«В минуты большого стресса мы делаем самые большие шаги». Карьерные советы вице-президента Whirlpool
«В 1994 году ощущался невероятный дух перемен. Хотелось буквально строить новую страну и быть частью этой трансформации», — вспоминает Ольга Лоскутова. Поэтому ее выбор пал на прогрессивный Плехановский университет. На втором курсе она пошла на совершенно новое на тот момент направление «маркетинг», что позволило в дальнейшем быстро устроиться на работу и уже в 19 лет стать директором по маркетингу в частной страховой компании «Народный резерв». «Это было время неограниченных возможностей», — вспоминает Лоскутова. В 2002 году она присоединилась к команде компании Nestle, где за 10 лет доросла до должности главы кондитерского подразделения Nestle в Польше и странах Балтии. В сентябре 2017 года присоединилась к компании Whirlpool, заняв позицию Генерального директора кластера EAST, в ее зоне ответственности было 24 страны. В январе 2020 года Ольга Лоскутова стала вице-президентом бизнес-подразделения стиральных и сушильных машин в Североамериканском регионе Whirlpool.
Образование — очень важно, но это не все
Не стоит быть слишком самонадеянным. 40% нашей карьеры — это удача. В этом смысле нам надо быть скромнее. Мне повезло, я начинала карьеру в 1990-х, это было время неограниченных возможностей. Я получила специальность маркетолога, тогда это была новая профессия для русского рынка, поэтому мне было несложно найти работу.
Учиться надо всегда
Мир вокруг нас постоянно меняется и требует новых навыков. Умение учиться необходимо. У женщин в этом плане есть фора: нам проще задавать вопросы и открыто признавать, что мы чего-то не знаем. В мужском мире не всегда принято показывать свои слабости.
Также женщинам легче дается работа в группе. Посмотрите на детей: девочкам важно быть частью группы и очень неприятно быть из нее исключенной. Это помогает в работе в будущем — женщины больше заточены на работу в команде и поиск точек соприкосновения.
Российское образование технично, а этого недостаточно для успешного управления бизнесом и построения карьеры
Проблема нашего образования в том, что детей не учат главному — навыкам нетворкинга, работы в команде, ведения дискуссий и публичных выступлений. В 30 лет я получила свою первую управленческую позицию и вошла в управленческую команду «Nestle Россия и Евразия». Я увидела колоссальную разницу между тем, как ведут себя на больших митингах русские и иностранцы, насколько свободно последние говорят, как умеют слушать и доносить свою точку зрения.
Позже, когда мои дети стали учиться в Британской школе, я поняла почему это происходит: их с самого раннего возраста учат коммуницировать. В три года дети выходили на сцену и перед большой аудиторией рассказывали про мишку, которого держат в руках. Они делают многочисленные групповые проекты и презентуют результаты группе. Они не боятся людей вокруг себя, не боятся говорить публично и умеют доносить свою точку зрения.
Выстраивайте отношения с теми, кто выше по карьерной лестнице
Карьера не может всегда идти в гору, порой случаются откаты. В какой-то момент у меня сложились плохие отношения с начальником — началась довольно серьезная конфронтация. Было ощущение, что это конец карьеры. Мне пришлось срочно учиться управлять своими эмоциями и эмоциями других, выстраивать отношения с боссами моего босса. Именно тогда я начала работать с коучем — этот период стал переломным в моей карьере, позволив мне переосмыслить многие вещи и выработать важные навыки. В минуты большого стресса мы делаем самые большие шаги вперед, главное — не сдаваться.
Свой имидж и отношения надо выстраивать до того, как что-то пойдет не так, вас должны знать за пределами вашего узкого рабочего круга. Недостаточно просто хорошо делать свою работу, об этом должны знать. Такие отношения важны и для решения бизнес-вопросов, и для личного развития.
Начните общаться с людьми выше себя по статусу. Например, можно попросить совета у вышестоящего руководства. В западных компаниях на это довольно позитивно реагируют, в российских — иерархия жестче.
Меня периодически просят стать ментором или дать совет по какому-то вопросу. Я всегда рада такому диалогу. Мне помогали и помогают много людей, это мой шанс помочь другим в свою очередь.
Вы тоже можете попросить об этом человека, на которого равняетесь, чьи идеи разделяете. Помните, что не только он может быть полезен вам, но и вы ему.
Топ-менеджеры задают направление движения, но претворяют его в жизнь люди, которые находятся ниже по карьерной лестнице, поэтому для большого босса может быть очень ценен ваш фидбек и понимание рабочих процессов изнутри.
Карьера неразрывно связана с вашим личностным ростом
Если есть желание делать крутую карьеру, задумайтесь о своем личностном росте. Чем выше мы идем по карьерной лестнице, тем меньше речь идет о технических или функциональных знаниях.
