Курсы по кибербезопасности и повышению самооценки: как корпорации поддерживают девочек
По данным отчета Girls’ Attitudes Survey, 41% респонденток в возрасте 11–20 лет уверены, что общество ожидает от них изучения определенных предметов или выбора профессии в определенной сфере, потому что они девочки. При этом женщины склонны занижать свои зарплатные ожидания, а средняя разница в зарплате между мужчинами и женщинами в России составляет 30% не в пользу последних.
Крупные международные компании, такие как Microsoft, Unilever, KPMG и другие, борются со стереотипами и дискриминацией на глобальном и локальном уровнях и создают программы, нацеленные на развитие и поддержку подростков. Рассказываем про шесть таких корпоративных инициатив.
Dove
Dove с 2004 года занимается проблемой низкой самооценки у подростков — проводит лекции в школах, совместно с психологами разрабатывает руководства для родителей, проводит исследования общественного мнения в России и в мире. С 2014 года более 600 000 девочек по всей России прослушали уроки Dove по повышению самооценки. Бренд вместе с экспертами-психологами подготовил руководство для родителей по формированию самооценки у детей. В пособии содержатся рекомендации о том, как правильно выстраивать доверительные отношения с подростком и поднимать темы восприятия собственной внешности и принятия себя.
Также бренд запустил проект #ПозвольИмСиять, в рамках которого в 2020 году совместно с ВЦИОМ узнал у девушек-подростков, как они относятся к своей внешности. Результаты показали, что 94% респонденток в возрасте от 14 до 17 лет хотели бы что-то в себе изменить. Более половины (68%) согласились с утверждением, что физическая красота помогает добиваться успеха. При этом 26% признались, что испытывают депрессию по поводу своего вида. При этом 38% родителей заявили, что хотели бы что-то изменить во внешности дочерей. Такое отношение к собственному телу напрямую влияет на самореализацию подростка.
Неидеальная форма пупка: как девочки-подростки относятся к своей внешности
Результаты исследования стали стимулом к запуску YouTube-шоу «В семье не без урока» с участием российских звезд. Его цель — в ироничной форме обратить внимание родителей на возникновение у подростков неуверенности в себе и комплексов, которые могут формироваться под влиянием взаимоотношений в семье. Помимо этого, Dove провел ряд вебинаров с психологами в торговых точках X5.
Hewlett Packard Enterprise
Компания Hewlett Packard Enterprise (HPE) поддерживает Академию программирования для девочек (Girls Coding Academy) на базе Хьюстонского университета. Проект был запущен в 2020 году, его цель — формирование нового поколения молодых женщин, стремящихся построить карьеру в области обработки данных. В рамках проекта изучаются базовые языки разметки и программирования, такие как HTML, Javascript и Python. В прошлом году занятия проходили онлайн из-за ограничений, связанных с пандемией. У участниц была возможность познакомиться и поработать с менторами — студентками Хьюстонского университета, а также с сотрудницами HPE, чтобы больше узнать об их ежедневных задачах.
Кроме того, специально для девочек-скаутов в 2019 году компания запустила курс по кибербезопасности — программу, призванную научить детей разумному использованию интернет-ресурсов. На занятиях поднимаются темы защиты личных данных, приватности и кибербуллинга. В рамках программы HPE также создала образовательную онлайн-игру под названием Cyber Squad: через симуляцию ситуаций из реальной жизни девочки-скауты учатся безопасному поведению в социальных сетях.
Microsoft
Согласно исследованию Microsoft, в России 58% девушек мечтают о карьере в точных науках. Тем не менее только 38% в итоге связывают свою жизнь с техническими специальностями. Microsoft не только активно развивает принципы инклюзивности и гендерного равенства внутри компании, но и способствует привлечению девушек в STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics).
Более пяти лет компания реализует глобальную инициативу #MakeWhatsNext для девушек 11–18 лет. В России программа носит название «Девушки в IT». Сотрудники Microsoft делятся с участницами проекта экспертизой в области цифровой трансформации для подготовки будущих высококвалифицированных специалистов в самых разных сферах бизнеса. Основная цель — мотивировать их примерами женщин, которые добились успеха в точных науках и IТ. По данным компании, 55% российских девушек, имеющих пример для подражания, интересуются точными дисциплинами, без него — только 35%.
