К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Когда ситуация очень тяжелая, зовут женщину»: кто спасает компании в кризис

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В кризисные времена в крупных компаниях наступает время женщин-СЕО. Везде, но не в России. Старший партнер консалтинговой компании Korn Ferry в России и СНГ Маргарита Кошман рассказывает, как женщины выводят предприятия из трудных ситуаций, и объясняет, что такое феномен «стеклянного обрыва» и почему в России об этом говорить пока рано

Российский офис международной консалтинговой компании Korn Ferry провел анализ карьеры СЕО крупнейших российских компаний. Среди главных тем Российского СЕО индекса: влияние кризиса на топ-менеджмент, планирование преемственности СЕО и женское лидерство. Согласно исследованию, российский и западный бизнес отреагировали на пандемию COVID-19 по-разному. В России процент смен CEO увеличился практически в два раза, а на Западе остался стабильным. Несмотря на это, число женщин-CEO в компаниях Fortune 500 достигло максимума 7,4%, а в российских компаниях все еще остается на довольно низком уровне.

Согласно Российскому СЕО индексу, только одна женщина была назначена на должность СЕО крупной компании за весь прошлый год: Мария Давыдова возглавила розничную сеть «Детский мир». За это же время Запад поставил рекорд по количеству женщин среди новых СЕО. Вполне ожидаемая закономерность: исторически во время любого кризиса, будь он организационный или политический, число женщин на лидерских позициях непропорционально растет.

Среди женщин, занявших должность CEO в 2020 году, можно отметить Кэрол Томе из логистического гиганта UPS и Соню Сингал из широко известного ретейлера Gap.

 

Томе пришла на пост в период небывалого бума на онлайн-заказы и, соответственно, увеличившегося спроса на доставки. Ей пришлось существенно изменить политику компании, поднять цены и сделать акцент на качестве работы, а не количестве контрактов.

Первое, с чем Сингал столкнулась на должности CEO, — негативное влияние, которое пандемия оказала на американский fashion-ретейл. Этот фактор усугубил и без того нестабильное положение Gap: еще до кризиса компания страдала от падения продаж и закрытия магазинов по всей Америке. Но релевантный опыт Сони должен помочь Gap укрепить позиции: за четыре года на должности СЕО в Old Navy ей удалось сделать из компании-аутсайдера второго крупнейшего ретейлера одежды в США.

 

Почему женщины-CEO наиболее востребованы в кризис

Во-первых, женщины часто с бóльшим рвением готовы брать на себя ответственность за «упадочную» компанию, даже если они не до конца уверены в успехе. Некоторые из них могут считать, что это их единственный шанс попробовать себя в роли СЕО (такой вывод сделали в Университете штата Юта на основании трех отдельных исследований).

Во-вторых, считается, что типичные женские soft skills способны помочь компании преодолеть тяжелые времена и вывести ее на новый уровень. Женщины-CEO чаще делают акцент на межличностных отношениях. Считается, что сочувствие и заинтересованность в других людях могут сохранить ценные кадры.

«Всякий раз, когда ситуация очень и очень тяжелая, зовут женщину», — говорит председатель Европейского центрального банка Кристин Лагард.

 

«Стеклянный обрыв» и saviour effect              

А вот когда пик кризиса оказывается позади, женщины уходят с руководящих позиций. Точнее, их просят уйти.

На Западе уже более 15 лет назад отметили такой феномен как glass cliff или «стеклянный обрыв». Это явление, при котором женщины, как правило, выдвигаются на руководящие должности во времена кризисов и оказываются на шатких позициях.

Профессора Университета штата Юта Али Кук и Кристи Гласс утверждают, что срок лидера, который приходит в сложные для компании времена, обычно короче и этих лидеров, как правило, позже сменяют белые мужчины. Это так называемый «спасительный эффект» (saviour effect).

