Фитнес в Дубае и школа в Ереване: куда предпринимательницы релоцируют бизнес
Только в первом полугодии 2022-го за пределы страны, по данным РБК, выехали 400 000 человек, что в два раза больше, чем в прошлом году. А в первые две недели после объявления о частичной мобилизации, по данным Forbes, Россию покинули от 700 000 до 1 млн человек. Уезжают не только мужчины, но и женщины, перевозя с собой самое ценное, в том числе и бизнес. О сложностях релокации, культурных особенностях и налогообложении — четыре истории предпринимательниц в материале Forbes Woman.
Александра Герасимова
CEO и кофаундер единого абонемента на спорт и заботу о себе Fitmost
«Весной 2022 года многие международные компании приостановили работу в России, и мы потеряли часть корпоративных клиентов. Также уехали из страны некоторые наши лояльные пользователи. Выходить на международный рынок мы планировали в 2023 году, но пришлось немного изменить стратегию. Решение о масштабировании приняли не сразу: было важно добиться устойчивости бизнеса в России, чтобы с выходом на новый рынок не потерять то, что уже есть. Решение о выходе на рынок ОАЭ приняли в мае, после того как стало понятно, что Fitmost адаптировался к кризису и может существовать достаточно автономно без моего активного участия.
ОАЭ ― хорошая промежуточная точка выхода на мировой рынок в текущих реалиях. Во-первых, здесь развиты self-care и wellness индустрии. Во-вторых, слабая конкуренция. В-третьих, здесь для нас есть возможность дополнить бизнес-модель услугами для туристов — сюда мы вышли с новым продуктом, который объединяет в едином приложении фитнес, бьюти, спа и wellness-центры, а еще активности для туристов и развлечения для всей семьи.
Привлекали инвестиции в два этапа. Часть инвестиций на запуск сервиса получили от бизнес-ангелов еще до того, как открыли счет и зарегистрировали компанию в ОАЭ. Нам было проще, [чем стартапам]: уже было готовое решение и не пришлось тратить время на разработку технологии. На доработку платформы, наем команды и маркетинг ушло около 10 млн рублей. Завершить раунд планируем до конца 2022 года, инвестиции вложим в развитие и рекламу. Пока мы на стадии запуска и активно не продвигаемся: прежде чем начать, нужно обеспечить хорошее предложение.
С налогами все хорошо. Большинство предпринимателей предпочитают открываться в свободных экономических зонах, для IT и финтехкомпаний это очень удобно. Мы как маркетплейс работаем преимущественно с местными поставщиками услуг и, чтобы без ограничений вести с ними дела, зарегистрировали компанию вне таких зон, в mainland. Здесь не налоговый рай, но нет и страшных процентов по НДС (5%) и налогу на прибыль (9%), нет космических страховых взносов. На открытие счетов ушло около трех месяцев. В процессе обслуживания есть свои сложности ― не все платежи проходят, не везде работает привычный способ оплаты. Например, мы не смогли привязать карту к рекламному кабинету Facebook (принадлежит Meta, признана экстремистcкой и запрещена в России. — Forbes Woman).
Мы не рассматриваем вариант с полной релокацией и закрытием бизнеса в России. Сейчас у нас гибридная команда, но офис остался в Москве в полном составе. Задачи, связанные с продуктом, взяла на себя часть IT-команды Fitmost, а для работы в Дубае мы формируем локальную команду.
Говорят, что сейчас на Востоке уделяют большое внимание женскому лидерству и предпринимательству, но на себе я еще это ощутить не успела, зато интересно, что местные таксисты не здороваются с девушками ― только с мужчинами.
Культурный контекст сильно отличается от российского, и это напрямую влияет на бизнес, поэтому мы формируем локальную команду. К примеру, я заметила, что здесь на собеседованиях мне сложнее почувствовать потенциального сотрудника и оценить, насколько он подойдет компании, из-за разницы в менталитете. Поэтому сейчас мы ищем операционного директора со знанием специфики региона, который поможет нам правильно выстроить команду, сохранив ядро наших ценностей при адаптации бизнеса к новой стране.
К концу следующего года мы планируем уже выходить в другие страны Юго-Восточной Азии. Несмотря ни на что, нам удается расти и развиваться, пусть и не так быстро, как мы могли бы в более стабильных условиях. К концу года мы планируем вырасти на 50–60% по сравнению с прошлым годом. Это, конечно, не то, на что мы рассчитывали в начале года, но и не то, чего боялись весной. С учетом ситуации мы довольны результатом».
