Предсказать успех Tesla: как женщины совершили прорыв на фондовых рынках
Сфера инвестиций славится повальной манией величия, самонадеянными аналитиками и «активистами», которые так и норовят рассказать главам компаний, как правильно вести бизнес. Но инвестор Нэнси Зевенберген и ее команда из четырех портфельных менеджеров отличаются от остальных тем, что просто прислушиваются.
61-летняя Зевенберген, основательница венчурного фонда из Сиэтла Zevenbergen Capital Investments с объемом активов порядка $5,7 млрд, убеждена, что в сегодняшней экономике главная цель инвестора ― отыскать перспективного талантливого предпринимателя или инновационную технологию в самом начале пути. По ее словам, такой подход предполагает «оптимизм и взгляд в будущее». Также она считает, что необходимо проявлять любопытство, понимать «безумные» идеи новых лидеров и учиться в них инвестировать. Если компания ей нравится, ее фирма вкладывается в предприятие и наблюдает за ним со стороны, терпеливо следит за положением дел и держит акции, пока их цена растет. Беспокоиться о курсе бумаг инвесторам приходится весьма нечасто.
Непритязательный подход к инвестированию приносит отличные результаты, благодаря которым Зевенберген стала одним из самых эффективных инвесторов в мире. Она давно узнала об эксцентричном Илоне Маске и владеет акциями Tesla уже около десяти лет. В этом году капитализация автопроизводителя выросла на 730%, и компания Маска оказалась самым выгодным капиталовложением десятилетия. В конце 2016 года Зевенберген узнала о торговой интернет-площадке Shopify из канадской Оттавы и основателе платформы Тоби Лютке ― тогда акции компании торговались на отметке ниже $50, а сегодня котировки достигают $1170. В сентябре прошлого года Рич Бартон, генеральный директор Zillow, сервиса по подбору и продаже недвижимости, решил, что его платформа сама начнет покупать дома. Это привело к жесткой критике со стороны скептически настроенных акционеров, и ценные бумаги компании просели на 20% до уровня ниже $30. Коллективу Зевенберген эксперимент Бартона пришелся по душе, поэтому венчурный фонд обзавелся значительной долей в уставном капитале. Сегодня, спустя 15 месяцев, биржевой курс Zillow превышает $140.
Благодаря подобным объектам инвестиций объемы активов в фондах Зевенберген под названием Innovative Growth Fund и Genea Fund выросли в 2020 году на 126% и 154% соответственно. Среди 1000 частных объединений, отслеживаемых рейтинговым агентством Morningstar, оба этих фонда взаимных инвестиций попали в наивысшую процентную категорию.
Зевенберген основала компанию прямо у себя в гостиной в конце 1980-х при начальном капитале всего в $500 000, ― все это она делала одновременно воспитывая маленького ребенка. С 1987 года ее передовая стратегия обеспечивала рост в индексе S&P 500 на четыре пункта ежегодно, но настоящим прорывом для бизнеса стал 2020-й. Исходя из прибыли от вложений и притока капитала в ее фонды взаимных инвестиций, объемы активов Zevenbergen Capital Investments выросли более чем вдвое, приближаясь к рубежу в $6 млрд.
«Не филантропический проект, а триллионный рынок»: как женщины получают инвестиции и инвестируют
Зевенберген не единственная женщина среди фондовых менеджеров, которым удалось с большим отрывом обойти конкурентов в 2020 году. Forbes нашел по меньшей мере полдюжины компаний, венчурные фонды которых возглавляют женщины и которые с начала января ушли далеко вперед, совокупно привлекая активы на десятки миллиардов долларов.
У Кэти Вуд, основательницы ARK Invest, год выдался лучше остальных. В 2014-м 65-летняя Вуд учредила компанию, намереваясь формировать из объектов инвестирования биржевые фонды, эффективные с точки зрения налогообложения, и сосредоточившись исключительно на новейших разработках в области геномики, робототехники, финансовых технологий, беспилотного транспорта, цифровых услуг и искусственного интеллекта.
