринимательницы в России активны в креативных сферах, в индустрии красоты, фешен-индустрии, маркетинге и торговле. Forbes Woman пообщался с предпринимательницами и экспертами, чтобы выяснить, как чувствовал себя женский бизнес в 2022 году. 

 

Потеря бизнеса 

«После начала «спецоперации»* до половины женщин-предпринимателей задумались о смене вектора в бизнесе», — говорит Анна Алфимова, управляющий партнер Лаборатории карьеры Алены Владимирской. Согласно индексу женской деловой активности (WBI) за 2022 год, в России больше половины предпринимательниц (52%) ощутили негативное влияние санкций. Наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкиваются владелицы бизнеса в новых социально-экономических условиях, связаны со снижением выручки (52%) и спроса на продукты и услуги компании (29%), а также с проблемами поставок и ростом цен на сырье (37%). 

«Ингредиенты, которыми мы пользовались, в основном импортные. Это, в частности, модифицированный крахмал. Оказалось, что он как-то относится к оборонной промышленности, и, соответственно, с марта мы не смогли его закупить, так как продукт оказался под санкциями. Другой крахмал нам не подходит — качество продукции стало бы сильно ухудшаться», — рассказала Forbes Woman генеральный директор производителя растительного молока VolkoMolko Александра Левкова. В октябре компании исполнилось бы девять лет, и за эти годы предпринимательница инвестировала в нее более 40 млн рублей — а потеряла 25 млн. В 2022 году ей пришлось закрыть бизнес. Еще две причины, из-за которых Левковой пришлось принять столь радикальное решение, — срыв инвестиционной сделки и отток потенциальных покупателей из России. «После начала «спецоперации» инвесторы попросили отмотать процесс назад. А когда началась мобилизация, уехали, скажем так, свободные и неформальные люди — это в том числе приверженцы флекситарианства, вегетарианства, веганства», – объясняет Левкова. 

С марта 2022 года работу прекратили больше 113 500 коммерческих предприятий — это на 17,5% выше аналогичного периода прошлого года, подсчитала консалтинговая компания FinExpertiza. Серьезно пострадало направление, связанное с рекламой и маркетингом, говорит Анна Алфимова. Кроме того, практически сразу лишились работы компании, занимающиеся организацией праздников: «Во всем, что связано с ивентами и развлечениями, произошел большой отток инвестиций и корпоративных заказов». 

 

«Мы тяжело себя чувствовали в пандемию, то есть в 2020-м, 2021 году, но не закрылись. Но когда наступило 24 февраля, у нас отменились абсолютно все мероприятия в Москве и не только (остались только намеченные на май)», — рассказывает CEO ивент-агентства SmartMotion Ольга Касьян, которая полностью перевезла команду в ОАЭ. Это направление она выбрала потому, что, во-первых, государство не ввело санкции против россиян, во-вторых, именно туда переехали потенциальные корпоративные клиенты, в-третьих, агентство уже имело опыт реализации проектов в Эмиратах. 

Время возможностей 

Впрочем, для некоторых смена локации стала не столько попыткой спасти бизнес, сколько возможностью его расширить. «Выходить на международный рынок мы планировали в 2023 году, но пришлось немного изменить стратегию, — рассказывала в интервью  Forbes Woman CEO и соосновательница единого абонемента на спорт и заботу о себе Fitmost Александра Герасимова. — Решение о масштабировании приняли не сразу: было важно добиться устойчивости бизнеса в России, чтобы с выходом на новый рынок не потерять то, что уже есть».

Согласно все тому же индексу женской деловой активности, 8% предпринимательниц смогли извлечь пользу из введенных ограничений. При этом 23% предпринимательниц увидели возможности для развития своего бизнеса в условиях ухода зарубежных компаний с российского рынка.