Алена Макова
Основательница агентства корпоративных подарков и мерча Podarking
«До последних событий бизнес был сконцентрирован в России. Все было хорошо, я не рассматривала варианты открытия в других странах. Но случилось то, что случилось. 25 февраля я уехала из России — сначала в Португалию, а в марте в Сербию. Выбор на нее пал случайно: мы с партнером хотели остаться в европейской зоне, а эта страна оказалась лояльной к эмигрантам из России, и в Сербии несложно легализоваться по сравнению со странами ЕС. Теперь я большую часть времени живу в Белграде и развиваю Podarking. Делаю заказы для европейского рынка — например, тираж сшитых на заказ в Сербии худи в октябре улетел к клиенту на Кипр.
В начале июня мы начали работать на Казахстан. Учитывая то, что там говорят по-русски, второе открытие шло намного проще. Эту страну мы выбрали еще и потому, что у нас есть несколько крупных клиентов в Казахстане. Пока там всем рулит один менеджер, который переехал из нашего московского офиса. Мы прощупываем рынок, если спрос будет расти, то будем расширять команду. Нанимать людей, мне кажется, лучше на локальном рынке, со своими связями, контактами, знанием местной специфики.
Я думала, что мы просто переведем все производство для казахстанских заказов в Казахстан, но на деле оказалось не так все просто. Мы привыкли к российским технологическим возможностям, там же часто нет аналогичного оборудования или производства, поэтому мы миксуем местные возможности и наш российский опыт и подрядчиков. Стараемся переходить на местных поставщиков, потому что за мерч, сделанный в России, приходится два раза платить НДС: российские 20% (потому что мало кто из поставщиков хочет заморачиваться с экспортом и возмещением НДС, в России это не очень простая процедура) и 12% НДС на ввоз в Казахстан. У всех стран свои особенности налогообложения и учета, надо все это учитывать.
Говорить о результатах еще рано. Но точно могу сказать, что российский рынок у нас просел, оборот снизился на 25–30% по сравнению с прошлым годом. Около половины клиентов были международными, и они ушли. Но, возможно, за декабрь еще наверстаем, так как основные заказы у нас новогодние. Обычно подарки заказывают с лета, но в текущих условиях люди были не готовы планировать праздники. Поэтому сильно «поехал» рабочий цикл. Плюс большинство компаний снизили бюджеты на подарки и их тираж (в целом на 20–30%) или вовсе отменили заказы.
Раньше я довольно часто ругалась на российские производства, считая их недостаточно сервисными и быстрыми. Сейчас, поработав с разными странами, готова взять свои слова назад. В России все супермотивированные и скоростные, а уровень коммуникации, принятия решений на порядок выше, чем в тех же европейских странах. Так, как работают и создают продукты в России, мало где умеют. Клиенты в России получают высокий сервис и широкий ассортимент, я пока не увидела аналогов в других странах. Поэтому, на мой взгляд, на международном рынке с российской бизнес-закалкой можно быстро найти себе клиентов.
Сегодня самонадеянно что-то планировать, но смотреть по сторонам и искать возможности все-таки стоит. Например, я вижу потенциал на рынке Кипра — там много русских людей и IT-компаний, которые готовы выделять бюджеты на мерч и подарки, при этом ограниченное предложение и долгие поставки (поскольку это остров). Это интересный рынок, на котором можно занять свою нишу. Раньше я думала, что открыть бизнес в другой стране — это задача со звездочкой. На деле оказалось, что даже ее можно решить, и все не так страшно».
Софья Родионова
Основательница школы с углубленным изучением математики, литературы и лингвистики Nyberg School
«В 2020 году я открыла лицей в Москве, а в этом году филиал в Ереване.
Почему Армения? Во-первых, здесь хорошо организована государственная помощь по поддержке релокантов. Например, мы воспользовались услугами компании, которая предоставила нам менеджера абсолютно бесплатно. Он помог оформить все документы, необходимые для открытия школы. Во-вторых, это относительно недорогая страна: продукты питания, аренда жилья (до недавнего времени), проезд дешевле. А значит, и финансовые риски сокращаются. В-третьих, здесь говорят на русском языке. К тому же на волне массовой миграции многие переезжали в Армению, и стало понятно, что можно попробовать свои силы на этом рынке.
В мае я начала активную подготовку — поиск помещения, команды, оформление документов, ремонт. Мы просмотрели около 30 помещений, цена на аренду росла постоянно. Но при этом на момент подписания договора она все равно оказалась в два раза меньше, чем в Москве. Нашли четырехэтажное небольшое здание, арендовали его на пять лет. Столкнулись с нехваткой оборудования. Скорее всего, мы будем менять всю мебель и повезем ее из других стран.
Московский костяк остался в России, поэтому команду искали на месте. У нас высокие требования к педагогам: отсев один к двадцати. В основном наняли русских ребят, тех, кто хотел переехать и искал работу в Армении, но есть и армяне. Сейчас у нас около 30 сотрудников. Для нас важно сохранить русскую культуру, но дети должны знать язык и традиции страны, где они находятся, поэтому мы ввели уроки армянского.
