За все время существования «Оскара» на получение главной режиссерской награды выдвигались только пять женщин, не более одной в номинации за год. Это Лина Вертмюллер в 1976 году, Джейн Кэмпион в 1993-м, София Коппола в 2003-м, Кэтрин Бигелоу в 2009-м и Грета Гервиг в 2017-м. Заветную статуэтку получила только Бигелоу. В 2021-м все по-другому.
Режиссер, ее фильм, его героиня и ее исполнительница
Одна из претенденток на главную награду Хлоя Чжао стала еще и первой номинанткой азиатского происхождения, а также женщиной, которая получила сразу четыре номинации как лучший режиссер, автор адаптированного сценария, монтажер и продюсер (номинация «Лучший фильм»). У ее «Земли кочевников» уже есть «Золотой лев» Венецианского фестиваля (где в прошлом году из 18 фильмов основного конкурса рекордные восемь сняты женщинами), «Золотой глобус» за лучший фильм и режиссерскую работу, а также Гран-при фестиваля в Торонто.
Режиссер еще одного нашумевшего фильма «Девушка, подающая надежды» Эмералд Феннел получила три номинации на «Оскар» как лучший режиссер, продюсер и автор оригинального сценария. Для 35-летней Феннел, сценариста и продюсера сериала «Убивая Еву», это еще и дебют в полном метре.
Главные героини обоих фильмов — женщины, и сыгравшие их актрисы также номинированы на «Оскар». В «Земле кочевников» одинокая вдова Ферн (Фрэнсис Макдорманд), оставшись без работы, покупает фургон и колесит по стране в поисках заработка, встречая себе подобных и становясь частью движения современных американских «номадов». Фильм сдержанно критикует американскую экономическую систему, которая оставляет людей к концу жизни без средств к существованию, однако назвать его остросоциальным нельзя, это скорее личная история женщины, которая, будучи вынуждена начинать все с чистого листа, по-новому осмысляет свои желания, мечты и потребности.
В отличие от этой умиротворяющей картины «Девушка, подающая надежды» Феннел затрагивает болезненную тему насилия. Жизнь когда-то подававшей надежды Кассандры (Кэрри Маллиган) словно ломается после гибели подруги. В свои тридцать она живет с родителями, работает в маленьком кафе, а по ночам охотится в клубах на мужчин, которые не прочь воспользоваться беззащитностью выпивших женщин.
Кстати, и «Земля кочевников», и «Девушка, подающая надежды» в этом году конкурируют за звание лучшего фильма по версии британской киноакадемии BAFTA, где тоже установлен рекорд — сразу четыре женщины в режиссерской номинации.
«Золотой глобус» — 2021: кто победил и нужна ли вообще эта премия
За кадрами «лучших фильмов»
Конкуренцию Феннел и Чжао в оскаровской гонке составят датчанин Томас Винтерберг («Еще по одной») и американец южнокорейского происхождения Ли Айзек Чун («Минари»): этническое разнообразие номинантов также особенность этого года. Наконец, еще один потенциальный «лучший режиссер», снявший потенциальный «лучший фильм», — Дэвид Финчер.
Его «Манк» получил больше всего номинаций — целых десять, что, впрочем, еще не гарантирует триумфа (достаточно вспомнить «Ирландца» Мартина Скорсезе, который в прошлом году был столь же щедро номинирован, но не получил ни одной статуэтки). Фильм о сценаристе Германе Манкевиче, который за два месяца должен создать шедевр, выбивается из общего ряда: на экране сплошь белые (и, очевидно, гетеросексуальные) мужчины, женщины же оказываются либо секретаршами, либо женами, либо протеже. Но в самом фильме — в том, как он снят, и в том, как заканчивается, — сквозит мысль о том, что показанная в нем эпоха ушла безвозвратно.
Если «Манк» выиграет в номинации «Лучший фильм», среди тех, кто получит статуэтку, будет продюсер Сиан Чаффин, которая уже дважды номинировалась на «Оскар»: в 2009 году за «Загадочную историю Бенджамина Баттона» и в 2011 году за «Социальную сеть». Другая женщина-продюсер, Деде Гарднер, претендует на награду за фильм «Минари». Две статуэтки у нее уже есть: за «12 лет рабства» (2014) и «Лунный свет» (2017).