Разница между большим боссом и человеком, который на несколько уровней в иерархии ниже, с точки зрения технических характеристик может быть минимальной. Но разница в личной зрелости будет большой. Важно понимать свои и чужие эмоции и управлять ими. Это тот самый эмоциональный интеллект, который становится принципиальным.
Оказываясь в сложной или тяжелой ситуации, я стараюсь воспринимать ее как новый опыт и возможность чему-то научиться. Так мне легче справляться и сохранять правильный настрой.
Важно, для чего мы делаем карьеру, что нами движет. Мы все в какой-то степени эгоисты и хотим, чтобы нам было хорошо — хотим получать хорошие зарплаты и ездить на красивых машинах. Но этого недостаточно. Работая на высоких позициях мы получаем возможность влиять на мир вокруг себя, делать его лучше, создавать новое и поддерживать других людей, помогая им достигнуть успеха. Это гораздо более серьезная мотивация. К тому же люди все видят и всегда чувствуют наши истинные мотивы. Это, пожалуй, самый сложный шаг — сместить свой фокус вовне и начать заботится о том, что вокруг нас.
Построение карьеры — это политика
Я много раз слышала от людей, что они не хотят заниматься политикой, в русской культуре это что-то недостойное. Но политика есть всегда и везде, где встречаются больше двух человек. Политика — это про наши отношения с другими людьми, у которых есть свои интересы и взгляды, и умение находить с ними общий язык. К каждому человеку можно найти подход. Главное — интересоваться, что он думает и что им движет.
Я часто спрашиваю: «Как я могу вам помочь?». Помогая кому-то сейчас, вы получите помощь потом.
Семья накладывает отпечаток на карьеру женщины
Для мужчин вполне нормально отлучаться по работе от семьи на долгое время. Я переехала в США в январе, и вариант, что дети закончат учебный год и переедут ко мне в июне, даже не обсуждался. Оба моих ребенка сказали: «Знаешь что, мама? Нет». Мне важно, что скажет семья.
Как-то раз дочка пришла ко мне на работу и провела там день. При этом я все время вела совещания с разными странами и буквально смотрела в стену, на которой висел экран. По окончанию рабочего дня она меня пожалела: «Мама, ты целый день просидела на одном месте и проговорила со стеной».
Чрезмерное выставление на показ своих достижений раздражает
Есть люди, которые активно делятся своими успехами в Facebook или Instagram. У одних это получается гармонично, а у других превращается в истерику: посмотрите на меня — вот мое селфи, а теперь я на мероприятии, а тут с известным человеком. В какой-то момент это может начать просто раздражать и скорее отталкивать, чем притягивать людей. Социальные сети — находка для психологов, люди в них абсолютно обнажены.
Это история про личное взросление и преодоление своих комплексов — в какой-то момент мы должны перестать зацикливаться на себе и сменить фокус на мир вокруг и других людей. Есть такая концепция «servant leadership», когда лидер — это не тот, кто на коне впереди и самый громкий и заметный, а тот, кто стоит на заднем плане за своей командой звезд. Мне кажется, это самый правильный лидерский стиль в наше непростое время.
Не теряйте себя
Можно прочитать море книг о личном и профессиональном развитии, стать выхолощенной, идеальной картинкой, но потерять себя.
На определенном этапе своего пути я попала в эту ловушку. Как-то раз HR-отдел провел анонимный опрос среди моей команды и попросил двумя словами описать мой лидерский стиль. Чаще всего они отвечали, что я профессиональная, правильная, спокойная, ничего особенного. Я ужаснулась: как настоящая отличница я все сделала правильно, но в этом не было меня.
В человеке привлекают именно особенности, шероховатости и даже недостатки. Люди хотят работать с живыми людьми, а не с роботами. Можно быть правильным, говорить правильные и политкорректные вещи. Это безопасно, но ничего не изменит и не вдохновит других на изменения.
Когда вы остаетесь собой, вы вызываете разную реакцию — как положительную, так и не очень, и это нормально. Весь трюк в том, чтобы стать собой только с навыками, то есть лучшей версией себя.
Нет универсальных правил
Кто-то говорит: «Я в 6:00 прихожу домой, убираю телефон, отключаю голову, я со своей семьей». Я думаю, что это прекрасный вариант, если человек может это делать. Нет универсальных правил, и каждый должен отталкиваться от себя. В какой-то момент я перестала разделять работу и личную жизнь. У меня, например, дети могут приезжать ко мне в офис. Муж знает поименно всю мою команду, он в курсе вещей, которые происходят на работе. Я с ним советуюсь. Моя команда знает мою семью. Я ухожу из офиса в шесть вечера просто потому, что хочу физически быть рядом со своими детьми, но это не мешает мне думать о рабочих вопросах позже вечером. Я миксую личное и рабочее.