Мы сделали сайт, группу в Telegram, запустили рекламу в «Яндексе», потом заработало сарафанное радио. Оказалось, что в Армении молодые проекты легче продвигать. Они сразу вызывают доверие и пользуются популярностью, ведь здесь нет большой конкуренции. В Москве наоборот: если школа работает всего два-три года, это ее существенный недостаток. Поэтому у нас довольно быстро набрались классы, 1 сентября дети уже пришли на занятия.
Пока у нас работает только начальная школа — это около 60 учеников, и свободных мест нет. В следующем году будем расширяться и открывать пятый и шестой классы. Поскольку спрос высокий, то перед нами стоит вопрос, арендовать ли еще одно здание для параллельных классов. В планах открыть небольшую кофейню-библиотеку для родителей, где они смогут общаться и поддерживать друг друга.
В дальнейшем рассматриваем открытие точки на Кипре. Там приятный климат, плюс на Кипр релоцируются платежеспособные люди с достаточно высоким доходом. Также для расширения рассматриваем Грузию, поскольку русское сообщество там активно растет и развивается».
Кристина Фарберова
Создательница косметического бренда Openface
«Наш бизнес — это сервис анализа кожи и производство персонализированной косметики (сывороток) для людей с разными особенностями кожи, например, с акне. Мы производим не только их, но и продукты общего пользования (гели, кремы).
В 2020 году мы участвовали в программе акселератора Baltic Sandbox, которая подразумевала открытие компании в Литве. Но в 2020 году случился СOVID-19, и последующие наши действия сильно затянулись. Однако 24 февраля 2022 года заставило нас двигаться, переносить большую часть процессов в Европу, думать о новых рынках — подействовал эффект закрывающихся дверей. Я состою в комьюнити Startup Leadership Program, в котором много российских предпринимателей с разными бизнесами — от вертикальных ферм для выращивания зелени до станций подзарядки мобильных телефонов. И когда случилось 24 февраля, я видела много паники, резких движений, многие пытались экстренно куда-то переехать, открыть компании. Нам в этом смысле повезло, мы саму компанию открыли до 24 числа, и она у нас легальная, белая, запущенная с помощью стартап-программы, мы не запрыгивали в последний вагон, у нас уже было что-то сделано.
Когда мы релоцировались в ЕС, то сначала заключили контракт с одним польским производством и уже были готовы запускать линию, но потом из-за «спецоперации»* нам сказали «до свидания». У нас литовская компания, а у основателей компании литовский ВНЖ, но была найдена формальная причина, чтобы отказаться. После этого мы нашли других подрядчиков — польского и немецкого. Это не наши заводы, естественно, это контрактное производство, сырье они закупают сами. Упаковку мы заказываем из Китая, у европейцев, честно говоря, она не очень хорошая. Раньше везли коробки из Китая в Россию, а сейчас — в Германию и Польшу.
В ЕС налоги 40%, но основная проблема в другом — в энергокризисе. Очень сильно дорожает производство. Я думаю, все в новостях видели, что какие-то предприятия закрываются или просят у государства кредиты, какие-то поднимают цены на свою продукцию на 30–40%. Никто не понимает толком, что будет дальше, и все российские предприниматели пытаются действовать в тех условиях, которые есть. Кто-то пытается запуститься в странах Балтии или в США, кто-то вышел на рынок Латинской Америки. Мы на эти рынки тоже активно смотрим, я буквально неделю назад была в Бразилии, чтобы понять, с какими встретиться производствами, ретейлерами и так далее. Пока все делается путем проб и ошибок, с пониманием, что, возможно, сейчас я ничего не заработаю, но попробую найти новый путь.
В России у нас было и остается контрактное производство в Королеве. Из России в Европу продукт и упаковку мы не возим, потому что, во-первых, таможня дорогая, а во-вторых, с новыми пакетами санкций это либо маловероятно, либо совсем нереально. Полностью закрывать московский офис мы не собираемся, поскольку компания не уходит с рынка — в России осталось около 30% сотрудников. Переехали айтишники, фаундеры, топ-менеджеры. Часть из них изначально работали за пределами России: специалисты по Data Science находятся в США, маркетолог живет Португалии, редактор — в Канаде и так далее.
С декабря 2021 года по февраль 2022-го мы собирали раунд инвестиций, потом случился февраль, и раунд развалился. В том числе потому, что одним из участников был украинский фонд. Да и в целом инвесторы почувствовали себя турбулентно. В результате большую часть года мы прожили не на инвесторские деньги, а на свои. Ситуация усугублялась еще и тем, что долгое время мы не могли использовать часть финансовых инструментов в России, поскольку у нас компания с иностранным владением. Тем не менее за 2022 год мы выросли примерно в 2,5 раза».
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.