Как Фрэнсис Макдорманд превратилась из «полноватого гика» в одну из главных актрис современного Голливуда
Большое кино не всегда было частью жизни Фрэнсис Макдорманд — как никто иной, она знает на собственном опыте, что такое жизнь кочевников, отсутствие друзей и низкооплачиваемая работа.
Церковь, касса, «Оскар»
«Во взрослении есть великая вещь: твоя жизнь написана на твоем лице», — так сказала Фрэнсис Макдорманд в одном из интервью The New York Times. Крупные роли она, в отличие от многих других оскароносных актрис, начала получать после пятидесяти, поэтому тема возраста неизбежно затрагивается в любой беседе с журналистами. Фрэнсис не боится таких тем — она приняла себя такой, какая есть.
Детство Макдорманд во многом можно описать как кочевническое. Усыновленная медсестрой и пастором с канадскими корнями, Фрэнсис с полутора лет путешествовала по США — жила в Иллинойсе, Кентукки, Джорджии и Теннесси. Постоянные переезды не давали ей толком завести друзей, да и внешность — в юности Макдорманд была полновата и носила очки — часто отталкивала людей. «Я никогда не доверяла красивым мальчикам. Даже если бы кто-то из них решился со мной заговорить, я бы ему не поверила», — признается Фрэнсис в интервью.
В школе из всех уроков ей больше всего нравился английский. Одна из преподавательниц заметила интерес Фрэнсис к Шекспиру и предложила ей поучаствовать в школьных постановках по его пьесам. «Спектакли были глупыми», — позже оценит их Макдорманд, но они стали началом ее актерской карьеры, пика которой придется ждать не одно десятилетие.
Жизнь в религиозной семье заставляла Макдорманд следовать правилам — она и сама была не против какое-то время, пока придерживалась ценностей своих приемных родителей. Однако поступив в колледж Беттани, будущая обладательница Оскара съехала от родителей и забыла о религиозных правилах и порядках. Её ждала школа драмы в Йельском университете, и все силы шли на подготовку к поступлению.
Творческая профессия на первых порах не давала много денег: снимая с подругой жилье в новом городе, Фрэнсис играла в небольших театральных постановках, снималась в рекламе и работала кассиршей в бруклинском ресторане. В 27 лет она решила пойти на пробы в низкобюджетном триллере «Просто кровь», не ожидая особого успеха. Риск оправдался: картина принесла известность и снявшим ее братьям Коэн, и исполнительнице главной роли Макдорманд.
Во время работы над картиной у нее начался роман с Джоэлом Коэном. Со временем пара поженилась, а в 1994 году усыновила мальчика из Парагвая. Чтобы Педро не терял связи с латиноамериканской культурой, Фрэнсис и Джоэл оплатили ему уроки испанского. «Став матерью, ты будто живешь на грани катастрофы», — делится Фрэнсис. «И хотя я не родила своего сына, а впервые увидела его шестимесячным, с первой секунды, как я взяла его на руки и услышала его запах, я поняла: моя работа — это беречь его жизнь».
После «Просто кровь» карьера Макдорманд пошла на взлет: популярные сериалы, фильм «Воспитывая Аризону», театральная постановка «Трамвай «Желание» и триллер «Миссисипи в огне», за роль в котором Фрэнсис получила свою первую номинацию на «Оскар» (правда, тогда награду взяла другая актриса). В середине 1990-х вышел «Фарго», который получил признание критиков и журналистов и принес Макдорманд ее первый «Оскар» за лучшую женскую роль. Ей тогда исполнилось 38 лет. И пока другие актрисы, достигнув среднего возраста, всерьез переживали о продолжении карьеры в кино, для Макдорманд все только начиналось.
- 10 женщин, которые определяют судьбу современного российского кино
- Травмоопаснее, чем трюки и бои: интервью с координатором интимных сцен в кино Лиззи Тэлбот
- «Женщин воспринимают как инкубатор на ножках»: польский режиссер Малгожата Шумовская — о запрете абортов и женском кино
Вне формата
«Я была слишком старой, слишком молодой, слишком толстой и слишком худой, чересчур высокой и чересчур низкой, слишком блондинкой и слишком брюнеткой — в какой-то момент оказывается, что им нужен кто-то другой. И я решила просто быть этой другой», — говорила Макдорманд в одном из интервью. Невозможность закрепить за собой какой-то определенный образ дала ей возможность играть непохожих друг на друга героинь — будь то беременная сотрудница полиции штата Миннесота («Фарго»), глуповатая девушка южанка («Миссисипи в огне»), убитая горем мать («Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури») или замкнутая в себе и страдающая от депрессии и одиночества глава семейства («Что знает Оливия?»).
