«Такое могло произойти только с женщиной»: как Бритни Спирс лишили права контролировать свою личную жизнь, финансы и карьеру
23 июня певица Бритни Спирс выступила с большой речью в суде Лос-Анджелеса, рассказав, что хочет вернуть себе право распоряжаться собственной жизнью и освободиться от официальной опеки со стороны отца, под которой она вынуждена жить уже 13 лет. Певица также рассказала, что долгое время страдает от угроз, манипуляций и абьюза со стороны своей семьи и команды. История Бритни Спирс — поразительный пример того, как взрослый дееспособный человек с многомиллионным состоянием может полностью лишиться контроля над собственной жизнью и оказаться в практически безвыходном положении.
Тотальный контроль
С 2008 года профессиональная и личная жизнь Бритни Спирс находится под тотальным контролем ее отца Джейми Спирса и нанятого им менеджмента. Слово «тотальный» здесь не преувеличение: с 27 лет певица живет без права распоряжаться собственными финансами и не может совершать даже обычные повседневные действия без разрешения отца-опекуна — от встреч с друзьями и собственными детьми до похода в салон красоты и выбора цвета кухонных шкафов.
Подобный вид опеки в США называется conservatorship: решением суда человека могут признать неспособным к самостоятельному принятию решений и назначать опекуна — человека, которому дается законное право контролировать жизнь подопечной персоны, ее финансы, бизнес, здоровье и даже личное общение. Цель такого вида опеки — помогать человеку, оказавшемуся в состоянии уязвимости, и оберегать его от небезопасных ситуаций. Обычно подопечными в таких ситуациях становятся пожилые люди с деменцией, люди с тяжелыми формами инвалидности или ментальными расстройствами, не позволяющими им самостоятельно организовывать свою жизнь и принимать решения.
В случае с Бритни Спирс до сих пор не обнародованы все детали условий опеки (эта информация годами тщательно скрывалась ее отцом и ближним кругом), но на данный момент точно известно, что уровень контроля над ее жизнью стремится к максимально возможному. Даже для суда по освобождению от опеки у певицы нет права самой выбрать себе адвоката — его выбирает опекун. Более того, Бритни Спирс даже не имеет права публично рассказывать об условиях своего проживания под опекой, что автоматически отсекает хоть какую-то возможность поделиться тем, что с ней на самом деле происходит, и обратиться за помощью.
Чтобы попытаться понять, как взрослая, успешная, известная женщина, по сей день зарабатывающая десятки миллионов долларов, оказалась фактически в условиях полного бесправия и несвободы и почему на протяжении 10 лет эта вопиющая ситуация оставалась вне поля видимости широкой общественности, необходимо восстановить хронологию событий.
Карьера и ранний успех
Сценическая и творческая жизнь Бритни Спирс началась с раннего детства. Еще до школы она пела в хоре, участвовала в детских творческих конкурсах и концертах, в девять лет прошла кастинг в популярное телешоу «Клуб Микки Мауса», в 15 лет подписала контракт с музыкальным лейблом, а уже в 17 лет выпустила трек «Baby One More Time» и свой дебютный сольный альбом, став не просто звездой, а суперзвездой международного масштаба. Не успев достигнуть совершеннолетия, Бритни Спирс уже неслась на стремительно набирающей обороты волне карьерного успеха и крайне плотного «взрослого» рабочего графика — контракты, записи альбомов, туры, клипы, интервью, шоу, реклама.
Можно сказать, что опека со стороны близкого окружения всегда была частью жизни Бритни. Забота и активное участие близких, необходимые для того, чтобы обезопасить юную девочку-подростка, делающую успешную карьеру в шоу-бизнесе, с годами трансформировались в многоуровневый контроль над уже взрослой женщиной.
Интенсивная трудовая нагрузка, головокружительный успех, требующий бесконечной подпитки новыми проектами и достижениями, постоянный контроль со стороны семьи, команды, продюсеров и лейбла плюс запредельное количество внимания со стороны фанатов и прессы — такой образ жизни требует большого количества времени и пространства для заботы о психологическом здоровье, чтобы избежать выгорания и других серьезных проблем. Но, увы, в случае с Бритни ее психологическое состояние и личные приоритеты были и, как считают многие, до сих пор остаются последним, что интересует ее близкое окружение.
В феврале 2021 года The New York Times выпустил на платформе Hulu документальный фильм «Framing Britney Spears», рассказывающий о том, как за годы успешной карьеры Спирс полностью лишили контроля над жизнью и как эти меры еще сильнее усугубляли ее проблемы со здоровьем. Интересно, что все самые близкие родственники Бритни Спирс как один проигнорировали приглашение NYT записать интервью для фильма: отец, мать, брат, младшая сестра и главный юрист, занимающийся финансами и опекой Бритни. Изданию не удалось связаться лично и с самой певицей: официальный запрос остался без ответа.
