Говорите вслух и играйте в шахматы: как развить в детях эмпатию
Мишель Борба — доктор педагогических наук и психолог, специалист по проблеме буллинга, спикер TEDx. В прошлом она работала школьным учителем, в том числе с детьми, имеющими трудности в обучении, а сейчас консультирует Apple TV, McDonald’s и Disney. В книге «Чуткие дети. Как развить эмпатию у ребенка и как это поможет ему преуспеть в жизни» Борба предлагает последовательную программу развития у детей эмпатии, которая, как она считает, может не только дать преимущество отдельным людям, но и, в конечном счете, сделать мир лучше.
Работая над книгой, я облетела весь мир, говорила с сотнями исследователей, проводила фокус-группы с более чем пятью сотнями детей и посетила десятки школ. Я наблюдала множество способов развивать эмпатию, и наиболее эффективные были реальными, осмысленными и интересными детям. Предлагаю вам самые креативные способы, которыми взрослые всего мира развивают эмпатию у своих детей, дают им эмпатическое преимущество и закладывают основу чуткого мира.
Будьте дружелюбны
Эмпатия — это всегда «мы». Простой, но забытый способ пробудить эмпатию — культура дружелюбия. Общение в располагающей атмосфере вызывает у людей симпатию друг к другу. Пример тому — маленький остров Вануату в южной части Тихого океана. Его называют «самым дружелюбным местом на планете». Съездив туда, я поняла почему. Местные жители везде радостно приветствуют вас, улыбаются и демонстрируют неподдельный интерес.
Их искренность заразительна, и вы отвечаете им тем же. Я спрашивала жителей, почему они так любезны, и они отвечали: «Потому, что все вокруг такие». В подобной атмосфере настраиваешься на окружающих, наблюдаешь эмоциональные сигналы, чутче воспринимаешь чужие чувства и потребности. Ты не проходишь мимо, а улыбаешься в ответ. Ради атмосферы дружелюбия необязательно ехать на Вануату. Ее можно создать дома, в школе и в районе.
Матери учеников Академии Грин-Фармс в Коннектикуте организовали клуб добра и раз в неделю упражнялись там в хороших манерах и дружелюбии вместе с детьми. В средней школе в Бремертоне, в штате Вашингтон, создали клуб «Френдли Гритерс» и каждое утро приветствовали входящих у двери. Когда я училась в первом классе, мы здоровались с учительницей объятием или рукопожатием (по своему выбору) и передавали приветствие дальше. Ничего сложного! Когда все это входит в привычку, через короткое время культура становится дружелюбной, потому что так ведут себя все.
В основе эмпатии всегда лежит связь между людьми. В нынешней культуре индивидуализма и интернета нам надо создавать культуру доброты, чтобы дети понимали, что видят и слышат окружающие, и сочувствовали друг другу.
Устраните барьеры
Ведущий авторитет в области эмпатии Мартин Хоффман отметил, что мы больше склонны проявлять эмпатию к людям своего круга или похожим на нас. Расширяя круг общения ребенка, вы открываете ему путь к эмпатии, и я нигде не видела более креативного преодоления барьеров, чем в Кабуле.
Организация Skateistan появилась в 2007 году как инициатива по созданию образовательных и правовых возможностей для афганской молодежи. В качестве привлечения она использовала скейтборды. В основном в нее входят работающие и неграмотные дети, ребята из неблагополучных семей и инвалиды. Среди участников Skateistan 40% — девочки. Это немало, учитывая, что женщинам запрещено ездить на велосипеде, общаться с мальчиками и получать образование. В школу скейтборда трижды в неделю ходили 1500 девочек. Вместе с мальчиками катались по разрушенным войной районам.
Знаменитый фотограф Ноа Эйбрамс, чьи работы появлялись в «Нью-Йорк Таймс», «Роллинг Стоун» и «Вэнити Фэйр», вернулся из Кабула со съемкой скейтбордистов. Он описал мне невероятную сцену: афганские девочки отважно несутся вперед и подскакивают на трамплине, многие — получше мальчиков. «Смотреть, как девчонки едут вместе с мальчишками как равные, — незабываемое зрелище, — делился Эйбрамс. — Хочется надеяться, что мальчики запомнят эти моменты и, когда вырастут, будут относиться к подругам по-прежнему».
В напряженной атмосфере палестино-израильского конфликта в Яффе решили совместно обучать в подготовительном классе маленьких арабов и израильтян мирному сосуществованию. Школа Hand in Hand («Рука в руке») «намерена ответить на усугубляющуюся сегрегацию и насилие взаимным уважением и открытым диалогом». «Психологически это единственное место, где я чувствую, что мои дети и дети моих соседей в безопасности», — сказала арабка Хани Шами, мать двух девочек. Это новая идея, но многие родители уже понимают, что школа — самое подходящее место, чтобы показать детям, что «возможно быть вместе, оставаясь разными, и узнавать друг друга».
