Инвестиции в женщин: что такое «гендерные» облигации и можно ли на них заработать
Нобелевский лауреат и профессор Йельского университета Роберт Шиллер учит, что финансовый капитализм работает эффективнее, если люди, которые зарабатывают деньги, отдают их часть на благие дела. Бывший топ-менеджер таких корпораций, как Nestle, Unilever и Procter & Gamble, Пол Полман убежден, что компания не может считаться успешной, если она игнорирует бедность и неравенство вокруг себя. А основательница The Body Shop Анита Роддик напоминает, что цель бизнеса не должна быть сведена к заработкам: основная задача — в ответственности.
Одновременно появляется все больше финансовых инструментов, которые призваны работать на решение социальных проблем. Участники фондового рынка, которые намерены играть вдолгую, приобретают активы с маркировкой ESG — они отвечают параметрам этичного инвестирования (не наносят вреда экологии, поддерживают развитие общества и выпускаются прозрачно управляемыми компаниями). Есть и ценные бумаги, позволяющие финансировать социальные проекты.
Взгляд на инвестиции с точки зрения гендерного равенства
За развитием равноправного общества последуют экономические выгоды для всех. В отчете «Женщины в экономике» 2021 года Минэкономразвития России приводит данные компании McKinsey: если принимать меры по продвижению гендерного равенства, уже к 2030 году мировой ВВП вырастет на $13 трлн.
Основательница компании The Helm (инвестирует в предприятия, созданные женщинами) Линси Тейлор Вуд полагает, что основной инструмент в борьбе с гендерным неравенством — рост благосостояния женщин: «Когда у женщины больше денег, у нее больше власти». И напоминает, что равные экономические права так же важны, как репродуктивные или политические.
Иными словами, чтобы исправить ситуацию, требуются финансовые вливания в программы по борьбе с неравенством. Современные финансовые инструменты предлагают каждому принять участие в решении этой задачи.
Например, сообщество гендерно ориентированного инвестирования GenderSmart объединяет более 2500 инвесторов из 50 стран мира. Партнерами организации выступают Visa, UBS, Morgan Stanley и другие корпорации. Здесь применяется принцип «инвестирования через гендерную линзу» (gender lens investing, или GLI). Этот подход подразумевает вкладывание денег в компании, принадлежащие женщинам или возглавляемые женщинами, либо в компании, чьи продукты и услуги существенно улучшают жизнь женщин и девочек, либо в компании, добившиеся гендерного равенства на рабочих местах. В США есть консалтинговые фирмы, использующие этот подход при формировании пакетов ценных бумаг — например, основанная тремя женщинами — управляющими инвестициями Fulcrum Capita, которая равным образом стремится как заработать деньги для клиента, так и изменить жизнь женщин в лучшую сторону.
«Гендерные» облигации
Термин GLI появился около 2009 года, а через несколько лет Всемирный банк выпустил «гендерные» облигации. Кстати, после эмиссии в 2019 году Veris Wealth Partners спрогнозировали, что к 2023 году объем «гендерных» инвестиций вырастет до $20 млрд — то есть восприняли новость о выпуске бумаги позитивно. UN Women — организация, входящая в состав ООН, — создала гайд для инвесторов по использованию «гендерных» облигаций. Авторы документа говорят, что, несмотря на ощутимый рост рынка бумаг с социальной нагрузкой, их потенциал используется не полностью и этому инструменту есть куда расти.
Инвесторы, покупающие «гендерные» облигации, могут быть уверены, что, отдав свои деньги (ведь сами по себе облигации — это вид займа) компаниям-эмитентам, они как минимум не станут невольными участниками дискриминации. Эмитент обязуется соблюдать гендерный баланс при приеме на работу, бороться со «стеклянными потолками», не допускать грубости и харассмента на рабочих местах и платить мужчинам и женщинам равные зарплаты за равноценный труд.