В апреле 2019 года Microsoft организовала серию образовательных и вдохновляющих мероприятий для девочек в Москве, провела практический урок по Data Science, а также паблик-ток с успешными представительницами сферы IТ в партнерстве со «Школой 21». В 2020 году компания проводила лекции, мастер-классы и практические занятия по использованию искусственного интеллекта в искусстве. Всего за последние два года в инициативе «Девушки в IT» приняли участие более 16 000 девушек по всей стране.
Как Мелинда Гейтс превратила Microsoft в компанию, где не страшно произнести: «Я был неправ»
Nike
Девочки демонстрируют более высокие показатели физического, умственного, эмоционального и социального развития, когда получают возможность заниматься спортом, свидетельствуют данные исследования Women's Sports Foundation, проведенного в апреле 2019 года. При этом девочки бросают спорт в два раза чаще, чем мальчики, говорится в том же исследовании. Чтобы сформировать серьезное и позитивное отношение к спорту и помочь девочкам не бросать тренировки, компания Nike создала руководство для тренеров.
В руководстве обращается внимание на то, что часто именно невольное проецирование гендерных стереотипов со стороны тренера демотивирует начинающих спортсменок продолжать занятия. «Например, в силовых видах спорта (таких, как регби) тренер может предвзято считать, что девочки априори слабее мальчиков, — а значит, и тренировать их будет совершенно по-разному. Исходя из собственных представлений о женственности, тренер может вместо необходимой силовой тренировки назначать другие упражнения. Если тренер считает, что девочки занимаются спортом ради общения с друзьями, он не будет уделять их развитию должного внимания — в отличие от мальчиков», — пишут авторы.
В 2017 году компания привлекла к себе внимание видеороликом «Из чего же сделаны наши девчонки?», в котором продвигалась мысль, что девочки должны заниматься тем, что им нравится, а не тем, чего от них ждут. Ролик получил «Золотого льва» на фестивале рекламы в Каннах.
Девочки в игре: как самые юные спортсменки завоевывают олимпийские медали
PPG
Производитель лакокрасочной продукции PPG активно поддерживает программы в сфере STEM. Чтобы сократить гендерный разрыв в этой области, компания запустила программу «Girls in STEM», в рамках которой сотрудничает с учебными заведениями и помогает студенткам и школьницам раскрыть свой потенциал в этих дисциплинах.
Фонд PPG Foundation, который занимается грантовыми программами по всему миру, выделил в 2014 году $65 000 на образовательные программы для школьниц и студенток. Основной грант получило телешоу SciGirls, основной аудиторией которого являются дети 8–13 лет. В выпусках передачи девушки демонстрировали, как используют свои технические знания в повседневной жизни. Также деньги пошли на проведение воркшопа SciGirls, учебному центру Challenger Learning Center (он организует симуляцию марсианской миссии для семи отрядов девочек-скаутов) и научному центру Sci-Quest Hands-on Science Center на организацию курсов допобразования для девочек.
Фонд активно сотрудничает с коллективом X-Bots Robotics, студенческой командой по робототехнике. В 2020 году сотрудницы PPG приняли участие в X-Bots Robotics Career Panel, где поделились с девочками из внеклассной организации Boys and Girls Clubs своим карьерным опытом и ответили на их вопросы.
Также PPG с 2018 года поддерживает программу STEM Talent Girl (STG) фонда ASTI Talent and Technology Foundation, призванную вдохновить и расширить карьерные возможности девочек-подростков в области STEM. Сотрудничество включает в себя семинары и экскурсии, проводимые работниками PPG, а также индивидуальные встречи сотрудников компании с участницами STG.
KPMG
В 2021 году Лидия Петрашова, член правления и руководитель департамента инвестиций и рынков капитала российского офиса KPMG инициировала в России старт международной программы Inspiring Girls International, нацеленной на развитие и мотивацию девочек-подростков. На сегодняшний день в проекте участвуют 26 страны мира. Задача проекта — вовлечь девочек из разных социальных слоев и регионов страны в движение Inspiring Girls, оказать им моральную и психологическую поддержку и мотивировать их высказывать свою точку зрения. Для этого участниц проекта будут знакомить с ролевыми моделями — женщинами разных профессий. Целевая аудитория проекта — девочки от 13 до 18 лет. В данный момент команда Inspiring Girls Russia создает информационную платформу, куда подростки смогут обращаться за поддержкой по карьерным, психологическим и другим вопросам, связанным с мотивацией, спортом, здоровьем, образованием и другими темами.