Четвертая фаза феминизма: как гендерная повестка меняет киновселенную Marvel
Супергеройское кино — продукт массовой культуры, создатели которого стараются предугадать запросы общества, чтобы оставаться на пике актуальности. Поэтому неудивительно, что гендерная дискриминация и борьба женщин за равные права наконец-то попала в поле зрения Marvel. Первый сольный фильм об участнице отряда Мстителей Наташе Романофф за первый уик-энд смог собрать в кинотеатрах $117 млн. Но это не просто пример успешной капитализации интереса зрителей к фемповестке: студия пытается реабилитироваться после нескольких неудачных пиар-ходов и расширить фанбазу.
Манифест «Черной вдовы»
«Черная вдова» — фильм, который открывает новую, Четвертую фазу киновселенной Marvel. По сути, он является программным, как когда-то «Железный человек», который познакомил аудиторию с супергероями, и «Первый мститель: Противостояние», начавший историю о Камнях Бесконечности. Именно первой картиной фазы студия заявляет о своих планах на сюжет всей серии и дает зрителям понять, чего ожидать.
«Черная вдова» с первых титров демонстрирует зрителю мир, жестокий к женщинам: пока звучит кавер на Smells Like Teen Spirit в исполнении Malia J, на экране вырезки из вымышленных газет сменяются кадрами из «Красной комнаты» (в комикс-вселенной Marvel это советский учебный центр по подготовке шпионок), где девушек вовлекают в траффикинг, подвергают физическому и психологическому насилию и калечащим операциям на репродуктивных органах.
А далее и 15 минут не проходит без проявления всего того, с чем борются феминистки. От звучащего довольно комично для 2021 года сексистского вопроса «У тебя не ПМС часом?» до кровожадного заявления главного антагониста Дрейкова «Девушки — единственный из природных ресурсов, которого на планете в избытке». Это делает ленту справочником по фемповестке — пусть и упрощенным для массового зрителя и фаната любого возраста.
Наташа Романофф формулирует феминистский манифест «Черной вдовы» в одной фразе, обращаясь к таким же, как и она, девушкам-агентам, которых «Красная комната» и Дрейков лишили свободы распоряжаться своим телом и разумом: «Я не желаю вам зла, и вы мне не враги». Ее цель — освободить «сестер», которых мужчины, стоящие во главе криминальной организации, подчинили своей власти, и дать им право выбора. Даже если они решат остаться с «Красной комнатой».
Женские персонажи и женский взгляд
После выхода «Черной вдовы» студия продолжит развивать характеры героинь — Шури (сестры Черной пантеры), Капитана Марвел и Осы. Также создатели киновселенной анонсировали несколько новых проектов с главными женскими персонажами: мини-сериал «Мисс Марвел» о девушке-подростке пакистанского происхождения, которая обладает способностью деформировать свое тело, сериал «Соколиный глаз» о лучнице Кейт Бишоп, сериал «Женщина-Халк» об адвокате по делам сверхлюдей Дженнифер Уолтерс и проект «Железное сердце» о девушке-инженере Рири Уильямс, которая самостоятельно собрала аналог брони «Железного человека».
Женщины-героини в Четвертой фазе перестанут выступать в качестве второстепенных помощников героев. Они будут сталкиваться не только с вымышленными проблемами — инопланетными и земными злодеями, — но и с вполне реальными: семейными конфликтами, религиозными предрассудками и поиском своей сексуальной идентичности.
Женщины-режиссеры — Кари Скогланд, Кейт Херрон, Мира Менон, Кэт Койро, Кейт Шортланд, Хлоя Чжао и Ниа Дакоста — заняты в производстве семи из анонсированных 24 проектов фазы. Для сравнения, из 23 картин предыдущих трех фаз женщина-режиссер сняла только одну: на ленте «Капитан Марвел» Анна Боден работала вместе со своим напарником Райаном Флеком.
Причем женщины-режиссеры занимаются не только картинами о супергероинях. Сериал «Локи» о сводном брате Тора, который уже вышел на Disney+, сняла Кейт Херрон, которая до этого работала над «Половым воспитанием» для Netflix.
- Хозяйки кино: женщины-продюсеры, которые меняют российскую киноиндустрию
- Наталья Меркулова, Оксана Карас, Анна Пармас: женщины, которые снимают кино в России
- Женский взгляд: российские женщины-кинооператоры, которые меняют «оптику» кино
Серьезные намерения
Фемповестка в проектах Marvel — возможность исправить некоторые репутационные неудачи студии в прошлом. Еще в 2015 году, за пару месяцев до анонса первого сольного фильма саги о «Мстителях» с главной героиней, в сеть попали электронные письма исполнительного директора Marvel Entertainment Айка Перлмуттера. В сообщениях он ставил под сомнение коммерческий успех ленты о женщине-супергерое, называя предыдущие проекты с супердевушками «катастрофой».
Успех картины «Капитан Марвел» в 2019 оду доказал, что исполнительный директор Marvel Entertainment был неправ. Лента стала пятой по кассовым сборам в мире, заработав более $1 млрд в прокате. Однако коммерческий успех не означал успех у фанатов франшизы. Вскоре после выхода фильма некоторые зрители начали оставлять на портале Rotten Tomatoes негативные и оскорбительные отзывы об исполнительнице главной роли — Бри Ларсон. Никто из руководства студии или актерского состава киновселенной тогда не поддержал актрису. Фанаты вспомнили об этом года спустя, когда коллеги по «Мстителям» активно защищали от обвинений в гомофобии исполнителя роли Звездного лорда Криса Пратта.
Позже студия разозлила фанатов смертью Наташи Романофф. Если раньше сценаристов обвиняли в том, что они не дают героине достаточно раскрыться и слишком сексуализируют, то теперь, по мнению поклонников, создатели франшизы просто избавились от нее как от второстепенного персонажа, не дав даже возможности героически умереть в битве с главным злодеем.
Теперь, анонсировав больше сольных проектов с разнообразными и сложными женскими характерами и привлекая к их созданию женщин-режиссеров, студия кардинально меняет ситуацию и заявляет о своем отношении к борьбе женщин за равные права.