В 57 лет Фрэнсис впервые попробовала себя в качестве продюсера — дебютной работой в этом статусе для нее стала экранизация романа «Что знает Оливия?» Элизабет Страут, получившего в 2009 году Пулитцеровскую премию. Другой ее продюсерский проект — «Земля кочевников», вышедшая в прокат в 2021 году.
Рассказ о судьбе американцев, потерявших работу после финансового кризиса и скитающихся по Америке в домах на колесах, похож на бэкграунд самой Макдорманд, которая знает, каково это — быть постоянно в разъездах. За актерскую работу в этом фильме Фрэнсис получила свой третий «актерский» «Оскар» и первый «продюсерский» и в очередной раз доказала — для карьеры нет никаких границ, даже если тебе уже сильно за тридцать, а твоя внешность не вписывается ни в какой стандарт.
Актерскую работу и продюсирование Макдорманд успешно сочетает с участием в благотворительных проектах. Не без ее помощи в Нью-Йорке функционирует «The 52nd Street Project» — социальная платформа, которая позволяет детям знакомиться с местными артистами и пробовать себя в театральных постановках. Помимо него, в разное время Макдорманд помогала Центру помощи ЛГБТ-персонам в Лос-Анджелесе, фонду Леонардо ди Каприо, борющемуся за сохранение последних нетронутых уголков Земли, а также Дому Рональда Макдональда, который помогает больным детям не разлучаться с родителями во время лечения тяжелых заболеваний.
Еще в 15 лет Фрэнсис Макдорманд впервые услышала о феминизме, и движение за права женщин стало одним из главных интересов в ее жизни. С ростом своей популярности Макдорманд все чаще привлекала внимание общественности к важности справедливой оплаты труда в кинобизнесе и не только — главным образом посредством своих публичных выступлений. «Кто-то сказал мне, что цель феминизма — это равная зарплата за равный труд. Это показалось мне хорошей идеей. Еще мне сказали, что я могу получить всё, что захочу — так и вышло», — скажет Макдорманд в одной из своих речей в 2018 году. «Но многие этого так и не получили, а это значит, что равной платы за равный труд все еще нет. И это меня не устраивает», — заявила Фрэнсис.
В 2018 году, получая свой второй «Оскар» за «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», она произнесла речь, посвященную женщинам индустрии: «Если вы можете оказать мне такую честь, я бы хотела, чтобы все женщины-номинанты в каждой категории встали в этом зале рядом со мной: актрисы — Мэрил, если вы это сделаете, все это сделают, давайте! — режиссеры, продюсеры, сценаристки, операторы, композиторы, авторы песен, дизайнеры... Давайте! Так, а теперь оглянитесь. Оглянитесь, дамы и господа, потому что всем нам есть, что рассказать, и у всех нас есть проекты, которые нужно профинансировать. Не говорите с нами об этом сегодня на вечеринках. Пригласите нас к себе в офис через пару дней — ну или вы можете сами к нам прийти, как вам удобнее, — и мы вам обо всем расскажем. А для сегодняшнего вечера, дамы и господа, у меня два слова — «инклюзивный райдер».
10 женщин, которые влияют на мировой кинематограф прямо сейчас
Но главным инструментом Фрэнсис в борьбе с патриархальными предрассудками стали ее собственным героини. «Так как я играю женских персонажей, у меня есть возможность изменить то, как люди воспринимают этих женщин», — делится своей позицией Макдорманд в интервью The New York Times. При этом в какой-то степени Фрэнсис на них похожа — такая же дерзкая и острая на язык. Не каждая голливудская актриса способна, хоть и в шутку, назвать бросившую ее биологическую мать «белым мусором». Эта черта ее характера — вкупе с нелюбовью к СМИ, косметике и шоу-бизнесу в целом — отделяет ее от всей голливудской «тусовки»: Макдорманд будто остается вне глянца, но при этом — всегда в объективе.
Редкий кадр: 7 женщин-режиссеров в истории «Оскара»
Редкий кадр: 7 женщин-режиссеров в истории «Оскара»