Неидеальная форма пупка: как девочки-подростки относятся к своей внешности
Бренд Dove компании Unilever совместно с Всероссийским центром общественного мнения провел исследование об отношении девушек-подростков к своей внешности и о том, что об этом думают их родители. Результаты были представлены на пресс-конференции 12 марта.
Сначала участниц опроса спросили, как они относятся к своей внешности, — 63% ответили, что их все в себе устраивает. Одновременно 80% родителей сообщили, что их ребенок, с их точки зрения, относится к своей внешности нормально. Только 18% родителей оказались встревожены тем, как их дети-подростки воспринимают себя. Директор ВЦИОМ по работе с органами государственной власти Кирилл Родин, который представлял данные исследования на пресс-конференции, отметил, что эти цифры противоречат информации, полученной в результате более подробного опроса, и предположил, что это «та психологическая загородка, за которой подростки прячут свои внутренние проблемы».
В ходе опроса выяснилось, что, несмотря на заявленное изначально позитивное отношение к собственной внешности, только 6% девушек ничего не хотели бы в ней поменять. 50% сказали, что хотели бы изменить свой живот, 47% — вес, 46% — талию, а 43% — кожу лица. Кроме того, подростки говорили, что хотели бы изменить бедра и ягодицы, а также избавиться от волос на теле. Чуть меньшее количество опрошенных волновали форма груди и носа.
53% родителей заявили, что ничего не хотели бы поменять во внешности дочерей, однако в себе ничего менять не хотят только 18% опрошенных. Топ-3 желанных изменений во внешности у взрослых — такие же, как у подростков: живот и вес (по 34%), а также талия (22%). «Скорее всего, взрослые что-то предпринимают для этих изменений. То есть на словах родители ничего не хотели бы менять, но на деле они делают совсем другое. Дети обращают внимание не на слова, а на поступки, и в этой модели поступок будет всегда иметь больший вес», — отметил Родин.
Девушек спрашивали и о том, на кого они хотели бы быть похожими. С большим отрывом лидируют два варианта: «на известную личность» (28%) и «на маму» (22%). «На блогера» и «на ровесницу» хотят быть похожими по 9% респонденток. Чаще всего девушки называли в качестве идеала модель Кендалл Дженнер. Также оказались популярны актриса Анджелина Джоли, модель Ирина Шейк и сестра Кендалл — Кайли Дженнер.
Косметическое фиаско: как вышло, что Ким Кардашьян богаче, чем Кайли Дженнер
Взрослые при этом уверены, что больше всего на отношение их дочерей к собственной внешности влияют подруги (56%). 33% родителей посчитали значимым собственное влияние, еще 20% думают, что их дочерям важно мнение мальчиков-ровесников. Знаменитостей сочли образцом для подражания только 14% опрошенных родителей.
68% участниц опроса сталкивались с негативным отношением к своей внешности со стороны окружающих. В 72% случаев негатив исходил от одноклассников, в 31% — от подруг, в 30% — от друзей мужского пола. 27% рассказали, что их внешность критикуют родители.
Негативное отношение в 60% случаев появлялось в виде подколов, смешков и поддразниваний. 14% и 10% девочек соответственно столкнулись с травлей и физической агрессией. За помощью к родителям при этом обратился только 21%. «Думаю, что дети в своих ответах преуменьшали объем проблем, которые с ними происходят. Все это вызывает очень большую тревогу с точки зрения того, насколько мы понимаем масштабы происходящего. И я не исключаю того, что подростки могут говорить, жаловаться на своем языке, но родители их не слышат», — прокомментировал эти цифры Родин.
«Одноклассники смеялись надо мной из-за моего роста». Жизель Бундхен написала книгу о своей жизни
Также девочек спросили, как часто родители делают им комплименты. 9% опрошенных сообщили, что никогда не получают комплиментов от родителей, в то время как среди респондентов-родителей в том, что они не делают комплиментов дочерям, признались менее 1%.
