«Украшение коллектива»: что не так с празднованием 8 марта в России
До гендерного равенства в мире еще почти сто лет — и праздник 8 марта все еще актуален как день борьбы женщин за свои права. Но почему-то в российских офисах и медийном пространстве этот день плавно превратился в праздник «весны и цветов». Как руководители компаний могут вернуть 8 марта его изначальный смысл?
Вы такие красивые, радуйте нас почаще своими улыбками!
Вы женщина и вы ненавидите поздравления с 8 марта от коллег? Вы не одна — многие аж с середины февраля начинают содрогаться в ожидании «гендерных праздников»: сначала приходится поздравлять «защитников», 90% из которых никогда не служили в армии, а затем в ответ принимать стереотипные комплименты и пожелания на 8 марта.
Наверно, все женщины слышали такие фразы, как «оставайтесь такими же женственными», «радуйте нас своими улыбками», «будьте милыми и добрыми», «любви вам и счастья, простого женского счастья». Подобные поздравления низводят женщину до объекта, который существует в офисе, чтобы украшать его и услаждать мужские взгляды. А самой женщине в очередной раз напоминают, что ее главная цель в жизни — быть красивой и удобной, а также удачно выйти замуж. И это вовсе не то, что может приблизить нас к гендерному равенству.
Как надо?
Крайне редко женщинам в офисах желают равной с мужчинами оплаты труда — а ведь мы все еще получаем на 28,8% меньше денег за одинаковую с мужчинами работу, а с учетом разницы в должностях женщины в среднем зарабатывают на 42,1% меньше. Почему-то в списке пожеланий нет призыва пробить «стеклянный потолок» — это при том, что женщин-специалистов на квалифицированных работах большинство, а именно 62,3%, но среди управленцев женщин уже только 41,8%, среди членов советов директоров — ничтожные 7%. Наконец, никто не говорит 8 марта о том, что постарается создать для женщин более безопасную атмосферу в офисе — чтобы они не боялись столкнуться с сексуальными домогательствами или сообщить о них, если такая ситуация все-таки произойдет.
Вот несколько идей для поздравлений, которые порадуют большинство женщин — и будут вполне уместны от коллег: больше зарабатывать, активно продвигаться по карьерной лестнице и чувствовать себя комфортно в рабочем коллективе.
8 марта — «день сексиста» в рекламе
Именно такое впечатление создается, если полистать соцсети где-то накануне праздника.
Многочисленные рекламные кампании предлагают «порадовать любимую» сковородками и бытовой техникой, а некоторые особо «креативные» маркетологи намекают на то, как можно получить секс с помощью шикарного букета на 8 марта. И это, опять же — чистейший образец объективации женщин, низведение их до роли домработницы и аппарата по выдаче секса.
Что с этим делать?
Женщины — это просто люди, с самыми разнообразными интересами и особенностями. У кого-то аллергия на цветы, кто-то заботится о планете и не хочет получать бессмысленные подарки, приумножая уровень потребления в мире, а кто-то мечтает о шуруповерте на 8 марта.
Креативщикам из агентств нужно это учитывать — иначе встает вопрос об их компетентности. Такие ли они креативные, если могут выдавать в своих рекламных кампаниях лишь набор сексистских стереотипов?
Расходы, сплошные расходы
Женщины в среднем зарабатывают существенно меньше мужчин. А кто тратит больше всех денег в преддверии 8 марта? Сюрприз: тоже женщины!
Согласно исследованию Data Insight, из всех мужчин потратиться на подарок к 8 марта готовы 53%, среди женщин — 64%. Женщины покупают подарки детям, внукам, другим родственникам, подругам — и в том числе коллегам. Даже в рамках рабочего коллектива женщины чаще, чем мужчины, расходуют деньги на поздравление коллег — 16% против 13%.
Как это исправить?
Подарки от компании — лучший способ сгладить гендерное неравенство в доходах и не вынуждать женщин тратить личные деньги в «их день». Лучше всего, если эти подарки будут полезными и гендерно-нейтральными.
В прошлом году, например, «Лаборатория Касперского» выбрала одинаковый подарок и для мужчин на 23 февраля, и для женщин на 8 марта — беспроводные наушники JBL. А криптопроект из России Silicon Valley Token решил, что лучший подарок — это деньги, точнее, токены. В 2019 году сотрудницы компании получили торгующиеся токены дружественного проекта — FlogMall (MLC).
Праздник в офисе, с которого хочется сбежать
Опросы показывают, что в 62% офисов празднуют 8 марта. При этом рады такому «корпоративу» только 8% сотрудников. Почему так?
Руководство часто подходит к организации мероприятия без особой фантазии: например, в IT-компании ABBYY в прошлом году девушек угощали макаруни, в RUVDS.com — тортом от кондитеров «Кофемании». Как будто все женщины любят сладости, и это единственное, чем можно их порадовать. В лучшем случае компании организуют мастер-классы, но они тоже как бы подчеркивают «женственность» сотрудниц — чаще всего это что-то, связанное с макияжем, едой или творчеством.
А как отметить 8 марта правильно?
Этот праздник — про права, силу, достижения и развитие женщин в патриархальном мире. Поэтому можно устраивать специальные лекции и мастер-классы, где учат отстаивать свою позицию и выступать перед большой аудиторией, проводить хакатоны и рабочие соревнования специально для женщин, устраивать конкурс лучших идей для развития компании — в общем, делать то, что поможет женщинам сократить так называемый gender gap и стать на шаг ближе к гендерному равенству в компании.
В сам день 8 марта многие женщины выходят на митинги. Например, в Берлине — с прошлого года 8 марта там так же, как и в России, стало выходным днем — в 2019 году прошел митинг за женские права, на который вышло несколько тысяч человек. Также митинги и забастовки проходили 8 марта в Испании, Бельгии, Киргизии, Чили, Аргентине и в других странах. По всему миру в этот день устраивают феминистские фестивали, проводят флешмобы и тематические вечеринки, пикеты и шествия.
В Москве, например, уже второй год подряд в Сокольниках проводится митинг: в этом году на нем запланированы речи активисток с рассказами об успехах и достижениях года, танцевальный флешмоб, выступления феминистских музыкальных групп. Ваша компания может присоединиться к организации митинга с помощью донейшена или сформировать свою «делегацию» для участия в нем. А можно собрать в компании деньги со всех желающих — как мужчин, так и женщин — и вместо подарков и празднования в офисе перевести сумму в один из центров помощи женщинам, например, «Сестры» и «Насилию.нет», или поучаствовать в благотворительной акции «Женское дело» от фонда «Нужна помощь».
Добровольно-принудительно отмечание 8 марта в офисах часто портит женщинам настроение, будто бы напоминая об их вторичности как «украшения коллектива». Если вас это раздражает, возьмите выходной накануне 8 марта. Посвятите этот день себе — и размышлениям о том, чего вам удалось добиться в этом мире. И наберитесь побольше сил — впереди еще один год войны с гендерным неравенством, и вы, хотите вы того или нет, будете на передовой.