Человек с киноаппаратом: 5 женщин-режиссеров, стоявших у истоков кинематографа
Алис Ги-Блаше (1873–1968)
Первая в мире женщина-режиссер, сценарист, продюсер, основательница и президент собственной кинокомпании, француженка Алис Ги-Блаше начинала в качестве секретаря Луи Гомона — главы компании Comptoire General de la Photographie (позже он ее выкупил и назвал своим именем). Вместе со своим боссом Алис Ги присутствовала на демонстрации синематографа, устроенной братьями Луи и Огюстом Люмьерами 22 марта 1895 года в парижском Обществе поддержки национальной промышленности. Гомон увидел в изобретении новую возможность для документирования событий; Алис Ги-Бланше, в свою очередь, первой задумалась о том, что кино может рассказывать истории.
В свободное от работы время она начала снимать минутные зарисовки (ее босс эту затею не одобрял, поскольку не видел в ней перспектив), а в 1896 году сняла свой первый фильм — «Капустная фея, или Рождение детей». Некоторые исследователи, впрочем, полагают, что он мог появиться еще раньше, до «Политого поливальщика» братьев Люмьер, который официально считается первым фильмом в истории.
В 1897 году в возрасте 23 лет Алис стала руководительницей отдела кинопроизводства компании Gaumont. На протяжении десяти лет она единолично отвечала за постановочные фильмы компании: писала сценарии, продюсировала, монтировала, экспериментировала со звуком, используя хронофон, а также обучала стажеров, среди которых были будущие великие режиссеры Жорж Мельес и Луи Фейад. В одном из интервью позже она говорила, что в кино нет такой работы, которую не могла бы выполнить женщина, и что этот вид искусства приведет к всеобщему равенству. Словно пытаясь угадать, как это будет, в 1906 году Ги сняла фильм «Результаты феминизма» (рабочее название — «В 2000 году»), в котором мужчины и женщины кутят и соблазняют мужчин, а те занимаются домашним хозяйством и детьми.
В 1907 году она вышла замуж за англичанина Эрбера Блаше и переехала с ним в Америку, где основала собственную кинокомпанию Solax. Компания производила по три фильма в неделю и зарабатывала $60 000 в год. Но в 1913 году президентом компании стал ее муж, и бизнес развалился. В 1922 году пара развелась.
Алис вернулась на родину и обнаружила, что о ней забыли, ее фильмы утрачены, а заслуги приписывают бывшим ученикам. В 2018 году восстановить справедливость попытались сценаристка Элисон Макмахан и режиссер Памела Б. Грин, снявшие документальный фильм «Будь собой: Неизвестная история Алис Ги-Блаше».
«В кино не бывает бывших заслуг»: режиссер Наташа Меркулова о работе с Netflix и сериале «Анна К»
Лоис Вебер (1879–1939)
Одна из самых влиятельных женщин американского кино, наиболее плодотворная в эпоху «Великого немого», Лоис Вебер дебютировала в качестве актрисы в 1905 году в американском подразделении студии Gaumont (там же она встретила своего будущего мужа — режиссера Филлипса Смоли).
Режиссерский дебют Вебер состоялся в 1911 году. Она быстро приобрела известность у широкой публики, затрагивая в своих картинах острые темы. Например, героиня фильма «Туфли» пытается содержать семью из шести человек, зарабатывая всего $5 в неделю, и в конце концов решается переспать за деньги с певцом из местного кабаре, чтобы только купить себе новые туфли взамен развалившихся. В фильме «Народ против Джона Доу» детектив вынуждает признаться в преступлении бедного батрака и его умственно отсталого брата.
Вебер много говорила о том, что роль женщины в Голливуде, как на экране, так и за его пределами, слишком ограничена, а руководящие посты для них фактически закрыты. Свою миссию как режиссера Вебер видела в том, чтобы создать новый женский типаж — не хорошенькую куколку, а решительного человека с умом и характером.
В 1916 году Лоис Вебер вступила в Ассоциацию режиссеров кино, в 1917-м возглавила собственную студию Sunset Boulevard Studio, в 1927-м вошла в состав комитета директоров Академии кинематографических искусств и наук.
Среди наиболее известных картин Лоис Вебер «Саспенс», «Лицемеры», «Где мои дети?», «Доктор и женщина», «Пятно». В общей сложности за время активной работы режиссер сняла от 200 до 400 картин, только 20 из которых дошли до наших дней. Она работала вместе с Алис Ги-Блаше — у них даже завязался роман, который, впрочем, не продлился долго.
После неудачи фильма «Белая горячка» и постепенного снижения интереса к ее фильмам Лоис Вебер оставила режиссерское кресло. Она работала сценаристом на студии Universal, а в 1939 году скончалась, забытая всеми.