- #FreeBritney: есть ли у фанатов Бритни Спирс повод беспокоиться и сколько на самом деле зарабатывает певица
- Плачевное состояние: почему активы Бритни Спирс гораздо меньше, чем у других поп-звезд
- «Она знала, что должна быть ребенком и женщиной одновременно»: книга о том, как пережить насилие
Преследования папарацци, нервные срывы, потеря родительских прав и временная опека
В начале нулевых внимание папарацци к личной жизни Бритни Спирс превратилось в настоящую охоту. Толпы фотографов поджидали певицу 24 часа в сутки везде, где бы она ни появлялась. В 2004 году Бритни дважды вышла замуж. Сначала за своего друга Джейсона Александра — в январе пара веселилась в Лас-Вегасе и зашла в знаменитую Little White Chapel (часовню, которая славится проведением быстрых и спонтанных свадеб), где и поженилась, но спустя два дня супруги аннулировали брак, сославшись на то, что не вполне осознавали свои действия. А уже осенью Спирс вышла замуж за своего нового бойфренда, танцора Кевина Федерлайна. В этом браке певица родила двоих сыновей и почти сразу после рождения второго в 2006 году подала на развод.
Эти события только подогревали стремление фотографов получить наиболее скандальные кадры. Интерес желтой прессы к личной жизни Бритни стремительно приобретал все более агрессивные и токсичные формы. В публикациях певицу бесконечно критиковали, выставляли плохой матерью, подлавливая с детьми на улице. В интервью тех лет Бритни Спирс неоднократно говорила, что боится за свою безопасность и безопасность своих детей, так как папарацци все больше нарушают ее личные границы и буквально не позволяют ей спокойно выйти из дома.
Ситуация накалялась, и в 2007 году у Бритни произошло несколько публичных нервных срывов. Она внезапно побрилась налысо, атаковала машину папарацци зонтиком в ответ на преследование, несколько раз ложилась в реабилитационную клинику. К концу года бывший супруг Федерлайн потребовал суд лишить Бритни Спирс опеки над их детьми, ссылаясь на ее «опасное» поведение, нестабильное психическое состояние и утверждая, что певица употребляет наркотические вещества. Суд передал опеку Федерлайну, а Спирс оставили право видеться с детьми. Потеря опеки стала для Бритни сильным ударом и усугубила ее нестабильное психологическое состояние.
В 2008 году случился громкий инцидент: Бритни проводила время с детьми и не передала их вовремя бывшему мужу, согласно договоренностям, а также отказалась открывать дверь телохранителям Федерлайна. Произошел конфликт, в результате которого к дому приехали шесть полицейских машин и скорая помощь, детей передали Федерлайну, а Бритни принудительно госпитализировали в клинику на психиатрическое обследование. После этого суд лишил певицу права видеться с детьми.
Спустя месяц после инцидента отец Бритни Спирс и его адвокат Эндрю Уоллет получили временное опекунство над певицей. Важно, что изначально речь об опеке шла именно как о временной мере, чтобы помочь Бритни в кризисной ситуации. Но спустя время Джейми Спирс подал в суд прошение на право постоянной опеки.
Беспокойство фанатов и начало движения #FreeBritney
Фан-база Бритни Спирс насчитывает миллионы поклонников по всему миру, среди которых тысячи преданных фанатов, ежедневно и внимательно мониторящих все новости о певице.
Фанатский хэштег #FreeBritney в поддержку Бритни Спирс и против опеки над ней прогремел на весь мир в 2019 году, и многие удивлялись: «А где же раньше были все эти фанаты?» На самом деле, в то время, как желтая пресса годами упивалась новостями о срывах Бритни, а шутки, издевки и осуждение превалировали над сочувствием, участники фанатских форумов еще до истории с опекой беспокоились, что певица, возможно, находится в критическом состоянии из-за давления со стороны менеджмента, папарацци, проблем в семье и рабочей нагрузки.
Движение #FreeBritney зародилось на фанатских сайтах еще в 2009 году, сразу после того, как Джейми Спирс получил опеку над певицей. Уже тогда фанаты сомневались, что это решение соразмерно ситуации, и обращали внимание на то, что целью опеки может быть не защита интересов Бритни, а ее эксплуатация. Однако 13 лет назад никто не воспринимал беспокойство фанатов всерьез, а отец и менеджмент Бритни гасили любые попытки поднять шум вокруг этой темы. Навыки массовой мобилизации людей в соцсетях еще не были так мощны, как сегодня, поэтому истории о принудительной эксплуатации и фактическом бесправии Бритни Спирс годами гуляли в интернете скорее в формате слухов и конспирологических теорий, к которым большинство не относилось всерьез.
