«Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»: как Марго Робби вновь уходит в отрыв
То ли это компенсация за недостаточно яркую роль у Тарантино, то ли желание пережить какие-то собственные кризисы, но проект, в котором продюсером и главной исполнительницей стала Марго Робби, вызывает вопросы к адекватности не только персонажей, но и его создателей.
Если проанализировать сюжет с точки зрения архетипов, то в этой истории женщины борются против мужчин из-за ребенка (точнее, за бриллиант, который этот ребенок проглотил, но это не принципиально — мужчины хотят вспороть девочке живот, женщины ее защищают). Если же разобрать фильм с точки зрения патриархальной культуры, это история о том, как женщина, оставшаяся без покровителя в криминальном мире вымышленного Готэма, уворачивается ото всех, кому успела насолить и кто хотел бы ее убить, но не смел этого сделать раньше. С точки зрения психологии здесь тоже есть о чем поговорить, ведь персонаж Харлин Квинзель, обаятельной суперзлодейки, созданной в фильмах и комиксах компании DC Comics, — это психолог с докторской степенью, который после встречи с пациентом, Джокером, влюбляется в него и становится такой же ненормальной злодейкой, как и он сам.
Режиссером этой однозначно продюсерской истории стала американка китайского происхождения Кэти Янь, дебютный фильм которой «Мертвые свиньи» вышел в 2018 году и стал лауреатом «Санденса» (до этого Янь долгое время работала журналистом Wall Street Journal).
Мы встречаем Харли как раз в тот момент, когда она расстается с возлюбленным, взрывает химический завод — место, где они с Джокером впервые встретились (чтобы уж все наверняка поняли: теперь — это точно навсегда), стрижет волосы, заводит гиену и творит иные глупости, которые каждый из нас так или иначе делал после расставания с потенциальной «второй половиной».
Но если обычный человек все же приходит в себя после загула в духе героев Достоевского, то Харли это делать вообще не собирается, ибо «больная на всю голову». Такую характеристику она заработала еще в «Отряде самоубийц» Дэвида Эйра, спин-оффом которого и являются «Хищные птицы».
С этой точки зрения, британская версия названия «Birds of Prey (and the Fantabulous Emancipation of One Harley Quinn» — «Хищные птицы (и фантастическая эмансипация Харли Квинн)» — более точно передает происходящее на IMAX — экране. Ведь в «Отряде самоубийц» Харли была всего лишь девушкой Джокера, в «Птицах» же она становится главной героиней и учится жить и справляться с трудностями без мужчины, сама по себе.
Вначале, правда, получается не очень, ведь без «крыши» с криминальными авторитетами шутки плохи, но Харли быстро берет себя в руки: девушка в эксцентричных нарядах, с татуировкой Rotten (испорченная, негодная) и милым сердечком на лице, с разноцветными хвостиками, торчащими в разные стороны, ломает здоровенным мужикам ноги, и штабелями укладывает их в драке направо и налево — этакая помесь «Джона Уика» с «Ангелами Чарли».
Главный враг Харли, криминальный авторитет Роман Сайонис по кличке Черная Маска в исполнении Юэна Макгрегора (тоже психопат, который в своей квартире коллекционирует скальпы и при этом может расплакаться по пустякам) все же добирается до нее, и тут бы и сказочке конец, но героиня Марго, не впечатленная его устрашающими помахиваниями ножом перед своим носом, предлагает сделку — она поможет Роману найти воровку, укравшую бриллиант семьи Бертинелли, некогда самой богатой и авторитетной в Готэме. Этот камень содержит шифр к обширным банковским счетам всей семьи.
Украла камень малолетняя воровка Кассандра Кейн, живущая с приемными родителями, и зарабатывающая на жизнь, шаря по карманам прохожих. Когда девочку пытаются арестовать, она глотает камень — и это становится причиной многочисленных проблем у тех, кто пытается его найти, и шуток ниже пояса: преследующие девочку злодеи никак не могут определиться вспороть ли ей живот или дать слабительного.
Кстати, не стоит брать с собой в кино детей, возрастные ограничения к просмотру фильма поднялись с 12+ до 18+, и это не случайно: есть вероятность, что особо впечатлительные подростки могут еще долго не заснуть после демонстрации отрезания лиц у заложников Сайониса, довольно натуралистичного ломания рук и ног, которое Квинн с наслаждением проделывает по отношению к своим противникам, кровавых драк и прочих довольно жестоких сцен.
«Хочешь обратить на себя внимание парня? Взорви что-нибудь, убей кого-нибудь. Насилие лучше всего привлекает внимание,» — говорит Харли, и следует она этому своему правилу на все сто.
Сначала в погоне за Кассандрой, а затем и в попытке защитить ее от гангстеров, Квинн обретает союзниц в лице детектива Рене Монтоя (страдает от того, что коллеги-мужчины приписывают себе ее заслуги и получают повышение по карьерной лестнице), арбалетчицы по кличке Охотница (стремится отомстить убийцам своей семьи) и певицы с псевдонимом Черная Канарейка (не может простить гангстерам убийства матери).
Эмансипация, заявленная в названии фильма, выглядит довольно неубедительно и шаблонно: женщины здесь довольно неправдоподобно дерутся исключительно против мужчин, причем делают они это с распущенными волосами, в декольте и на каблуках. И когда полфильма смотришь на это, вспоминаешь фейсбучный мем «дайте супергероиням резинку для волос» (насмешка над тем, что все они дерутся и совершают подвиги исключительно с распущенной пышной шевелюрой), удивляешься, когда Харли в одной из драк все-таки предлагает своей подруге эту самую резинку (видимо, с мемом знакомы и создатели фильма), но дальше этого самоирония их, к сожалению, не продвинулась. Брутальные женщины с хвостиками и укладками, побеждающие в драке мужчин, — тот уровень «эмансипации», до которого дотянул этот проект. И, к сожалению, не он один.
Лучшее, что есть в картине — Марго Робби, она отличная актриса, и старается, чтобы зритель отметил именно это. Разрушая стереотипы, связанные с ее внешностью Барби, она пробует себя в совершенно не свойственных для ее типажа ролях. В «Хищных птицах» она отвязная, безбашенная, с бешеной энергетикой и сменой настроений. Очень странная и очень сумасшедшая, женщина — Джокер, чего уж тут.