Ольга Преображенская (1881–1971)
Выпускница студии Московского художественного театра, Ольга Преображенская начинала свою карьеру как театральная актриса. В 1913 году она начала сниматься в фильмах киноателье «Тиман и Рейнгардт». Поскольку сюжеты картин в это время в основном базировались на классической русской литературе, Преображенская успела сыграть Лизу в «Дворянском гнезде», Наташу Ростову в «Войне и мире», княгиню Веру в «Гранатовом браслете» и других классических героинь.
В 1916 году состоялся ее дебют в качестве режиссера: совместно с актером, сценаристом и режиссером Владимиром Гардиным она экранизировала «Барышню-крестьянку» Пушкина. В книге «Спасибо синематографу» Преображенская вспоминала: «Фильм получился, его хвалили, но так как это была первая постановка женщины-режиссера, то к этому отнеслись недоверчиво и часто на афишах и в рецензиях мою фамилию писали с мужским окончанием или приписывали постановку другим».
После революции Преображенская также стала первой женщиной-преподавателем режиссуры, обучая студентов Государственной школы кинематографии (ныне ВГИК).
Самой удачной работой Преображенской считается картина 1927 года «Бабы рязанские» — о жизни женщин в деревне накануне и во время революции. Основанный на документальном материале фильм стал самым успешным коммерческим проектом московской фабрики «Совкино», под впечатлением от него остался Теодор Драйзер (американский писатель в это время как раз посещал СССР).
Маргарита Барская (1903–1939)
Будучи актрисой театра «Красный факел», Маргарита Барская во время гастролей в Одессе познакомилась с классиком немого кино Петром Чардыниным. Она вышла за него замуж, стала его ученицей и ассистенткой и по его предложению в 1925 году сняла свой первый фильм «Тарасова жизнь» — биографию Тараса Шевченко для детей. В 1929 году супруги развелись, Барская переехала в Москву и начала работать режиссером и сценаристом на студии «Межрабпомфильм» (с 1936 года — «Союздетфильм»).
«Большинство ролей, которые я играла, были роли детей, и уже тогда начавшееся систематическое наблюдение за ребенком положило основу тому интересу, который вылился позже в сознательное желание работать именно в детской кинематографии», — вспоминала Маргарита Барская. Для детей она снимала документалки — например, «Кто нужнее, что важнее» о хлебе, а в 1933 году сняла игровую картину «Рваные башмаки» об участии детей в рабочем движении. Работая над сценарием, она познакомилась с Карлом Радеком — действие фильма происходит в Германии, и ей нужен был консультант.
Следующий фильм Барской «Отец и сын» был положен на полку, а сама она уволена. В 1939 году, после долгого творческого застоя, режиссер оказалась на партсобрании, где ее, по сути, отлучили от профессии за отказ отречься от Радека, который к тому времени был репрессирован. Выйдя с собрания, Барская покончила с собой, бросившись в лестничный пролет киностудии. Ей было 36 лет.
«Это низшая форма искусства». Кто строил козни режиссеру клипов Little Big
Майя Дерен (1917–1961)
Майя Дерен — настоящее имя Элеонора Соломоновна Деренковская — родилась в Киеве в 1917 году в семье актрисы и психиатра. Родители дали ей имя в честь итальянской актрисы Элеоноры Дузе, а псевдоним она взяла позже в честь матери Будды.
В 1922 году ее семья переехала в США. Элеонора изучала литературу в Нью-Йоркском университете, входила в троцкистский кружок. Была замужем за активистом-социалистом Грегори Бардейку и чешским режиссером Александром Хакеншмидом. Сотрудничала с авангардным хореографом и антропологом Кэтрин Данэм. Общалась с Андре Бретоном, Марселем Дюшаном, Джоном Кейджем, Анаис Нин. В 1943 году взяла псевдоним и начала снимать кино, ставшее вехой американского андеграунда и оказавшее влияние, например, на Дэвида Линча.
Среди фильмов Дерен — «Хореографический этюд для камеры» (1945), «Размышление о насилии» (1948), «Неотступный взгляд ночи» (1958). Самой известной ее лентой стала короткометражная картина «Полуденные сети», которая в 1947 году получила Международный приз за экспериментальный фильм в Каннах. Все это немые фильмы (для некоторых была написана музыка), жанр которых можно определить как «поэтическую психодраму» или «кино транса». «Если бы я не была режиссером, я, наверное, была бы танцовщицей или певицей. Но кино — это чудесный танец. В кино я могу заставить мир танцевать», — говорила Дерен. При этом в своих эссе по теории кино она принципиально позиционировала себя как любителя, объясняя, что «предпосылкой для действительно оригинальной и креативной работы является такое производство, которые было бы достаточно скромным, чтобы позволить себе неудачу».
Майя Дерен умерла в 1961 году в возрасте 44 лет от кровоизлияния в мозг, связанного с крайней степенью истощения.
Редкий кадр: 7 женщин-режиссеров в истории «Оскара»
Редкий кадр: 7 женщин-режиссеров в истории «Оскара»