В номинации «Лучший фильм на иностранном языке» в этом году также представлены картины двух женщин-режиссеров: «Человек, который продал свою кожу» Каутер Бен Ханья и «Куда ты идешь, Аида?» Ясмилы Жбанич. Первый, вдохновленный произведениями бельгийского художника Вима Дельвуа, рассказывает историю сирийского беженца, который ради воссоединения с невестой готов стать объектом современного искусства, буквально продав свою кожу.
Второй посвящен резне в Сребренице — самому массовому убийству после окончания Второй мировой, когда в ходе Боснийской войны в 1995 году вооруженные сербы убили более 8000 боснийских мусульман. В центре сюжета переводчица Аида, работающая при нидерландском контингенте войск ООН, которая пытается вытащить из Сребреницы мужа и сына. На Венецианском фестивале «Куда ты идешь, Аида?» уступил «Золотого льва» «Земле кочевников». Тем не менее Ясмила Жбанич увезла из Венеции две награды: Премию Всемирной католической ассоциации по коммуникациям (SIGNIS) и Премию имени Брайана из Назарета.
Конечно, оба фильма не так титулованы, как «Земля кочевников», да и в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», скорее всего, победит «Еще по одной» Томаса Винтерберга (неслучайно Винтерберг одновременно включен в номинацию «Лучший режиссер», что стало беспрецедентным событием и для «Оскара», и для Дании). Тем не менее сразу два фильма, снятые женщинами, в шорт-листе — значимое событие.
Завоевание индустрии
Все большее присутствие женщин — важнейший тренд всех крупнейших мировых кинофестивалей 2020 и 2021 года. С одной стороны, это продолжающая набирать силу четвертая волна феминизма, действующая как каскад: женщины не просто отвоевывают себе место на экране, но и все чаще становятся продюсерами, режиссерами, председателями жюри — то есть теми, кто в киноиндустрии принимает решения или влияет на них. Последствия некоторых еще только предстоит увидеть: например, новые правила отбора фильмов на «Оскар», вводящие требования по разнообразию для актерского состава и персонажей, ведущих позиций в съемочной группе, стажеров и специалистов по работе с аудиторией, вступят в силу только в 2024 году.
С другой стороны, женщин больше в независимом авторском кино (почему это так, в интервью Forbes Woman рассказывала режиссер Оксана Карас), которое неожиданно начало теснить блокбастеры. Во-первых, набирает обороты «антиблокбастерное» движение, вдохновленное «Паразитами» Пона Джун-хо. Фильм, снятый за $12 млн, собрал по всему миру $260 млн и взял четыре главные оскаровские награды, что заставило продюсеров задуматься о рентабельности дорогих проектов. Так, бюджет картин, выдвинутых на главную номинацию, в этом году колеблется от $2 млн («Минари») до $35 млн («Суд над чикагской семеркой»). Для сравнения: в прошлом бюджеты номинантов составляли от $40 млн до $200 млн.
Вот «Паразиты»! Как главная кинопремия года попыталась сломать собственные шаблоны
Во-вторых, сыграла свою роль и пандемия. Блокбастеры в условиях локдауна непросто снимать и так же непросто показывать, релизы переносятся на посткарантинный период в надежде собрать кассу и отбить затраты на производство. У малобюджетных фильмов неожиданно оказалось больше шансов на на выживание. К ним относятся и «Земля кочевников» ($5 млн), и «Девушка, подающая надежды» (по оценке New York Times, от $5 млн до $16,9 млн).
Так или иначе, независимо от того, кто в этом году унесет с церемонии заветные статуэтки, 2021 год в истории «Оскара» уже можно считать триумфом женщин.
Редкий кадр: 7 женщин-режиссеров в истории «Оскара»
Редкий кадр: 7 женщин-режиссеров в истории «Оскара»