Королева в серебряной короне: как Эльза Перетти создавала украшения Tiffany более четверти века
От горнолыжных курортов до «Студии 54»
Отец Эльзы Фердинандо Перетти считался одним из богатейших людей Италии: в 1933 году он основал собственную нефтяную компанию Anonima Petroli Italiana. Однако Эльза не питала интереса к семейному бизнесу. Перетти училась в престижных школах Швейцарии и свою молодость буквально провела в горах — работала инструктором на элитном горнолыжном курорте Гштад в Берне. В свободное время Эльза преподавала итальянский: обе работы приносили ей достаточно денег, чтобы жить отдельно от родителей. Матери и отцу своенравие дочери не нравилось — некоторое время они даже не поддерживали с ней связь.
К 24 годам Эльза получила образование дизайнера интерьеров, но работать по профессии не стала. Перетти уехала в Барселону, где начала карьеру фотомодели. Там она много общалась с местными интеллектуалами — противниками диктатора Франсиско Франко. И даже купила себе дом в Каталонии — на его восстановление ушло несколько лет.
В феврале 1968 года Эльза Перетти перебралась в Нью-Йорк, где по совету знакомых начала сотрудничество с только что появившимся модельным агентством Wilhelmina Models — тем самым, что спустя несколько лет сделает всемирно известной Джию Каранджи. Однако работа фотомоделью не нравилась Перетти, хоть и позволяла ей оплачивать номер в отеле.
На рубеже 1960–1970-x Перетти не раз попадала в объектив Хельмута Ньютона — модного фотографа, работавшего для Playboy, Elle и Marie Claire. Перетти и ее лучший друг модельер Рой Хэлстон были одними из главных лиц «Студии 54» — скандального клуба на Западной улице Нью-Йорка, ставшего домом для местной богемы и творческой элиты. Все чаще рядом с Эльзой мелькали то дизайнер Чарльз Джеймс, то модельер Иссей Мияки — Перетти участвовала в их показах. Вскоре она познакомилась и с настоящими легендами «Студии 54» — художником Энди Уорхолом и актрисой Лайзой Миннелли, которой тогда было немногим больше двадцати. В интервью Vanity Fair Перетти уточняет, что не помнит всех деталей многочисленных вечеринок, на которых ей удалось побывать, и вовсе не из-за алкоголя или наркотиков. «Я хотела хорошо выглядеть, поэтому не носила очки. Из-за этого все было немного в тумане», — шутит она в беседе с Джеймсом Реджинато.
Новая глава
К середине 1970-х Эльзе Перетти постепенно стали надоедать бесконечные вечеринки. Редкий день обходился без запрещенных веществ или алкоголя — без них жизнь в том темпе, в котором двигалось все окружение Перетти, была невозможна. Съемки в модных журналах и участие в показах оставляли ей совсем немного времени на себя. Свободные часы она тратила на создание украшений, внешний вид которых ей подсказывали «внутренние инстинкты». Вдохновение черпала в формах камней и ракушек, которые часто находила на пляжах.
Свое первое украшения Перетти сделала в 1969 году: по собственным скетчам она изготовила из стерлингового серебра (то есть с примесью 7,5% меди, никеля, цинка или другого металла, который делает сплав долговечнее) небольшой кулон-вазу, который можно было носить на кожаном ремешке на шее. Эту подвеску Эльза надела на показ своего знакомого, американского модельера итальянского происхождения Джорджо ди Сант-Анджело. Украшение произвело настоящий фурор, и спустя два года Перетти уже была помощницей Хэлстона.
Вместе с ним Перетти на постоянной основе участвовала в создании аксессуаров для моделей. Именно Хэлстон помог Эльзе попасть в штат Tiffany: в 1974 году он познакомил ее с главой компании Уолтером Ховингом. О Перетти и ее дизайнерских украшениях знала почти вся творческая интеллигенция Нью-Йорка. К тому же Перетти еще с 1971 года время от времени подрабатывала в компании как независимый дизайнер, совмещая это с другими проектами и показами. Долгожданное предложение официально стать частью Tiffany не заставило себя ждать. «Революция в мире ювелирных украшений» — так журналисты назовут работы Эльзы Перетти, которая в 1977 году появится на обложке Newsweek. Продажи ее украшений к этому времени составят 10% дохода Tiffany.
