К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Ухожу каждый раз, когда становится скучно»: карьерные советы CEO «Нетологии»


Марианна Снигирева пришла в «Нетологию», ничего не зная об образовании и не желая становиться агрессивным лидером. Мягкий стиль руководства не помешал ей вырасти до поста генерального директора. Однако мягкость — не значит слабость: Марианна считает, что добиться успеха можно, только ставя перед собой амбициозные цели и берясь за задачи, которые требуют усилий и новых знаний. Вот ее карьерные советы
Марианна Снигирева
Марианна Снигирева

Марианна Снигирева — филолог по образованию. Начинала свою карьеру как тележурналист, затем перешла в сферу рекламы. Пять лет была операционным директором в Otto Group Russia. В 2018 году пришла в «Нетологию», в 2021 году заняла пост генерального директора. Марианна шутит, что первый управленческий опыт получила еще в октябрятской «звездочке», когда смогла найти подход к двум подшефным двоечникам. С тех пор она считает, что главное умение управленца — коммуницировать и видеть в людях их лучшие качества.

Выбирайте лучшие компании

Недавно я услышала совет, которому сама не следовала, но своему сыну его дала. Совет такой: начиная с первого места работы нужно выбирать очень качественные компании. Нельзя устраиваться «абы куда», даже если нет опыта. Нужно идти в компанию либо с сильной корпоративной культурой, либо с сильными позициями на рынке. И дело даже не в красивой строчке в резюме — просто так ты перенимаешь опыт победителей.

Сама я так не делала, потому что не понимала, что это влияет. Но сейчас, когда смотрю на своих сотрудников, на тех, кто приходит на собеседования, ловлю себя на мысли, что это важно. Особенно когда вижу людей, пришедших к нам из компаний, где сотрудников сильно контролировали и недостаточно уважали. Это часто очень ответственные и умные сотрудники, но они все время извиняются, ждут наказания и боятся, что их уволят. Они тратят силы на сражение со своими страхами. Это вылечивается, но приходится прилагать силы и тратить на это время.

 

В компании, где тебе плохо, работать не полезно. Лучше уж стажером, но там, где по-настоящему круто.

Тянитесь к новому

В начале своего карьерного пути я была журналистом, писала для рубрики «Мода и красота» в журнале. Однажды осознала, что осенью опять буду писать про пилинг, потом про свадьбы, потом про Новый год. Осознала, что буду ходить по кругу — и ушла. Ушла и из журнала, и из профессии. И с тех пор уходила каждый раз, когда становилось скучно. При этом, меняя работу, я всегда старалась выбирать что-то новое. Если я покидала место управляющего директора рекламного агентства, мне было неинтересно идти на ту же позицию в другое агентство. У меня даже сложилось такое правило: если я на собеседовании половину слов не понимаю — я хочу в эту компанию. Я хочу научиться тому, чего еще не умею.

 

Мне кажется, это нормальная история для управленца. Во-первых, потому, что сущность нашей работы — в том, чтобы принимать решения в условиях неопределенности, мы для этого и нужны. Мы должны уметь работать там, где ничего не понятно, не хватает данных или все сломалось. Тем более, что сейчас мир очень быстро меняется, и нужно держать себя в тонусе, быть готовым постоянно учиться. А во-вторых, разнообразный опыт помогает принимать решения более качественно, смотреть на вещи шире. Некоторых резкие повороты пугают: «Я здесь наработал себе имя, а там это все обесценится, придется начинать с нуля». Я же думаю, что в этом есть смысл: сегодня ты об этой отрасли ничего не знаешь, завтра узнаешь кучу нового, а послезавтра применишь эти знания на новом месте.

Ставьте планку повыше

В одной из компаний, где я работала, провели оценку «360» и выявили интересную картину: уровень удовлетворенности сотрудников зашкаливал, а уровень вовлеченности был очень низким. То есть людям все очень нравилось (это была западная компания, в которой принято заботиться о сотрудниках), но работали они «от сих до сих». Финансовые показатели при этом стремительно падали.