Один из самых показательных примеров «стеклянного обрыва» — Тереза Мэй, бывший премьер-министр Великобритании (с 2016 по 2019 год). После объявления результатов исторического референдума о выходе Великобритании из ЕС лидеры-мужчины решили избавить себя от решения сложной задачи и передать судьбу страны в руки женщине. Предыдущий премьер Дэвид Кэмерон заявил о намерении покинуть пост, Борис Джонсон тогда отказался баллотироваться на пост премьер-министра, а сам идеолог и организатор Brexit Найджел Фарадж просто покинул пост лидера своей партии.

Спустя три года на посту премьер-министра Великобритании Тереза Мэй заявила о своем уходе. После многочисленных попыток согласовать условия Brexit она произнесла свою прощальную речь: «Полагаю, что было правильно проявлять упорство даже тогда, когда вероятность неуспеха была высокой. Однако теперь мне стало ясно, что, если этим займется новый премьер-министр, это наилучшим образом будет соответствовать интересам страны». На ее место пришел мужчина.

 

Аналогичные примеры есть и в бизнесе-сфере — это, например, Карли Фиорина, экс-СЕО Hewlett-Packard (HP), возглавившая компанию в тяжелые времена и покинувшая ее в роли «самого худшего СЕО за всю историю», хотя главной причиной плохих финансовых результатов HP стал скорее тяжелый экономический спад в стране, а не отсутствие нужных компетенций у Карли.

Или же Марисса Майер, которая в 2012 стала СЕО Yahoo. Смена топ-менеджмента, перевод сотрудников на работу в офис, поглощение перспективных стартапов, замена одного продукта другим — все попытки оживить компанию оказались тщетны, и в 2017 году Майер подвергалась нападкам инвесторов за нерациональное использование средств. То есть СЕО, на которую возлагались большие надежды по выводу Yahoo из состояния стагнации, была раскритикована за усилия, которые и отвечали этому запросу.

Салли Базби стала первой женщиной — главным редактором The Washington Post

Слом парадигмы

Есть и исключения из правил, когда женщинам-СЕО, вступившим в должность при неблагоприятных обстоятельствах, все-таки удалось сломить «стеклянный обрыв». Индра Нуйи, экс-СЕО PepsiCo, пришла в компанию в 2006 году, когда в обществе началась активная борьба с ожирением. Благодаря ее усилиям почти половину выручки PepsiCo сегодня приносят более полезные напитки и продукты. После 12 лет на должности СЕО Индра покинула пост, став председателем совета директоров.

 

Готовы к риску: как женщины заняли лидирующие позиции в индустрии беспилотных автомобилей

Другой пример — Мэри Барра, первая женщина-СЕО в истории автомобильного гиганта General Motors (GM) и всей автоиндустрии в целом. Всего через месяц после ее назначения компания оказалась в центре громкого скандала, и за первый год пребывания на посту Барра отозвала 30 млн бракованных машин. Тем не менее она не просто остается CEO GM по сей день, но и считается самым эффективным руководителем компании за всю ее историю.

А что в России?

Женщин-СЕО в России немного, и у российского бизнеса впереди долгий путь по продвижению женщин на эту роль. Среди глав  анализируемых нами компаний в России только одна женщина, Мария Давыдова, заняла должность CEO в 2020 году, возглавив розничную сеть «Детский мир», что составило всего 1% от общей численности СЕО.

«На первой встрече мое кресло поставили в угол, думая, что я секретарь». Глава Facebook в Центральной Европе о квотах, фейках и планах на Россию

 

Конечно, если рассмотреть частные российские компании среднего сегмента, то можно обнаружить, что женщин-СЕО там несколько больше — около 6%. Их доля в общем числе сильно зависит от того, компании какого типа и размера анализируются. Но даже при таком раскладе по сравнению с Россией на Западе число женщин в роли СЕО все-таки выше, ведь в 500 крупнейших компаниях их доля составляет 7,4%.

Из-за небольшого количества женщин на должности СЕО в России о феномене «стеклянного обрыва» пока говорить не приходится. Но понимание этого явления и знание западных кейсов — важнейший шаг на пути к тому, чтобы не повторять ошибок зарубежных коллег.

Миллиарды в надежных руках: как женщины руководят крупнейшими фондовыми биржами

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+