Спустя шесть лет компания управляет активами на сумму почти $44 млрд, хотя еще в конце 2016-го эта цифра составляла всего $300 млн. Благодаря невероятно высокой прибыльности бизнеса в текущем году фонды ARK Invest привлекли новые активы в размере более $10 млрд. Стоимость активов ключевого фонда ARK Innovation Fund за 2020 год выросла на 154%, до $17 млрд, что дает 46% средней годовой прибыли за прошедшие пять лет. Торгуемый на бирже фонд ARK Genomic Revolution с активами на сумму $6 млрд вырос за текущий год еще больше. «Я хотела, чтобы эту тенденцию подхватили также индивидуальные инвесторы», ― рассказывает Вуд о сегодняшних колоссальных переменах в сфере технологий. Ее фонды были созданы для тех, кто «готов выйти за рамки фиксированной доходности и заняться самыми интересными бумагами в истории фондового рынка».
ARK Invest публикует финансовые модели, журналы торгов и результаты исследований для всех желающих заниматься инвестициями, а аналитики фирмы с радостью общаются с подписчиками в Twitter, открыты любой критике и не боятся насмешек. Год назад Вуд спрогнозировала, что в будущем курс акций Tesla вырастет до $4000 за штуку, и многие на Уолл-стрит над ней открыто смеялись. Но смелая оценка оказалась очень меткой. По мере роста котировок Tesla те, кто играл на понижение, прогорели, в то время как инвесторы вроде Зевенберген и Вуд терпеливо ждали. В пятницу, 18 декабря, Tesla вошла в индекс S&P 500.
Успех женщин в сфере инвестиций в 2020 году не ограничивается одними лишь растущими в цене акциями. Фонды под женским руководством занимают лидирующие позиции во всем — от ценных бумаг малых предприятий до долговых портфелей на развивающихся рынках, компаний, выплачивающих дивиденды, а также инвестиций в устойчивое развитие.
Эми Чжан, портфельный менеджер фондов Alger Small Cap Focus Fund и Mid Cap Focus Fund, пришла в инвестиционную компанию Alger в 2015 году, чтобы расширить ее присутствие на рынке инвестиций в предприятия малого и среднего бизнеса. Когда Чжан только присоединилась к Alger, первый фонд располагал активами в размере всего $16 млн. Теперь же, получив за 2020 год прибыль в 54% и добившись показателя 30% по годовой прибыли за прошедшие пять лет, Small Cap Focus Fund управляет активами на сумму $7,5 млрд. В ключевые доли фонда входят стартап Cryoport, занимающийся логистикой с применением холодильных установок, и сеть ресторанов класса fast casual под названием Wingstop. Запущенный в середине 2018 года фонд Mid Cap Focus Fund привлек свыше $500 млн инвестиций, и в 2020 году его капитализация выросла на 84%, в основном благодаря оператору сети казино Penn National Gaming и производителю силового оборудования Generac.
Еще задолго до того, как все заговорили об инвестициях в устойчивое развитие, первопроходцем в популяризации такого типа капиталовложений стала Карина Фанк из фонда взаимных инвестиций Brown Advisory из Балтимора, получившая инженерное образование в Массачусетском технологическом институте. В июне 2012 года совместно с Дэвидом Пауэллом 48-летняя Фанк, вегетарианка, следящая за своим углеродным следом и добирающаяся до работы на велосипеде, учредила Brown Advisory Sustainable Growth Fund. Цель инициативы заключалась в финансировании 35 компаний, которые занимаются продуктами, способствующими устойчивому развитию общества и окружающей среды, либо эффективно управляют собственными выбросами.
С фокусом на таких компаниях, как Ball, производящая стеклянную и металлическую тару, и телекоммуникационный холдинг American Tower, фонд стал одним из самых выгодных в мире на фоне общего рыночного спада. Даже в 2020 году, несмотря на свою оборонительную позицию, фонд получил прибыль в размере 38% благодаря грамотному выбору объектов инвестирования — например, конгломерата Danaher, занимающего биологическими разработками, и интернет-платформы Etsy для продажи товаров ручной работы, которая во время пандемии позволила развиваться многим малым предприятиям. С точки зрения клиентского обслуживания с Фанк порой бывает очень сложно. Осенью 2018 года из соображений безопасности персональных данных она отказалась от Facebook.
