К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Сложности фемтеха: почему инвесторы до сих пор стесняются произносить слово «тампон»

Швейцарский стартап Ava, отслеживающий окно фертильности
Швейцарский стартап Ava, отслеживающий окно фертильности
Фемтех — это все стартапы, в фокусе которых здоровье и специфические проблемы женщин. С одной стороны, такие проекты дестигматизируют темы менструации и родов, с другой — в них достаточно сложно привлечь финансирование (несмотря на доказанную прибыльность), потому что многие инвесторы до сих пор стесняются произносить слово «тампон». Подробно рассказываем о деньгах, ключевых игроках и сложностях фемтеха

Датчанка Ида Тин всегда верила в силу цифровых технологий. Впервые взяв в руки смартфон, она поняла, что это устройство имеет все шансы стать полезным инструментом для понимания собственного тела. В 2012 году Тин запустила приложение Clue — «женский календарь», трекер для отслеживания менструации и овуляции. Спустя четыре года именно Ида Тин предложила термин «фемтех», объединивший диджитал-стартапы и решения, созданные для женщин и женского здоровья.

Термин преткновения

Редакция The Guardian признала «фемтех» словом 2019 года, описав его как «глоток свежего воздуха в отрасли технологических стартапов, где правят мужчины». Положение дел действительно далеко от идеалов гендерного равенства. Согласно отчету Crunchbase, компании, созданные и управляемые женщинами, получают в разы меньше венчурных инвестиций. В отчете говорится, что в 2019 году стартапы (имеются в виду те, которыми управляют мужчины) привлекли $195 млрд инвестиций. Женские — всего $6 млрд. При этом еще в 2018 году стало известно, что женские стартапы получают больше прибыли: об этом говорилось в исследовании консалтинговой компании BCG и глобального акселератора MassChallenge. За пять лет стартапы, созданные и управляемые женщинами, получили на 10% больше дохода, чем компании, возглавляемые мужчинами. К тому же каждый доллар, вкладываемый в женские стартапы, приносил 78 центов сверху, тогда как в случае с мужскими проектами доход инвестора составляет 31 цент.

Явные преимущества женских стартапов не отменяют того факта, что 92% партнеров и руководителей венчурных компаний — мужчины. По словам женщин-учредителей, опрошенных BCG и MassChallenge, одна из проблем финансирования проектов в фемтехе — отсутствие у мужчин достаточной информированности в вопросах женского здоровья. Создательницам стартапов приходится на собственных примерах убеждать инвесторов и доказывать, что их идеи имеют ценность и принесут прибыль.

 

С другой стороны, многие представительницы фемтеха считают, что само возникновение и популярность термина является причиной недостаточного финансирования отрасли. В своей колонке для Forbes соучредительница венчурной компании January Ventures Марен Томас Бэннон пишет, что проблемы женского здоровья долгое время игнорировали, а затем маргинализировали. Действительно, еще в 1977 году FDA рекомендовало исключать женщин детородного возраста (от 15 до 49 лет) из первой и второй фаз испытания лекарств. Только в 1990-е годы Национальные институты здравоохранения США приняли закон об обязательном участии женщин в исследованиях в области здоровья и медикаментов. Бэннон подчеркивает, что многие темы в области женского здоровья остаются табуированными — не все готовы открыто говорить о менструации и менопаузе. К тому же деятельность многих фемтех-стартапов пересекается с политической сферой: это и контроль над рождаемостью, и сексуальное воспитание, и право на аборт. Фемтех, по мнению Бэннон, хоть и произвел фурор в индустрии цифровых технологий, но при этом превратил женское здоровье в нишевую отрасль, которую легко игнорируют крупные инвесторы.

С ней соглашается Кейт Райдер, основательница диджитал-клиники Maven, одной из самых инновационных компаний современности по мнению издания Fast Company. Райдер предпочитает избегать термина «фемтех», рассказывая о своей работе, потому что 30% клиентов Maven — мужчины. «Фемтех», по мнению предпринимательницы, лишь усиливает маргинализацию женского здоровья и к тому же исключает опыт трансгендеров и небинарных персон. Максимально резко с критикой термина выступила и журналистка Оливия Голдхилл в своей статье для Quartz, где написала, что в XXI веке инновации дают человечеству возможность создавать новые сексистские стереотипы с помощью неологизмов. Она также обвинила Иду Тин в создании термина, который просто облегчает жизнь мужчинам и дает им возможность говорить о женском здоровье. «Мужчины могут сказать: «У меня в портфеле четыре фемтех-компании», вместо: «У меня есть компания для женщин, писающих в штаны», — пишет Голдхилл.