Мне кажется, важно ставить для себя планку повыше и тянуться к ней. Это тонизирует мозг и волю. Карьера — как мышца: качается через усилие. Мы делаем какое-нибудь упражнение 20 раз ради последних пяти, тех, которые «через не могу», потому что именно они нас меняют и дают развитие. Если постоянно находиться в зоне комфорта, ты не то что не растешь — ты начинаешь деградировать.

 

При этом, конечно, важно не перестараться. У нас в команде есть, например, расхожая фраза: «А можно я прежде, чем выходить из зоны комфорта, в ней хотя бы немного постою?». Постоянный дискомфорт тоже вреден, он не должен зашкаливать.

«В минуты большого стресса мы делаем самые большие шаги». Карьерные советы вице-президента Whirlpool

Изучайте себя и учитесь восстанавливаться

Я сама еще ни разу не выгорала до такой степени, чтобы встать и уйти. Но чтобы «нога уже занесена» — бывало. Основная причина — высокий градус ответственности: могу и по 14 часов работать, и ночами не спать, и даже во сне решать рабочие задачи. С одной стороны, принимать свой продукт настолько близко к сердцу — большое счастье. С другой — это сильная психоэмоциональная нагрузка, которая отнимает силы. Когда я поняла, что не выдерживаю, пошла на психотерапию.

Очень многое в себе открыла и, наверное, еще открою. И, в общем, поняла, что рефлексия, исследование и осознание себя — очень важно. Во-первых, помогает отслеживать момент, когда ты начинаешь работать по 14 часов в сутки, ничего не успевать и терять силы. Во-вторых, учит восстанавливаться. Кому-то для этого нужен сон не меньше семи часов, кому-то — спорт или общение с семьей. Я начала вести журнал наблюдений за своим состоянием, за тем, что помогает мне восстановить ресурс. В своем календаре закрепила окна для обеда, рефлексии и других способов повышать ресурс. Это очень важно — четко понимать, что дает тебе энергию, и уметь замечать, когда ее запасы истощаются.

«Помирать на работе — неправильно». Карьерные советы главы IBS

 

Найдите миссию

В «Нетологию» я попала, когда впервые искала работу осознанно. Мне захотелось все сделать правильно, поэтому я пошла к карьерному консультанту и консультанту по резюме, сходила на карьерный коучинг. И когда поковырялась в себе, поняла, что мне хочется не просто развивать бизнес и зарабатывать деньги, а работать в компании, которая создает ценность для людей. Нанимая новых сотрудников, я отдаю предпочтение тем, у кого такие же ценности.

Если уж приняли решение, следуйте ему. Дискуссия хороша во время обсуждения, но потом вся команда должна грести в одном направлении

Звучит немного пафосно, но спустя три года я понимаю, что это правильно. Такая сонастройка и внутри команды, и с клиентами помогает справляться с очень высокими нагрузками. Когда ты видишь, как твоя работа меняет жизни людей к лучшему, это очень заряжает. Даже если устал — встаешь и идешь менять мир дальше.

Не принимайте сложные решения поспешно и в одиночку

Что бы ни говорили про интуицию, мне кажется, первое пришедшее в голову решение — далеко не всегда правильное. Лучше (по возможности, конечно) рассмотреть ситуацию с разных сторон, если есть цифры — опираться на них, если нет — обратиться к своему опыту и опыту коллег. Иногда полезно «выйти на балкончик» — дать команде время обсудить разные варианты, а самому тихонько понаблюдать со стороны.

Важно не бояться. Если вы не работаете в сфере, где цена ошибки — человеческая жизнь, значит, вы можете позволить себе ошибиться. Все иногда ошибаются — нужно просто принять этот риск.

 

И если уж приняли решение, следуйте ему. Дискуссия хороша во время обсуждения, но потом вся команда должна грести в одном направлении.

«Я нанимаю тех, кто в своей области на пять голов меня выше»: карьерные советы CEO 2GIS

Сначала люди, потом результаты

Сложность работы управленца в том, что ты отвечаешь за чужой результат. Ты не копаешь траншею сам, ты отдаешь распоряжение кому-то, кто ее выкопает. Между тобой и результатом — люди. И ты должен их чувствовать — пусть даже на интуитивном уровне. Понимать, что им надо, что им мешает, как они себя чувствуют. Это особенно важно, когда ты приходишь в сложившуюся команду.