До сих пор один из главных аргументов Джейми Спирса и его адвоката в пользу опеки заключается в том, что, по их словам, в 2007 году певица была в миллионных долгах и не могла контролировать свою жизнь, а опекунство якобы помогло ей выйти из кризиса, продолжить успешную карьеру и приумножить свое состояние.
Важно отметить, что все время с начала опеки Бритни Спирс постоянно работала. Она выступала с концертами, ездила в туры, выпустила три альбома, снималась в сериалах, клипах, рекламных кампаниях, была членом жюри в шоу талантов X-factor, запустила свою линию одежды и нижнего белья. Поэтому у фанатов и сторонних наблюдателей возникал естественный вопрос: с какой стати вид опеки, предусмотренный в первую очередь для недееспособных пожилых людей, назначен молодой женщине, которая имеет физическую и психологическую возможность высокопрофессионально выполнять такое количество сложной и разнообразной работы, финансово обеспечивая себя и всю свою команду?
В 2019 году отец Бритни Спирс заболел, и певица объявила, что берет паузу в концертной деятельности. После этого Бритни снова оказалась в психиатрической больнице, а вскоре авторам фанатского подкаста, посвященного певице, пришла анонимная информация от приближенного к Бритни Спирс источника о том, что певица находится в клинике против своей воли. Эта новость дала новый импульс движению #FreeBritney, фанаты начали активно продвигать хештег, выходить на пикеты и привлекать внимание журналистов и знаменитостей. На этот раз их флешмоб прокатился по всему миру и получил широкую огласку в медиа. СМИ зашевелились и начали с большим вниманием исследовать тему, а Джейми Спирс выступил с заявлением, что движение #FreeBritney — глупость и «теория заговора».
«Мой отец, все, кто участвовал в этой опеке, мой менеджмент, сыгравший огромную роль в наказаниях меня, должны сидеть в тюрьме»
Не так давно The New York Times получил доступ к конфиденциальным материалам суда и выяснил, что Бритни Спирс еще в 2014 году выступала против того, чтобы отец был ее опекуном, и жаловалась на его проблемы с алкоголем.
В ноябре 2020 года певица обратилась в суд с требованием лишить своего отца права на опеку, но проиграла. В суде адвокаты Бритни Спирс сообщили, что она боится своего отца и отказывается выступать в дальнейшем, если он останется ее опекуном.
Суд оставил Джейми Спирсу право на опеку, но удовлетворил просьбу Бритни назначить финансовую компанию Bessemer Trust в качестве соопекуна. Тогда же стало известно, что Спирс настаивала на публичном рассмотрении дела, но ее отец добился рассмотрения в закрытом режиме.
23 июня 2021 года Бритни снова предстала перед судом с требованием освободить ее от опеки. На этот раз певица впервые произнесла длинную речь, подробно рассказав о том, что с ней происходило последние 13 лет и как опека превратилась в эксплуатацию и абьюз. 24-минутный монолог поразил даже тех фанатов, которые и ранее были убеждены, что певица в беде.
Бритни Спирс рассказала, что ее отец полностью контролирует всю ее личную и профессиональную жизнь и годами принуждает к труду против ее воли. Любой отказ или попытка сопротивляться решениям отца приводит к наказаниям: певице угрожают принудительным психиатрическим лечением, а также запретом на встречи с детьми и бойфрендом. Дома за каждым ее шагом следит большое количество персонала: от медсестер до охранников, что не оставляет ей личного пространства, а в ее спальне нет двери и она не может остаться наедине с собой. Все лечение и даже выбор психотерапевта и количество сессий с ним контролирует отец. При этом абсолютно все расходы, все зарплаты персоналу и менеджменту оплачиваются из денег Бритни, включая расходы на адвокатов ее отца, защищающих его право на опеку. Доступ самой певицы к собственным деньгам и финансам ограничен.
Одним из самых шокирующих стало заявление певицы о том, что она хочет завести еще одного ребенка, но у нее установлен внутриматочный контрацептив, который ей запрещают удалять. Ее отец и команда против того, чтобы она забеременела, что является проявлением репродуктивного насилия.
Бритни Спирс также объяснила, что у нее до сих пор нет права выбрать себе адвоката и давать интервью медиа, чтобы рассказывать о пережитом абьюзе.