 

Слова Голдхилл, несмотря на ее радикальную позицию, все же недалеки от правды. С 2011 года лишь 3% инвестиций в диджитал-здравоохранение пришлось на долю фемтеха. Но многие его представительницы, среди которых и критикующая само слово Марен Томас Бэннон, согласны, что количество вложений растет вместе с отраслью. На своей странице в Facebook пионер секстех-индустрии и основательница платформы MakeLoveNotPorn Синди Галлоп написала, что женщины действительно используют слово «фемтех» для получения финансирования: «Потому что тем из нас, кто пытается изменить мир через секс и через призму женщин, тяжело получить деньги, которые молодые белые мужчины пускают на всякие пустяки». Реенита Дас, первая женщина — партнер консалтинговой компании Frost & Sullivan, считает «фемтех» призывом к сплочению, который дал женщинам возможность заботиться о своем здоровье, а мужчин заставил считаться с ним.

Растительное мясо и зеркало для тренировок: как женщины стали лидерами ЗОЖ-рынка в России и мире

Прибыль и инвестиции фемтех-индустрии

Деятельность фемтех-индустрии охватывает несколько сегментов: отслеживание изменений в организме во время менопаузы, дородовая и послеродовая поддержка, гинекология и акушерство, вопросы сексуального воспитания и ментального здоровья. На 2020 год мировой фемтех-рынок оценивается в $19 млрд и, исходя из прогнозов Emergеn Research, к 2027 году достигнет $60 млрд.

 

Среди лидеров фемтеха чаще всего выделяют Иду Тин и ее стартап Clue. Созданный как трекер менструации и фертильности, Clue разросся до авторитетной платформы с академическими исследованиями в области женского здоровья, которые с помощью проекта доносятся до широкой аудитории. На 2020 год приложение насчитывает более 10 млн активных пользователей на платформах iOS и Android. Общая сумма финансирования Clue, по информации базы данных Crunchbase, достигла $29,7 млрд. Тин удалось заручиться не только финансовой поддержкой: среди партнеров Clue значатся институт имени Кинси, Оксфорд и Стэнфорд. Такое сотрудничество позволяет разработчикам проводить более глубокие и качественные исследования.

«Clue» — «женский календарь», трекер для отслеживания менструации и овуляции
«Clue» — «женский календарь», трекер для отслеживания менструации и овуляции

Еще один заметный представитель фемтех-индустрии — швейцарский стартап Ava, отслеживающий окно фертильности. В 2016 году компания привлекла $30 млн инвестиций на разработку браслета для мониторинга фертильности, который имел бы точность до 89%. Детей, рожденных при помощи Ava, называют Ava Babies — первый из них, Джеймс Макги, родился в июле 2017 года, о чем компания объявила в своих социальных сетях. В 2018 году команда стартапа опубликовала заявление, что при их участии и поддержке на свет появилось более тысячи младенцев.

Среди новичков фемтеха в 2019 году выделился британский стартап Daye, основанный Валентиной Милановой. Главный продукт компании — тампон с каннабидиолом для уменьшения болей при менструации. Запуску Daye предшествовали три года исследований. В интервью TechCrunch Миланова рассказывает, что вагинальный канал имеет наибольшее количество каннабиноидных рецепторов, а КБД намного безопаснее для женского организма, чем безрецептурные обезболивающие. Заручившись данными исследований, предпринимательница долгое время пыталась донести пользу Daye до представителей венчурных компаний в попытке получить финансовую поддержку. «У нас много инвесторов-мужчин, которые поддержали идею и поняли, как важно избавление от ежемесячных менструальных болей. Но большинство инвесторов, с которыми я встречалась, с трудом произносили слово «тампон» вслух», — рассказывает Валентина о своих переговорах с инвесторами. В итоге Daye смог привлечь $5,5 млн от ведущих венчурных компаний — Index Ventures и Khosla Ventures.

Инвестиционное неравенство, образовавшееся между мужскими и женскими стартапами в области здравоохранения, послужило толчком к созданию проектов и фондов, нацеленных на поддержку фемтеха. Среди них инкубатор Rock Health, возглавляемый бизнес-ангелом Халле Текко. Текко заявляет, что даже в области контроля рождаемости по-прежнему доминируют мужчины — они занимают руководящие должности и составляют большую часть команды. «Чуть менее 10% руководителей в цифровом здравоохранении являются женщинами. Если есть одна отрасль, в которой женщины-лидеры нужны нам больше всего, то это именно здравоохранение, и особенно женское здоровье», — уверена Текко. В портфолио Rock Health десятки перспективных фемтех-проектов. Например, центр репродуктивной медицины Kindbody, получивший в 2019 году $15 млн инвестиций на продвижение мобильной клиники — фургона, который ездит по улицам Нью-Йорка и позволяет бесплатно сдать анализ крови на антимюллеров гормон. Этот анализ помогает оценить запас яйцеклеток в организме женщины.