В «Нетологию» я пришла, ничего не зная об образовании (хотя многим кажется, что ничего сложного в этой сфере нет). Я только и делала, что слушала других. Моя роль, пожалуй, была в том, чтобы, во-первых, привносить спокойствие. Компания переживала непростые времена, и мое «Мы справимся, я в вас верю, я знаю, что вы знаете, как правильно» оказалось очень важным. А во-вторых, в том, чтобы помогать людям коммуницировать. Связывать их друг с другом, координировать, находить компромиссы — и все это мягко и бережно.

 

А уже потом, когда нет срочных задач, когда ты понял, что происходит, и когда люди тебе доверяют, можно ставить для себя новые цели и снова вместе с командой над ними работать.

«В тяжелые времена я локоть к локтю со своей командой». Карьерные советы главы Okko

Развивайте сильные стороны

Когда я вижу, что сотрудник не справляется, я в первую очередь смотрю, на своем ли он месте. Потому что если нет, то и он сам, и его начальник могут прикладывать очень много усилий для того, чтобы только соответствовать минимальному уровню. То подрастать, то скатываться. Но, может, лучше заняться другой работой — той, где можно взлететь?

Мы недавно проводили оценку «360». В ней, как правило, все начинают искать, какие скиллы у них проседают. Но тут я сказала: стоп, давайте посмотрим, где у нас все хорошо. Сейчас я думаю, что именно на сильные стороны надо смотреть в первую очередь, чтобы делать их еще сильнее. Если у тебя талант к рисованию, надо идти в художественную школу, а не заставлять себя играть на скрипке.

 

Что делать со слабыми сторонами? Ничего, если они не мешают работе. Если мешают (а иногда прямо блокируют) — или брать себя в руки и прокачивать, или менять сферу деятельности. Скажем, человеку, который постоянно опаздывает, категорически нельзя работать с клиентами. Но если у такого сотрудника встречи только со мной, я смотрю на это сквозь пальцы. Никто не идеален.

«Руководитель должен быть толерантным к ошибкам и нетолерантным — к бездействию»: карьерные советы главы Sony Music Russia

Собирайте команду как пазл

Что, если руководитель отвечает за большой участок работ и с какими-то вещами не справляется, потому что просто «не дано»? Можно дать ему зама, который будет его дополнять. Например, руководитель — визионер и лидер команды, а зам — аналитик, который умеет считать.

Моя команда сейчас похожа на оркестр — все очень разные. Нельзя брать в одну команду одинаковых людей. Если один — оптимистичный и драйвовый, пусть другой будет рассудительным и консервативным. Двое консерваторов не сдвинутся с места, двое драйвовых сорвутся в пропасть.

 

Иногда «вставайте за кассу» 

С одной стороны, руководитель должен выстроить работу команды так, чтобы в нее не нужно было влезать самому. С другой — главнокомандующему иногда полезно посидеть в окопе с рядовыми. Иначе он отрывается от реальности и люди для него превращаются в фигурки на карте. В некоторых компаниях в ретейле принято, чтобы топы периодически стояли за кассой. Мне кажется, это важно: ты начинаешь чувствовать свой бизнес нутром и лучше принимаешь решения.

Другое дело, что не стоит делать это слишком часто. А если хочешь вмешаться в работу команды, нужно делать это деликатно, не обесценивая чужой труд. Я стараюсь трижды подумать, прежде чем сказать, что мне что-то кажется неправильным. Иногда это требует усилий.

Мягкость — не значит слабость

На эту тему мы с [основателем «Нетологии»] Максимом Спиридоновым сломали немало копий. Он говорил, что ему нужен лидер на коне и с флагом, а я отвечала, что мне в юбке на коне неудобно. У меня другой подход к управлению, не агрессивный, не маскулинный. В чем-то материнский. Я могу быть мягкой. Могу сказать: «Ребята, я не справляюсь» — и мне бросаются помогать. Связано ли это с тем, что я женщина? Наверное, да. Влияет ли это на мою карьеру негативно? Нет. Это мой стиль руководства, он не хуже других.

25 лучших компаний для женской карьеры. Рейтинг Forbes Woman

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+