Руководитель отдела ESG в швейцарской управляющей компании Pictet Wealth Management Роза Санджорджио говорит, что для эмитентов эти облигации представляют собой сразу и демонстрацию лидерства в продвижении гендерного равенства, и возможность диверсифицировать базу инвесторов, привлечь новые источники финансирования. «С точки зрения инвесторов, это разумно с точки зрения поиска признаков будущего успеха. Фирмы, заботящиеся о гендерном разнообразии среди своих руководителей, не только демонстрируют более высокие результаты, но и, как утверждает научная литература, показывают повышенную корпоративную социальную ответственность. Существует даже положительная связь между гендерным разнообразием в совете директоров и потреблением возобновляемой энергии», — напоминает Санджорджио. Она считает, что «гендерные» облигации — способ выявления инвестиционных возможностей.
В пресс-службе Московской биржи Forbes Woman рассказали, что действующим законодательством в России предусмотрены зеленые, социальные и «устойчивые» облигации, именно два последних типа могут подойти для «гендерно-чувствительных» бумаг. Эмитенту, который решит выпускать такие бумаги, нужно будет указать конкретный проект, который будет профинансирован за счет продажи облигаций, а также обозначить конкретные показатели, достижение которых проект ставит своей целью. Кроме того, потребуется отчитываться о ходе реализации и достижении показателей и провести независимую оценку выпуска на соответствие международным принципам ESG-облигаций.
Можно ли на них заработать?
Если говорить о вообще любых ESG-облигациях, эксперты российского рынка советуют оценить ситуацию в целом. В этом году Центральный банк РФ повышал ключевую ставку семь раз, и специалисты прогнозируют дальнейшее ужесточение. «Регулятор вынужден действовать жестко из-за растущего инфляционного давления в России и в мире. Поэтому пока мы не увидим, что инфляция прекратила свой рост, ЦБ будет продолжать свои действия в таком же ключе, — считает старший аналитик по облигациям компании «Атон» Артем Привалов. — Сложно сказать, когда лучше «заходить» (покупать облигации. — Forbes Woman). Если будет виден разворот в тренде, то точка входа будет достаточно интересной. Уже сейчас эмитенты первого эшелона дают доходность 9–10% годовых». По словам специалиста, если ориентироваться на срок инвестирования в два-три года и полагать, что ЦБ закончит цикл повышения ставки и вернет ее в более нейтральную зону, может получиться хорошая доходность.
Представители Московской биржи заявляют, что долговые бумаги, в том числе ESG-облигации, сегодня входят в тренды инвестиций — на фоне роста ставок и разгона инфляции доходность рублевых облигаций также отреагировала ростом. При этом доходность ESG-облигаций в России практически не отличается от доходности обычных облигаций от тех же эмитентов.
Если же говорить именно о «гендерных» облигациях, то эксперты называют эти бумаги «крайне узконаправленными» и в самое ближайшее время их выпуска на российском рынке не ожидают. В мире тренд развивается — такими бумагами торгуют не только в США или Канаде, но и в Турции, Колумбии и Панаме. Но все же пока «гендерные» облигации не так популярны и распространены, как, например, зеленые. По наблюдениям Розы Санджорджио, «гендерных» облигаций было выпущено мало, и часто они предлагались только ограниченному числу крупных институциональных инвесторов: «Несмотря на значительный рост выпуска социальных облигаций, выпуск «гендерных» облигаций не поспевает за ним. Мы видим больше инвесторов, которые вкладывают деньги в облигации более широкого социального спектра или облигации устойчивого развития, включающие гендерное равенство в качестве одного из показателей».
Антон Привалов напоминает, что «гендерные» облигации — это очень маленький сегмент ESG-рынка. Так, на долговые инструменты с ESG-тематикой в мире приходится около $0,5 трлн. Если предположить, что на «гендерные» облигации приходится $10 млрд, то это всего 2% от общей суммы. Moodys говорит, что по итогам 2021 года до 10% от всех облигаций будут нести социальную нагрузку — это будут зеленые, «расовые» и «гендерные» бумаги. Но «гендерные» пока составляют наименьшую часть.
Goldman Sachs Group Inc. к тому же считает, что при принятии решения об инвестировании необходимо обращать внимание на те развивающиеся рынки (страны), где ситуация с гендерным равенством лучше. Именно их ценные бумаги принесут больше дохода. Получается замкнутый круг: инструмент, призванный справиться с гендерным неравенством, будет доходным там, где борьба с этой проблемой уже успешно ведется. Напомним, что Россия в рейтинге гендерного равенства Всемирного экономического форума занимает 81-е место из 156.