Основательница инвестиционного фонда Pipeline Angels Наталья Оберти Ногера ставит перед собой задачу создать инклюзивное пространство в цифровом здравоохранении. Ногера выступает за поддержку трансгендеров и небинарных персон, а также продвигает стартапы, созданные темнокожими женщинами. В портфеле Pipeline Angels есть проект пренатального и послеродового ухода Mahmee, основанный темнокожей предпринимательницей Мелиссой Ханна. В 2019 году Mahmee получил $3 млн финансирования — среди инвесторов числятся теннисистка Серена Уильямс и миллиардер Марк Кьюбан.

 

Кьюбан, комментируя свое участие в поддержке стартапа, отметил, что его инвестиции отражают его уверенность в команде и миссии Mahmee, которые заполняют пробелы в системе охраны здоровья. Пример Кьюбана в очередной раз доказывает, что интерес к фемтех-стартапам растет, что подтверждает и исследование консалтинговой компании Frost & Sullivan. Дело не только в миссии, возложенной на фемтех, но и в очевидной востребованности отрасли. Так, аналитики компании подсчитали, что 80% расходов домашнего здравоохранения приходится на женщин, а женщины трудоспособного возраста тратят на здоровье на 29% больше мужчин той же возрастной категории. К тому же женщины на 75% чаще используют приложения и другие цифровые инструменты healthtech-индустрии.

Социальная отвественность: как фемтех стартап привлек $6 млн и помогает женщинам в Индии

Как стартапы меняют отношение к женскому здоровью

В 2020 году редакция журнала Women’s Health в рамках инициативы Project Body Love провела опрос среди читательниц, чтобы узнать их мнение о собственном теле и самочувствии. Результаты в очередной раз подтвердили, что тема женского здоровья в обществе все еще табуирована. Так, 91% респонденток, родивших детей, признались, что никому не рассказывали о негативных последствиях родов (кровотечении, геморрое, болях, вздутии живота), считая их неотъемлемой частью процесса. 41% женщин также сообщили, что никогда не слышали о перименопаузе — состоянии, когда организм готовится непосредственно к менопаузе. По словам писательницы и обозревательницы New York Times Джен Гюнтер, многие женщины до сих пор боятся произнести слова «вульва» и «вагина» — они воспринимаются как ругательства. Такое положение дел, считает Гюнтер, негативно влияет на женское здоровье. Например, если женщина не сможет обсудить все вопросы и проблемы с компетентным специалистом из-за стыда перед терминами, она рискует получить советы из менее авторитетных источников в интернете.

Биомешок или искусственная матка: заменят ли технологии женское тело

 

Расцвет фемтеха положил началу честному и открытому разговору на темы, которые долгие годы были стигматизированы. Стартапы не просто создают инструменты и приложения, помогающие следить за изменениями в организме, но и занимаются просвещением. В блоге онлайн-клиники для женщин в период менопаузы Gennev можно найти статьи о взаимосвязи менопаузы с микробиомом кишечника, кожей, раком груди и стрессом. Эксперты секс-стартапа Lioness пишут о тонкостях использования внутриматочной спирали и выборе секс-девайсов. The Bloomi, производящие средства интимной гигиены, рассказывают о беременности в позднем возрасте и дают советы о том, как бороться с менструальными болями.

Спектр услуг, предоставляемый фемтех-стартапами, растет и стремится охватить все области женского здоровья и жизни. Дублинская компания Coroflo разработала специальный монитор грудного вскармливания, который помогает определить, сколько молока получает ребенок. В 2019 году стартап привлек €2,1 млн от Европейской комиссии в рамках программы Horizon 2020. Проект Bloomer Tech делает ставку на лечение сердечно-сосудистых заболеваний и предлагает бюстгальтеры со встроенными трекерами для мониторинга сердца. Работа Bloomer Tech вносит ощутимый вклад в изучение, профилактику и лечение сердечных болезней, которые являются основными причинами смерти в США.

Представители фемтеха выполняют свои обещания относительно инклюзивности отрасли. В 2020 году стала доступна диджитал-клиника Queerly Health, чья миссия — устранение неравенства в отношении здоровья ЛГБТК+ сообщества. Платформа предлагает услуги компетентных специалистов, доказавших свою способность работать с представителями комьюнити.

Вопрос об использовании термина «фемтех» все еще остается открытым. Многие не соглашаются с его этичностью, но нельзя отрицать тот факт, что у «фемтеха» получилось объединить предпринимательниц и инвесторов в единую силу, продвигающую интересы женщин. Сейчас отрасль делает все, чтобы избавиться от табу вокруг женского здоровья.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+