Судя по опыту Seeds of Peace («Семена мира») — летнего лагеря в Мэне, где мирно жили вместе израильтяне, палестинцы, афганцы и пакистанцы, — в пострадавших от войны регионах вся надежда на детей. В лагере побывали более 5000 подростков. Более 50% из них стали лидерами в своих странах, и 20%, по данным исследований, участвуют в движении Coexist. Они выросли носителями перемен.
Показывайте детям, как разнообразен мир, и расширяйте их круг общения с раннего возраста. У эмпатии есть границы: больше всего мы заботимся о похожих на нас, а это увеличивает эмпатический разрыв. Ищите возможности расширять горизонты.
- Эмпатия в бизнесе. Почему из сверхчувствительных людей получаются лучшие руководители
- Эмпатия и адаптивность: 8 антикризисных советов топ-менеджеру от главы KFC
- Честность и преданность, но без перфекционизма: как стать инфлюенсером для команды
Дайте детям голос
Нынешние дети всегда сидят в Сети и предпочтут переписку разговору. Эмпатия пробуждается в личном контакте, поэтому важно поддерживать культуру живого общения. В монастыре Сера в Тибете есть хорошая традиция. Каждый день в полдень монахи собираются во внутреннем дворе, построенном в 1419 году, для часового обсуждения буддизма. Один защищается: сидя, он отвечает на вопросы, которые ему задает стоящий оппонент. Монахи активно пользуются языком тела: высказываясь, они рьяно размахивают руками и хлопают в ладоши, а потом замирают и слушают. Все происходит дружно и весело. Пользоваться книгами и записями запрещается: для участия в дебатах нужно помнить основные постулаты доктрины, разбираться в теме и задавать как можно больше вопросов. Я наблюдала дебаты в компании журналистов со всего мира и, хотя не поняла ни слова, не сомневалась, что стала свидетелем лучшего способа развития эмпатии: права голоса. В ежедневном ритуале монахи тренировались в изложении своей точки зрения и выслушивали чужие идеи и аргументы.
Без морального мужества и моральной идентичности эмпатия чахнет. Именно поэтому ребенку надо помнить о своих принципах и почаще озвучивать их окружающим. Монахи каждый день практиковались в том, чтобы отстаивать свою позицию и описывать убеждения.
В Международном лагере Seeds of Peace подростки обменивались точками зрения в диалоге. На деревьях были развешаны лозунги «Остановись и слушай», чтобы дети больше разговаривали. (А я подумала, что такие надписи должны быть на каждой площадке и в каждом доме, как напоминание всем нам.)
В муниципальных чартерных школах KIPP ежедневно практикуют ряд полезных навыков: сидеть, слушать, спрашивать, кивать и смотреть на собеседника. Эти принципы изложены на плакатах, висящих повсюду.
На семейных встречах и в разговорах за обеденным столом дети учатся излагать свое мнение, слушать других и вежливо не соглашаться. Это очень важно в цифровую эпоху. Common Sense Media в своем докладе пишет, что подростки от 13 до 18 лет проводят на развлекательных интернет-площадках (читают соцсети, слушают музыку, играют или смотрят видео) почти девять часов в день — больше, чем спят. Дети от 10 до 12 лет бывают онлайн около шести часов в день. Треть детей до полутора лет пользуются смартфонами и планшетами. Очень важно сохранять разговорные навыки. Личное общение необходимо для развития эмпатии. Ограничьте детям экранное время и организуйте им возможности живого общения, чтобы они учились слушать и понимать других людей.
Играйте в шахматы и другие офлайн-игры
Когнитивная часть эмпатии — это способность понимать чужие мысли и чувства и поставить себя на место другого человека. Интересный пример обучения я видела в начальной школе в Ереване, где дети учились играть в шахматы. Армения одной из первых стран ввела их в обязательную программу для шестилетних учеников. Обоснование: шахматы способствуют развитию характера и лидерских качеств. Я наблюдала, как ученики входят в класс, приветствуют учителя, рассаживаются друг напротив друга и час проводят лицом к лицу за доской. Урок шахмат проходит раз в неделю. Игре уже полторы тысячи лет, и считается, что она улучшает «когнитивные способности, умение преодолевать трудности и решать проблемы, а также социоэффективное развитие детей». Помимо этого, она способствует креативности и сосредоточению и повышает успеваемость по чтению и математике.
Глядя на первоклассников Нарека и Армана, я заметила, что играть в шахматы полезно для когнитивной стороны эмпатии. Они сидели лицом к лицу, строили догадки о будущих ходах оппонента, настраивались на эмоциональные сигналы («Как он выглядит — уверенно, колеблется или волнуется?») и мысленно проигрывали сценарии «если — то» («Если он пойдет так, то я…»). Нарек и Арман учились ставить себя на место другого и одновременно хорошо проводили время и ближе узнавали друг друга.
Подумайте, как научить ребенка прогнозировать мнение окружающих. Это можно сделать с помощью настольных игр («Как ты думаешь, какой ход сделает папа?»), костюмов, в театре, в ролевых играх. Используйте любые способы, которые помогут ему научиться ставить себя на чужое место.