Женщины инвестируют в женщин
Тем не менее рано полагать, что «гендерные» облигации не работающий инструмент. Повлиять на ситуацию могут инвесторы, готовые играть вдолгую. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем сейчас с зелеными бумагами. По словам Антона Привалова, такие облигации постепенно набирают обороты благодаря влиянию государства: «Есть четкий посыл от правительства на E-компоненту ESG (имеется в виду экология, от Ecology. — Forbes Woman), поэтому данный сегмент облигационного рынка будет активно расти. Спрос будет поддерживаться институциональными инвесторами, некоторым из которых уже запрещают держать бумаги с низкими ESG-рейтингами».
Пример институциональной поддержки «гендерных» облигаций — выпуск в феврале 2021 года Всемирным банком для американской инвестиционной компании RockCreek и канадского фонда Equality Fund (управляет полученными от канадского правительства 300 млн канадских долларов) «гендерных» облигаций на 25 млн канадских долларов — это примерно $19 млн. «Только, к сожалению, в России спрос на «гендерные» облигации практически отсутствует», — отмечает Привалов.
Однако государство не единственный инвестор, который может придать импульс «гендерным» ценным бумагам. По мнению основательницы сообщества женщин-инвесторов The Wealthier Network Тамары Гиллиан, примерно к 2025 году 60% финансовых ресурсов Великобритании будет сосредоточено в руках женщин; такие же процессы постепенно будут происходить в США и Азии.
Fortune объясняет, что сегодня женщины занимаются финансовым самообразованием и инвестициями меньше, чем могли бы, из-за нехватки времени, вызванной неравным распределением домашнего труда. Исследование Merrill Lynch показывает, что 41% опрошенных банком женщин хотели бы инвестировать больше. Данные другого опроса говорят о том, что 68% ранее не инвестировавших женщин готовы вложить деньги в ценные бумаги. В России, по данным Национальной ассоциации участников фондового рынка, доля женщин среди инвесторов растет — среди новых игроков их почти в три раза больше, чем среди опытных инвесторов (17% против 6%).
Можно предположить, что женщины-инвесторы проявят интерес к «гендерным» облигациям.
В любом случае эксперты сходятся во мнении, что инвестиции в будущем будут крепко связаны с этическими стандартами. По мнению Антона Привалова, эмитент (организация, которая выпускает (эмитирует) ценные бумаги для развития и финансирования своей деятельности. — Forbes Woman), не соответствующий высоким этическим стандартам, уже сегодня может привести к серьезным убыткам для инвесторов: «В мире тому было очень много примеров, начиная от банального мошенничества и манипулирования отчетностью и заканчивая пренебрежительным отношением компании к своим сотрудникам, например0000 в некоторых странах Африки». В таких ситуациях инвесторы могут либо полностью потерять свои вложения, либо получить инвестицию, которая будет падать в цене из-за растущего дисконта относительно других компаний с высокими ESG-стандартами.
Роза Санджорджио также ожидает повышения интереса к этическим вопросам при выборе объекта для инвестирования и считает, что эмитенты могут постепенно «приучать» инвесторов к гендерной проблематике: «Инвесторы стали более чувствительными к устойчивому развитию в целом, но рост будет быстрее, если эмитенты включат гендерное равенство в ряд своих социальных целей. Например, выпускать «гендерные» облигации, которые также имеют зеленые мандаты. Тем самым они привлекут более широкую базу инвесторов [в том числе тех], кто раньше не рассматривал «гендерные» облигации».
Кроме того, напоминает она, для того чтобы «гендерные» облигации были инструментом для достижения равенства, а не просто маркетинговым упражнением, важно, чтобы люди инвестировали не только в компании, где гендерное равенство достигнуто, но и в те, где есть четкие планы и обязательства по его достижению. А также призывает общество и коллег совместно работать над стандартом, который помогал бы инвесторам делать осознанный выбор.