Такой себе «Скандал». Почему фильм о харассменте в Fox News стал разочарованием года
Американо-канадский проект «Скандал» режиссера Джея Роуча о раскрытии многолетних преступлений сексуального характера, совершенных главой Fox News Роджером Айлзом, получил три номинации на премию «Оскар» («Лучшая женская роль», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучший грим и прически»). Фильм добрался до таких высот за счет прекрасных актрис, задействованных в проекте (главные роли исполняют Николь Кидман, Шарлиз Терон и Марго Робби) и актуальной тематики борьбы женщин за свои права и сексуальных скандалов.
Очень жаль, что при таких исходных данных фильм на востребованную в современном обществе тему получился довольно поверхностным и вялым, а у главных звезд голливудского кинематографа так и не получилось создать образы глубоких, человечных персонажей, которым веришь и сопереживаешь.
Картину нельзя не сравнить с намного более удачным сериалом ShowTime «Самый громкий голос», снятым на ту же самую тему. Главную роль — основателя телекомпании Роджера Айлза — исполнил лауреат «Оскара» Рассел Кроу, а в основу сценария легли книга Габриэля Шермана «Самый громкий голос в комнате» и расследование журналиста для New York Magazine.
В сериале описаны события с момента основания канала Fox News в 1996 году до разоблачений в 2016-м. Тогда после неправомерного увольнения одной из ведущих канала Гретхен Карлсон она подала в суд на бывшего босса. Этим она спровоцировала волну обвинений в сексуальных домогательствах со стороны десятков женщин, которые когда-либо работали или продолжали работать на канале, и отставку Айлза. «Скандал» же охватывает только 2015-2016 годы, показывая стремительный закат карьеры одиозного босса после скандала с Карлсон.
Пока «Самый громкий голос», за который Рассел Кроу уже получил «Золотой глобус» в 2020 году, раскрывает характер и глубинные мотивы безнаказанности и жестокости главы Fox News, который до развития своей телевизионной карьеры был профессиональным политтехнологом, не гнушающимся никаких способов достижения успеха и консультирующим американских президентов, в «Скандале» бэкграунд, мотивы, предыстория Айлза абсолютно не ясны, он предстает перед нами уже довольно дряхлым пожилым человеком, передвигающимся с помощью трости и маневрирующим между интересами канала и требованиями кандидата в президенты Дональда Трампа.
Нет глубины и у характеров трех основных героинь фильма, мы практически до конца сюжета не понимаем их мотивов и истории, логика их поступков не до конца понятна зрителю. Гретхен Карлсон, которую играет значительно «состаренная» Николь Кидман, собирается начать войну с Айлзом, еще работая на канале, когда она подвергалась нападкам со стороны коллег-мужчин и была переведена из шоу прайм-тайм в дневную программу, что, исходя из рейтинга и популярности проектов, может считаться понижением. После своего увольнения Карлсон обращается в суд. Ее взаимоотношения с боссом Fox News до изображаемых событий не вполне ясны.
Вымышленная героиня Марго Робби — новый продюсер канала Кайла Поспишил, для ее семьи Fox News — это религия, родители смотрят только этот канал, а ценности, провозглашаемые с экрана, для Кайлы и ее родных нерушимы. Она наивна в своих представлениях о политике и СМИ и не может понять, как ее подруга, будучи лесбиянкой, может работать на рупор Республиканской партии. Оказывается, не все журналисты с экрана говорят то, что думают. Героиня Робби — собирательный образ, который нужен для того, чтобы зритель сопереживал сексуальной эксплуатации и разрушению личности этой молодой девушки.
Измененная до неузнаваемости Шарлиз Терон (очевидно, создатели проекта добивались максимальной схожести с прототипом) играет одну из самых успешных ведущих прайм-тайм канала Меган Келли, американскую звезду новостной журналистики. Причем ее линия в первой половине фильма целиком и полностью посвящена конфликту с республиканским кандидатом в президенты Дональдом Трампом, и лишь ближе к концу истории она после долгих колебаний присоединяется к Гретхен Карлсон, обвиняя начальника в сексуальных домогательствах.
После острых вопросов, которые ведущая задала будущему президенту США в ходе предвыборной кампании о его уничижительном и грубом отношении к женщинам, Трамп разразился потоком ядовитых твиттов и отозвался о ведущей теледебатов следующим образом: «Вы могли заметить, у нее кровь из глаз шла, у нее кровь шла отовсюду», заставив всю Америку обсуждать агрессию и предполагаемую менструацию Меган.
Ведущая подверглась нападкам со стороны сторонников Трампа, а также преследованиям американской желтой прессы до такой степени, что вынуждена была просить у Fox News телохранителей и обеспечения собственной безопасности. Айлз, который вначале поощрял и защищал Келли, в конечном итоге отступил, потому что «канал нуждается в Трампе, а Трамп — в канале», в итоге ведущая канала после многих месяцев издевательств и преследований вынуждена была пойти на унизительное примирение с Трампом, потому что она «ведущая новостей и должна с ним работать».
Фильм как бы разваливается на две части, первая посвящена конфликту Келли — Трамп, вторая — Карлсон — Айлз; очевидно, авторы сценария пытались провести параллели между кандидатом в президенты и главой Fox News, показать схожесть их поведения по отношению к женщинам, безнаказанность и эксплуатацию женщин. Но композиционная связь между этими двумя историями прослеживается плохо и создает ощущение того, что в проект вместили все, что только можно было вместить.
Прекрасная и, главное, реальная история победы женщин над абьюзом и харассментом в «Скандале» оказалась похожа на пластмассовую рекламу феминизма, почти ни разу не заставившую зрителей себе сочувствовать. Если в сериале были филигранно показаны психологические и физические последствия такого поведения Айлза в отношении женщин, тонко передано чувство ужаса молодых журналисток перед боссом, то в фильме героини кажутся внутри такими же восковыми и искусственными, как и грим на их лицах. Что в очередной раз, к сожалению, может вызвать волну презрительного «сама виновата», которое так любит кидать наше общество в лицо женщинам, пережившим насилие и абьюз.
Настоящая Меган Келли, кстати, вскоре уйдет с Fox News, перейдет в NBC News и возьмет интервью у Владимира Путина, а потом будет уволена с канала за комментарий о том, что использование «black face» (грим, который позволял белому актеру изобразить чернокожего) на Хэллоуин не является дискриминацией, получив компенсацию в $30 млн, а также щедрое предложение ведущего программы «Время» Кирилла Клейменова перебраться в Россию и работать ведущей в нашей стране. Но это уже совсем другая история, которую сама Шарлиз Терон вряд ли взялась бы сыграть.