Вот «Паразиты»! Как главная кинопремия года попыталась сломать собственные шаблоны
«Оскар» с сильнейшим набором фильмов за последние годы подхватывает консервативное веяние «Золотого глобуса» и основные уже раньше озвученные решения входящих в киноакадемию гильдий: победители очень предсказуемы, и все игнорируют Netflix и другие платформы. Неудачным книксеном кажется и то, что многие выходящие на сцену будто бы оправдывались за отсутствие женщин в режиссерской номинации (актриса Натали Портман и вовсе пришла в кейпе от Dior, на тесьме которого были вышиты имена всех женщин-режиссеров, которые не были номинированы в этом году, в том числе и Грета Гервиг, режиссер фильма «Маленькие женщины»). Но завершилось все не так уж и прямолинейно.
Кто победил?
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ —«Паразиты»
ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР — Пон Чжун Хо, «Паразиты»
ЛУЧШИЙ АКТЕР — Хоакин Феникс, «Джокер»
ЛУЧШАЯ АКТРИСА — Рене Зеллвегер, «Джуди»
ЛУЧШАЯ АКТРИСА ВТОРОГО ПЛАНА — Лора Дорн, «Брачная история»
ЛУЧШИЙ АКТЕР ВТОРОЙ ПЛАНА — Брэд Питт, «Однажды в... Голливуде»
ЛУЧШИЙ ОРИГИНАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ — Пон Джун Хо и Хан Джин Вон, «Паразиты»
ЛУЧШИЙ АДАПТИРОВАННЫЙ СЦЕНАРИЙ — Тайка Вайтити, «Кролик Джоджо»
ЛУЧШИЙ ОПЕРАТОР-ПОСТАНОВЩИК — Роджер Дикинс, «1917»
ЛУЧШИЙ ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК — Барбара Линг и Нэнси Хэй, «Однажды в... Голливуде»
ЛУЧШИЙ ДИЗАЙН КОСТЮМОВ — Жаклин Дюрран, «Маленькие женщины»
ЛУЧШИЙ ГРИМ И ПРИЧЕСКИ — «Скандал»
ЛУЧШИЙ САУНДТРЕК — Хильдур Гуднадоуттир, «Джокер»
ЛУЧШАЯ ПЕСНЯ — (I’m Gonna) Love Me Again, «Рокетмен»
ЛУЧШИЙ ЗВУК — «1917»
ЛУЧШИЙ МОНТАЖ ЗВУКА — «Форд против Феррари»
ЛУЧШИЙ МОНТАЖ — «Форд против Феррари»
ЛУЧШИЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ — «1917»
ЛУЧШИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИГРОВОЙ ФИЛЬМ — «Паразиты»
ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ — «История игрушек 4»
ЛУЧШИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ — «Любовь к волосам»
ЛУЧШИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ — «Окно напротив»
ЛУЧШИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ — «Американская фабрика»
ЛУЧШИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ — «Научиться кататься на скейтборде в зоне боевых действий (если ты девчонка)»
Что все это значит?
Как видно из списка победителей, уж очень похожего на выбор «Золотого глобуса», «Оскар» решил не выдумывать велосипед: так же дал статуэтки за лучшую актерскую работу Хоакину Фениксу и Рене Зеллвегер, Брэду Питту и Лоре Дорн.
Первый ход не по плану был сделан ближе к концу разыгрывающейся будто бы по шаблону премии — когда приз за лучшую режиссуру достался не Сэму Мендесу за «1917», а Пон Чжун Хо. Постановщик «Паразитов» рассказал о своей любви и преданности творчеству мастеров-конкурентов, а «Оскар» тем самым теперь и в США упрочил международный статус картины, ранее взявшей «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. А вот у Мартина Скорсезе и Квентина Тарантино «оскаровские» сценарии повторились. У Скорсезе, при огромном количестве номинаций (10), «Ирландец» не получил ни одной статуэтки, повторив судьбу его другого фильма «Банды Нью-Йорка». А opusmagnum Квентина Тарантино «Однажды в…Голливуде» так же, как и предыдущие работы, не принес автору ни режиссерского, ни главного «Оскара».
Вторым шагом в движении против системы стало вручение главной награды — «Лучший фильм» — картине на иностранном языке. Им, собственно, и стали «Паразиты» Пон Чжун Хо. Один из любимых режиссеров Тарантино («Воспоминания об убийстве» 2003 года Квентин часто превозносит в своих интервью), режиссер блокбастеров «Сквозь снег» и «Окча» наконец-то срывает наградную кассу, забрав целых четыре статуэтки и хотя бы в интернациональном смысле раскачивает киноакадемию. Но уверенности в прогрессивности «Оскара» пока нет. Хотя «Паразиты» условно начали топить американский кинолед, драматургия картины как раз типично голливудская, работающая на сюжетных поворотах, так называемых персонажах-перевертышах и социальной проблематике.
И здесь нельзя не сказать, что премия довольно ожидаемо игнорирует Netflix, не присудив стриминговой платформе награду даже в номинации «Лучший анимационный фильм», где были представлены два ее чудесных мультфильма — «Клаус» и «Я потерла свое тело». В этой номинации одержала победу «История игрушек 4» от Pixar. Притом что в номинациях был представлен сильнейший фильм 2019 года «Брачная история», выиграл он лишь в номинации «Лучшая актриса второго плана». И это вновь очень напоминает недавний «Золотой глобус».
Чем отличалась церемония в этом году?
Церемония открылась ярким музыкальным номером Жанель Моне и Билли Портера. Артисты были одеты в наряды, так или иначе отсылающие к разным запоминающимся фильмам 2019-го. В том числе и «неоскаровоскому» «Солнцестоянию» — второму фильму Ари Астера с выдающейся актерской работой Флоренс Пью (она, кстати, была в номинантах за роль второго плана в «Маленьких женщин» Греты Гервиг). А посвящено выступление было женщинам-режиссерам.
В подхватившем Моне стендапе комики Стив Мартин и Крис Рок, помимо традиционных насмешек над главными номинантами, тоже говорили о проблеме недостатка женщин среди «оскаровских» режиссеров и чернокожих — среди номинантов в целом. Номинация «Лучший документальный фильм», как заметил вручавший статуэтку актер Марк Руффало, все-таки допустила женщин-режиссеров до своего списка — четыре из пяти. Занятно, что в сопроводительном ролике к этой номинации появилась Грета Тунберг, на которую, по ее же словам, документалистика оказала огромное влияние. А актрисы Галь Гадот, Бри Ларсон и Сигурни Уивер, объявлявшие «Лучший саундтрек», подчеркнули важность женщин в профессии и представили дирижера-женщину. Награда заслуженно досталась исландке Хильдур Гуднадоуттир за «Джокера».
При этом, наверное, самым ярким событием церемонии кажется появление рэпера Eminem, получившего статуэтку в 2003 году за трек Lose Yourself из фильма «8 миля». Тогда кумир нулевых на «Оскаре» не появился, вот и наверстывает теперь упущенное. Столь же ностальгически звучали речи всех поднимавшихся на сцену создателей ленты «Форд против Феррари», которые чествовали и оплакивали компанию «Двадцатый век Фокс», для которой фильм Джеймса Мэнголда стал одним из последних. Отойдя к Disney, студия потеряла в названии то самое слово «Фокс».
Получая приз за «Лучшую актерскую работу», Хоакин Феникс объяснился в любви к кинематографу и сказал то, что важнее недовольств или радостей от результатов или церемонии. Его речь была посвящена самым глобальным вопросам — сохранению природы и гуманизму.