«Мой отец, все, кто участвовал в этой опеке и мой менеджмент, сыгравший огромную роль в моих наказаниях, должны сидеть в тюрьме». «Я хочу вернуть себе свою жизнь». «Я заслуживаю иметь такие же права, как у других людей, я хочу завести ребенка, семью», — говорила певица.
Следующее заседание суда по делу об опеке Бритни Спирс назначено на 14 июля.
Куда пропали все остальные родственники Бритни Спирс?
Одна из загадок в истории Бритни Спирс — почему молчат все остальные члены ее семьи. Из близких родственников у певицы есть мать Линн Спирс, младшая сестра Джейми Линн и старший брат Брайан. Напомним, что все они проигнорировали предложение сняться в документальном фильме NYT в поддержку Бритни.
Линн Спирс, которая была рядом с Бритни в начале ее карьеры, развелась с отцом Бритни в 2002 году, но продолжала быть в отношениях с ним до 2014-го. В ответ на вопрос о том, что она думает о речи своей дочери в суде, она ответила через своего представителя, что «крайне обеспокоена», а позже написала в Instagram, что гордится дочерью.
Младшая сестра Джейми Линн Спирс заявила, что всегда поддерживала и «поддержит сестру во всем», только после того, как в соцсетях на нее обрушился шквал возмущенных комментариев. Брат еще некоторое время назад давал очень неоднозначные комментарии в интервью, зачем-то делая акцент на своенравности Бритни, как будто это как-то может оправдать тотальный контроль над ней.
Почему Бритни Спирс оказалась под тотальной властью отца, а другие члены ее семьи не участвуют в ее жизни? Получают ли выгоду ее родственники от этой ситуации или влияние отца настолько велико, что они полностью доверяют его решениям? Пожалуй, с этим можно будет разобраться только когда у Бритни Спирс появится право безопасно говорить обо всем, что она пережила.
Проблема уязвимости и эксплуатации людей под опекой
Специалисты по юридическим вопросам в области опеки отмечают, что в силу особенностей законодательства США попасть под такую опеку гораздо проще, чем потом освободиться от нее. Кейс Бритни Спирс подсвечивает масштабную социальную проблему — и увы, такая проблема есть не только в США. По всему миру люди с инвалидностью, ментальными расстройствами, пожилые люди с деменцией и другими заболеваниями часто оказываются бесправными заложниками своих родственников, опекунов или специализированных институций. А отсутствие физических, психологических или правовых возможностей обратиться за помощью во «внешний мир» и сообщить о нарушении своих прав оставляет большинство таких людей навсегда в безвыходном, зависимом и небезопасном положении.
Отношение близких, медиа и истеблишмента к ситуации с Бритни Спирс на протяжении последних 13 лет также во многом является следствием эйблизма (дискриминации людей с инвалидностью) и психофобии (дискриминации людей с ментальными расстройствами и особенностями). Эта дискриминация может проявляться в заранее предвзятом отношении в обществе к людям, которых нам репрезентуют как «нездоровых» физически или психически. Из-за укоренившихся стереотипов мы привыкаем думать о людях с физической инвалидностью как о несамостоятельных, неполноценных и обязательно нуждающихся в посторонней помощи и контроле, а о людях с психическими расстройствами — как о неспособных самостоятельно принимать адекватные решения. А о тех, кто о них заботится, — как о желающих им исключительно добра. На самом деле, это далеко не всегда так. Даже маломобильные люди с инвалидностью, имея доступ к необходимым бытовым и инфраструктурным ресурсам, могут вести полноценную жизнь, а психические расстройства не обязательно означают недееспособность человека и невозможность самостоятельно жить, общаться, заводить семью и работать. А согласно статистике, большинство женщин, пожилых людей и людей с инвалидностью подвергаются насилию именно со стороны своих родственников и знакомых.
Ответ Джейми Спирса на 24-минутную речь своей дочери, подробно описавшей пережитый абьюз и страдания, звучит как кошмарный сон любого человека, который пережил насилие и пытается сбежать от абьюзера: «Ему очень жаль видеть, как его дочь страдает. Мистер Спирс любит свою дочь и очень скучает». «Мистер Спирс» одним своим ответом декларирует свою властную патриархальную позицию, в которой важны только его чувства, а слова и желания дочери не имеют никакого значения. Многое из того, что случилось с Бритни, указывает в том числе и на проблему патриархального общества, в котором бесконечно реконструируется предрассудок, что женщины в принципе нуждаются в опеке и контроле, а их мужчины-родственники всегда лучше знают и имеют право осуществлять этот контроль. Как сказал в фильме NYT один из фанатов Бритни, «в США такое бы никогда не произошло с успешным богатым мужчиной, такое могло произойти только с женщиной».