В качестве способов развития у девочек подросткового возраста уверенности в своей внешности 47% родителей назвали организацию досуга, 44% — психологическую работу в школе, а 40% предложили ограничить время, которое дети проводят в социальных сетях. Родительский контроль в этом вопросе посчитали важным только 22% взрослых участников исследования. «Многие исследования показывают, что для ребенка роль родителей является ведущей, но сами родители пытаются на другие институции переложить свои функции, хотя они компенсировать их влияние не могут. Мы видим разницу в модели восприятия детей и родителей. Решится ли как-то эта проблема сама? Я сомневаюсь, что это произойдет само по себе, хотя диалог между детьми и родителями является основной функцией», — подвел итоги презентации Кирилл Родин.
Результаты исследования прокомментировала психолог, заведующая кафедрой социально-психологической безопасности личности Московского социально-педагогического института Лариса Карнацкая. По ее мнению, невозможность достижения идеалов красоты способствует у подростков возникновению разрыва между «я реальным» и «я идеальным», и в итоге дети находятся в постоянном состоянии мучительного оценивания себя.
«Навык формирования идентичности у подростков отсутствует. Если раньше у ребенка был защитный самооценочный экран, то в подростковом возрасте он ломается. Дети пытаются осуществить контроль над своим меняющимся телом, но у них это может не получаться, и эти тщетные попытки могут приводить к расстройствам пищевого поведения, суицидальным мыслям и даже попыткам суицида», — уверена Карнацкая. Она обращает внимание на то, что идеальный образ с экрана преподносится как признак успешности. Худое тело ассоциируется у девочек-подростков со статусностью, успешностью и желанностью. Карнацкая также рассказала о результатах британского исследования, которые показали, что 60 минут, проведенные подростком в соцсетях за разглядыванием фотографий инфлюенсеров, уменьшают самооценку ребенка на 80%.
«В этот период подросток должен находить силы во взрослых. Но первая ошибка взрослых в том, что они видят подростка, который ушел в себя, в свою рефлексию и молчит, — и действительно думают, что проблем нет. Родители часто ограничивают свой диалог с ребенком парой фраз. И если родители тоже молчат, то подросткам кажется, что они неинтересны своим родителям. Многие родители не знают особенностей подросткового возраста, а это действительно очень сложный возраст», — подчеркнула психолог, добавив, что подростки часто сосредоточены на своих недостатках и совершенно не видят своих достоинств. Очень важно, считает Карнацкая, чтобы родители озвучивали, чем гордятся в своем ребенке, особенно если это что-то, что сам ребенок не видит в себе.
Вице-президент Российской Ассоциации по связям с общественностью, директор по внешним и внутренним коммуникациям Московской школы управления «Сколково» Ксения Трифонова во время презентации результатов исследования решила поискать в интернете, что пишут в СМИ по поводу внешности знаменитостей, — по ее словам, статья, которая оказалась в поисковой выдаче на первом месте, носит название «Звезды с неидеальной формой пупка». «Это поколение почти полностью живет в онлайн-среде. И на этом фоне сильно возрастает социальная ответственность тех, кто делает контент для онлайн-медиа и заказывает контент для медиа, — уверена Трифонова. — К сожалению, до сих пор индустрия рекламы остается очень консервативной. Ей продолжают в основном править взрослые мужчины, которые продвигают образы идеальных красавиц, которых в жизни встретить невозможно».
«Я искренне надеюсь, что в своей профессиональной жизни доживу до момента и услышу от рекламодателей признание, что все люди разные и нет никакого идеального пупка на этой земле. А не рассуждения о том, что бодипозитив — это про некрасивых людей, которым лень заниматься своей внешностью», — резюмировала она.
В исследовании приняли участие 500 девушек в возрасте от 14 до 17 лет и 800 родителей, чьим дочерям от 10 до 17 лет. Dove совместно с НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Министерства здравоохранения проводит уроки в школах, посвященные здоровому отношению к себе и своей внешности, а также публикует полезные материалы для учителей, наставников и родителей.