Как мода и косметика помогли Рианне заработать $600 млн
К концу семидесятых Эльза Перетти почти прекратила употреблять наркотики, перестала бывать в «Студии 54», разругалась с Хэлстоном и, как ни странно, возобновила отношения с отцом. С ним Перетти не общалась более 10 лет, но они успели несколько раз встретиться до его смерти в 1978 году. На средства, полученные по наследству, Перетти спустя несколько лет основала благотворительный фонд Nando Peretti Foundation, названный так в честь отца.
Музейное достояние
В 1971 году Эльза Перетти получила за созданные ей ювелирные украшения награду Coty Award, а в 1981 году — президентскую награду Школы дизайна Род-Айленда. В 1996 году Совет модных дизайнеров Америки назвал ее Дизайнером аксессуаров года.
В 1999 году Эльза Перетти отпраздновала 25-летний юбилей сотрудничества с Tiffany & Co. Чтобы отдать должное ее выдающейся карьере, рассказали Forbes представители компании, Tiffany основали профессорскую кафедру Эльзы Перетти в сфере ювелирного дизайна в Технологическом институте моды — первую именную кафедру вуза, курируемую брендом. В 2001 году ювелир получила почетную степень доктора изящных искусств этого института. Кроме того, ювелирному стенду с украшениями Перетти во флагманском магазине Tiffany на Пятой Авеню в Нью-Йорке присвоили статус особой достопримечательности Tiffany. В 2019 году Перетти получила медаль Леонардо да Винчи за дизайн в сфере ювелирных украшений и моды.
Эльза Перетти была дизайнером Tiffany более 30 лет, и все эти годы ее украшения оставались одними из самых востребованных в ассортименте бренда: доход от продаж аксессуаров Перетти стабильно составлял 8–10% всей выручки компании. С самого начала работы Эльза отдавала предпочтение серебру — такой необычный выбор делал ее украшения интереснее на фоне конкурентов, работавших в основном с более привычными золотом и бриллиантами. Сама она признавалась, что серебро было ее страстью: «Мне нравились старые серебряные украшения. Я нашла их на рынке Портобелло, и, поскольку я была брюнеткой, они мне подошли. Нужно следовать своему инстинкту».
Помимо ювелирных украшений, Перетти создавала предметы интерьера из нефрита и ротанга: как и изделия для Tiffany, они отличались простотой и лаконичностью дизайна, привлекавшими молодых покупателей. За время своей работы она стала автором более 30 разных коллекций ювелирных изделий, которые пользовались спросом не только в США, но и в Японии и Европе. Многие из ее работ, например, браслет-кафф Bone, вышедший в 2020 году в обновленных цветах, вошли в коллекцию Tiffany Legacy — своего рода «зал славы» для самых успешных и знаковых украшений марки. Свой интерес к ювелирным изделиям Перетти проявили и музеи: аксессуары из разных коллекций есть в Британском музее и музее Метрополитен.
Не только мода
В 2012 году Перетти продлила свой контракт с Tiffany, получив более $47 млн — именно в эту сумму эксперты Tiffany оценили интеллектуальную собственность дизайнера. Годовой доход Эльзы к тому времени составлял $450 000, в основном это роялти с продаж украшений. Такие гонорары вкупе с наследством, полученным от родителей, позволили Перетти совместить основную работу с занятиями благотворительностью.
Запущенный в 2000 году фонд (сейчас он переименован в Nando and Elsa Peretti Foundation) почти за два десятилетия выдал более тысячи грантов инициативным проектам по всему миру. Сумма вложений, по данным официального сайта фонда, за эти годы составила около €50 млн. Помощь беженцам и жертвам стихийных бедствий, поддержка Всемирной продовольственной программы, финансирование строительства новых школ в Южном Судане — лишь малая часть проектов, с которыми сотрудничает Nando and Elsa Peretti Foundation в рамках своей партнерской программы объемом €2 млн.
За время с конца шестидесятых Эльза Перетти внесла большой вклад в благоустройство каталонских деревень. Купив дом в Сан-Марти-Вель, Эльза регулярно тратила часть своих денег на восстановление ее жилого фонда и церквей, финансировала местные образовательные и экологические программы. Позднее этими вопросами занимался дочерний фонд Nando and Elsa Peretti Foundation — Delegació a Catalunya. К 2017 году почти половина деревни, куда к тому времени переехала сама ювелир, была реновирована: Перетти не только восстановила здания, которые выкупила, но и отреставрировала интерьеры местной церкви, а также финансировала программу по сохранению археологического комплекса Эмпуриес в Каталонии и коллекций снимков испанского фотографа Ориоля Маспонса. 18 марта 2021 года Эльза Перетти умерла в своем доме в Сан-Марти-Вель. Ей было 80 лет.