Пубертат, стыд и маргинализация: почему девочки часто отказываются от спорта в школе
Личный выбор или давление общества
У средней девочки-подростка отношения со спортом прохладные. Согласно исследованию организации Women in Sport, к 13–15 годам только 8% девочек занимаются физической активностью не менее часа в день. Спорт перестает приносить удовольствие, и они не чувствуют мотивации им заниматься. Связано это не только с тем, что у детей появляются другие интересы. Даже когда девочка делает самостоятельный выбор не записываться в спортивную секцию или уйти из нее, это может быть следствием множества факторов, с которыми она сталкивается еще в детстве. Если не смягчать их влияние в первые годы знакомства со спортом, преодолеть их в подростковом возрасте будет еще сложнее.
Пубертат подчеркивает те самые различия, на которые опираются гендерные стереотипы, и часто подростки не готовы к физическим, эмоциональным и другим изменениям, которые с ними происходят. Как показывает упомянутое выше исследование, девочки начинают чувствовать, что для того, чтобы заниматься спортом, они должны иметь к этому способности. Играть, например, в футбол просто потому, что это приносит удовольствие, становится как будто бессмысленным.
Вместе с этим им приходится прикладывать усилия, чтобы выглядеть привлекательно для ровесников. Желание казаться привлекательной (где под привлекательностью подразумевается конвенциональная женственность) прививается обществом с детства и достигает пика к подростковому возрасту — периоду, когда, согласно одним исследованиям, каждый третий человек стыдится своего тела, а по данным других, до 94% девушек хотели бы что-то изменить в своей внешности.
В результате девочки одновременно боятся показаться недостаточно спортивными и слишком спортивными, тревожатся об открытой одежде и риске вспотеть, а также переживают из-за мальчиков, которые часто демотивируют их своей реакцией.
Маргинализация мальчиками — отдельная причина, отталкивающая девочек от спорта. Часто насмешка одноклассника становится поводом не проявлять инициативу на уроках физкультуры, а позже — не заниматься спортом в целом, особенно если учитель не пресекает неэтичные комментарии.
Неспортивные по умолчанию
Казалось бы, чем больше смешанных групп из мальчиков и девочек, тем лучше: что, как не равные возможности, помогает в борьбе со стереотипами? Особенно это актуально для маленьких детей — даже FIFA рекомендует тренировать мальчиков и девочек до 12 лет вместе. Но равный доступ не гарантирует равного участия, поэтому разнообразие в группе должно влиять на то, как проходят занятия или соревнования. Если это не учитывается, совместные активности проводятся с опорой на интересы и способности мальчиков. Это частный случай невидимости женщин, когда стандарты формируются исходя из потребностей мужчин.
Зачастую на физкультуре максимум, на который может рассчитывать школьница, — это адаптированные нормативы: «Мальчики отжимаются 20 раз, девочки — 15». И это еще сильнее провоцирует отношение к последним как к «слабому полу».
Даже если у девочки есть возможность участвовать в совместных спортивных играх, она может ею не воспользоваться, потому что любой ее промах будет воспринят не как осечка, а как закономерная неудача. Знакомый многим школьный эпизод: в конце урока физкультуры, когда обязательные активности пройдены, учитель разрешает до звонка поиграть в футбол. Мальчики делятся на команды, девочки садятся на лавочку. Если одна из них захочет сыграть, ей придется уговорить кого-то взять ее в команду. Вероятнее всего, девочку поставят на ворота, а если у нее не будет получаться, она станет мишенью для недовольства или насмешек. Проще не привлекать к себе внимания и не провоцировать мальчиков. Со стороны это выглядит как самоустранение, но на деле безопасного шанса проявиться у нее и не было.
Научить учить
И учителя, и дети допускают многие ошибки из-за неосведомленности. Сами девочки не всегда осознают, почему они отказываются от той или иной возможности и какая реальная причина скрывается за «не хочу», пишут авторы обзора исследований, посвященных тому, как взрослые и дети занимаются спортом. Важно давать девочкам пространство для размышлений о своем спортивном опыте, а мальчикам и преподавателям вместе учиться видеть проявления неравенства.
Чтобы включенность девочек не была фиктивной, нужно принимать во внимание их физиологические и психологические особенности. У мальчиков и девочек обычно складывается разный опыт взаимодействия со спортом и с другими детьми, поэтому невозможно поместить их в одинаковые условия и ожидать, что они воспользуются ими на равных. Если не осмыслять критически гендерное неравенство и не корректировать, отталкиваясь от этого, работу с детьми, все выльется в доминирование мальчиков и маргинализацию девочек.
Огромную роль в том, как сложатся отношения девочки со спортом, играет преподаватель. В его силах создать на тренировках безопасную и принимающую атмосферу, помочь полюбить спорт и не отказываться от него в будущем. Поэтому необходимо вкладываться в обучение тренеров.
Многие международные проекты в последние годы взяли фокус именно на повышение осведомленности преподавателей. Среди них благотворительные организации вроде Women in sport, которая публикует методички для учителей физкультуры, в них, например, рекомендуется включать в учебные программы элементы новых фитнес-направлений вроде зумбы, а при проведении соревнований смещать фокус с агрессивного противостояния на четкое следование правилам. Учителям также советуют периодически проводить занятия только для девочек, чтобы те могли заниматься физической активностью и не думать о том, как выглядят в глазах одноклассников. И, конечно, не стоит сравнивать учеников друг с другом — только с самими собой в прошлом, чтобы видеть динамику.
Тренд подхватили и частные компании, как, например, Nike с проектом Girls into Sport. В этом гайде учителям в числе прочего рекомендуют оценивать учеников не по результату, а по прогрессу, следить, чтобы спортивное оборудование подходило для детей с разными физическими данными, и даже обратить внимание на собственную речь — маргинализация девочек проявляется уже в тот момент, когда учитель обращается к детям «guys» («парни» в значении «ребята»). Отдельно даны советы по организации соревнований и игр, в которых девочки и мальчики могут соревноваться на равных, вместо того, чтобы давать девочкам фору, в них рекомендуется собирать смешанные команды.
В России этим занимается Департамент женского футбола РФС — в конце августа он запустил курс для школьных учителей физкультуры о том, как запустить футбольную секцию для девочек. «Чтобы вовлечь девочек в регулярные занятия спортом, в нашем случае футболом, надо создать безопасную среду, где они обретут не только спортивные навыки, но и в первую очередь уверенность в своих силах. Тогда и на уроках физкультуры, и на тренировках в секции девочки будут чувствовать себя комфортнее, играть на равных с мальчиками, — рассказала Forbes Woman Мария Исаева, руководитель проектов массового футбола Департамента женского футбола РФС. — Важно, что на нашем курсе мы, помимо прочего, боремся со стереотипами в головах учителей и родителей. Ведь часто дети не могут самостоятельно принять решение о том, в какую записаться секцию, и сталкиваются с барьерами со стороны взрослых». Обучение длится два месяца и охватывает все шаги от разработки программы тренировок до набора учениц. «Мы даем инструменты, которые учителя могут использовать в своей практике. Разбираемся, как работать с группами разного состава и разной подготовленности, как мотивировать девочек и выстраивать с ними коммуникацию», — рассказывают в РФС.
По данным платформы Boto, на которой проходит курс, на первый поток зарегистрировались 700 учителей из 45 регионов России. «Футболистов я готовил, а как готовить футболисток?», «Впервые учусь работе с девочками», «Пришли в проект, чтобы открыть для себя девчонок» — судя по целям, которые ставят перед собой учителя, есть шанс, что школьницы скоро перестанут быть невидимыми.