«Устойчивое развитие ― это не средство, а самоцель, ― делилась она при знакомстве с Forbes три года тому назад, когда активы ее фонда составляли всего $1,1 млрд. ― Наша конечная цель ― эффективность. Мы достигаем ее, находя фундаментально сильные компании, которые для самосовершенствования прибегают к стратегиям устойчивости». С тех пор объем активов фонда возрос до $4,6 млрд.
В число других фондов, показавших хорошие результаты под женским руководством, входят American Funds New Perspective Fund с $128 млрд, принадлежащий инвестиционному холдингу Capital Group и управляемый командой таких менеджеров, как Джоанна Джонссон и Норико Чен, а также JPMorgan Equity Income Fund, возглавляемый Клэр Харт и управляющий активами на сумму $36 млрд. Согласно сведениям Morningstar, American Funds New Perspective Fund за последние десять лет набирал в рейтинге по четыре процентных пункта ежегодно. В то же время JPMorgan Equity Income Fund по руководством Харт получал годовую прибыль в размере 11,65%, подрастая на два процентных пункта ежегодно.
Ребекка Ирвин, Наташа Кухикин и Кэтлин Маккарагер помогли фонду PGIM Jennison Focused Growth Fund с активами на общую сумму $1,3 млрд показать в 2020 году доходность в размере 68%, что дает 25% ежегодного роста за последние пять лет и право на место в первой десятке рейтинга Morningstar. Что касается Alger, то Анкур Кроуфорд, одна из менеджеров фондов Alger Spectra Fund и Alger Capital Appreciation, в текущем году обеспечила им доходность свыше 40%.
Сложности фемтеха: почему инвесторы до сих пор стесняются произносить слово «тампон»
В сфере акций с фиксированным доходом превзойти индексные показатели развивающихся рынков смогла Тина Вандерстил, управляющая фондом долговых ценных бумаг GMO Emerging Country Debt Fund. Успеха она добилась, даже несмотря на менее выгодное положение по сравнению с Китаем и многими государствами Персидского залива, в достоверности экономических данных которых менеджер фонда несколько сомневается.
Повышение биржевых котировок в 2020 году также создает для женщин-инвесторов новые возможности профессионального роста. Два года назад Джули Бил была восходящей звездой в лос-анджелесской инвестиционной компании Kayne Anderson Rudnick, управляющей активами на общую сумму $30 млрд. Новую сотрудницу тогда крайне заинтересовал грядущий биржевой дебют компании DocuSign, которая разрабатывает программное обеспечение для управления цифровыми подписями. Но Kayne Anderson Rudnick известна тем, что вкладывается в уже сформировавшиеся предприятия, поэтому никакого опыта в IPO у компании не было. Во время подготовки стартапа к выходу на фондовый рынок и попыток добиться доли в уставном капитале Бил находилась на последних сроках беременности. Чтобы полететь на встречу с руководством DocuSign в Сан-Франциско, ей потребовалась справка от врача. Впоследствии Kayne Anderson Rudnick обеспечили себе значительную долю в бизнесе и быстро стали одним из его крупнейших внешних инвесторов.
В то же время компания назначила Бил менеджером инвестиционного портфеля KAR Small Mid-Cap Sustainable Growth, сделав DocuSign главным активом в его составе. В 2020 году курс акций стартапа вырос на 225%, а к ноябрю фонд показал 42% доходности. В декабре компания решила учредить аналогичную версию фонда со взаимными инвестициями и основала Virtus KAR Small-Mid Cap Growth Fund с Бил во главе.
Как Зевенберген и Вуд, Джули Бил начинает с малого и пока управляет активами на $60 млн. Однако в индустрии инвестиций превыше всего ценится рентабельность, а значит, в перспективе обороты многократно увеличатся. В преддверии 2021 года в портфеле Бил множество скрытых жемчужин вроде розничного дискаунтера Ollie's Bargain Outlet и финтех-компании MarketAxess, которые сулят инвесторам рост капитала на годы вперед.
Перевод Антона Бундина