«Западные бренды занимали лучшие площадки в торговых центрах, и сейчас есть возможность по приемлемой цене туда зайти, — говорит в интервью Forbes Woman CEO бренда Finn Flare Ксения Рясова. — Что касается нашего бренда, то у нас очень большое количество потребителей пришло из Massimo Dutti, Tommy Hilfiger, Uniqlo». По словам предпринимательницы, она наблюдает, что за последние полгода появилось множество фешен-компаний и небольших магазинов, продающих одежду, которыми владеют именно женщины: «На Wildberries бренды, у которых  всего по 10, по 12 артикулов, делают по 10 млн рублей выручки в день, и таких компаний уже тысячи».

Другая традиционно женская сфера, — бьюти-индустрия, говорит Анна Алфимова: «В таких индустриях, по нашей практике, женщины свободнее себя чувствуют, разрешают себе стремиться к большему, чаще, чем в других сферах, ищут новые подходы к решению задач». «По нашим наблюдениям, в 2022 году россияне стали чаще пользоваться бьюти-услугами», — рассказывает владелица студии Bless my nails Мария Опойцева. Серьезных проблем с поставкой зарубежных материалов она пока не заметила, хотя проходить таможню они стали дольше. Теперь менеджеры заказывают все необходимое для работы заранее и с запасом, чтобы в том числе избежать роста цен. По словам предпринимательницы, в их случае кризис неожиданно сыграл в плюс, так как клиенты хотели отвлечься от негативных новостей с помощью бьюти-процедур: «Такой легкий способ доставить себе удовольствие и поднять настроение».

 

Это явление известно ка к «эффект помады»: хотя во время кризисов и рецессий продажи предметов роскоши снижаются, люди не перестают баловать себя, благодаря чему растет спрос на косметику. Эксперты, опрошенные журналом The Economist, предлагают более широкий термин —«эффект красоты», поскольку изменение потребительского поведения затрагивает широкую сферу — от бьюти-услуг до гаджетов и галантереи.

Кроме того, женщины продолжают осваивать новые сферы. «Несмотря на турбулентное время, мы наблюдаем, что женщины продолжают активно осваивать IT-сферу, в частности биотех, где меньше барьеров для входа, патриархальных установок из разряда «здесь так принято» и больше вариативности в решениях, — говорит Анна Алфимова. — Недавно у наших партнеров было исследование, согласно которому очень сильно увеличилось количество женщин-предпринимательниц в биотехе. Параллельно с этим увеличилось число женщин в образовательном секторе. И в целом выйти на рынок с продуктами, которые направлены в основном на B2C-аудиторию, стало значительно проще женщинам. Это подогрела еще пандемия в последние два года. Но и в этом году мы видим сильный рост и готовность женщин выходить со своими продуктами и бизнесами на рынок, в том числе международный».

Женская доля

Почти половина женщин-предпринимателей (43%) в 2022 году получали дополнительное образование или проходили курсы/тренинги в области организации или развития бизнеса. Самые востребованные направления дополнительного образования — интернет-маркетинг (15%) и программирование (12%). «Когда происходит кризис, всегда вызывают женщин, потому что решение вопросов и управление процессами в период супертурбулентности — то, с чем женщины справляются великолепно, и это нужно ценить», — считает основательница Gender Equality Management Марина Ментусова.

Возможно, с этим связан рост количества социальных предприятий: с июля 2021-го по июль 2022 года — в два раза. Именно женщины, по данным «Опоры России», составляют 90% социальных предпринимателей. «По нашим наблюдениям, это связано с тем, что среди женщин больше тех, кто готов реализовывать себя через помощь другим. Такой альтруизм в большей степени проявляется именно у женщин. Традиционно мужчины чаще нацелены на коммерческую составляющую», — говорит Анна Алфимова.

 

Это время можно было бы назвать периодом расцвета женского лидерства, но к такому положению вещей российский бизнес пришел не благодаря гендерному равенству, а вследствие необходимости: за год страну покинуло рекордное количество граждан (по данным Forbes, больше 700 000 человек), большая часть из них — мужского пола. 

При этом часть предпринимательниц стали задумываться о том, как сократить объемы своего участия в бизнесе и частично выйти в наем, говорит Анна Алфимова, и готовы совмещать несколько видов трудовой деятельности.

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+