К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Сексизм, Трамп и Charlie Hebdo. Чем запомнился женский ЧМ по футболу — 2019

Фото Jose Breton / NurPhoto via Getty Images
Фото Jose Breton / NurPhoto via Getty Images
Во Франции завершился чемпионат мира по футболу среди женщин. Он стал восьмым по счету и, как утверждают эксперты Forbes Woman, исторически важным для будущего женского футбола, который в ближайшие годы планирует догнать мужской — и по зрелищности, и по финансам

Чемпионский титул уже в четвертый раз завоевала сборная США, одержав в финале победу над сборной Нидерландов со счетом 2:0. Кроме Франции, официальную заявку на проведение игр подавала только Южная Корея. Всего в финальный турнир вышло 24 команды. Сборная России выбыла в первом отборочном турнире. Нападающая сборной США Меган Рапино стала лучшим футболистом и бомбардиром. Она забила шесть голов в пяти матчах. Лучшим вратарем названа голландка Сари ван Венендал, а самым лучшим молодым игроком признана 20-летняя Джулия Гвинн.

Это оскорбительно и не смешно

На этот раз турнир не прошел незамеченным даже для тех, кто никогда не интересовался женским футболом. Весь месяц чемпионат сопровождали провокации и скандалы. Например, эротическая карикатура на обложке Charlie Hebdo вызвала негативную реакцию общественности — издание обвинили в сексизме, и Forbes Woman подробно разобрал эту ситуацию с экспертами и футболистками.

Jose Breton / NurPhoto via Getty Images
Jose Breton / NurPhoto via Getty Images

Другая громкая история связана с американкой Меган Рапино, которая назвала Дональда Трампа расистом и сексистом. «Я не пойду в ***[чертов] Белый дом. Нет, меня там точно не будет. Хотя нас все равно не собираются приглашать. Сильно сомневаюсь, что позовут», — сказала  Рапино после матча со сборной Испании в ⅛ финала. Трамп ответил в своем твиттере, что сборная в любом случае будет приглашена в Белый дом и для начала «нужно выиграть, а потом говорить». А его жена Мелания поздравила команду с победой в своем аккаунте в Instagram.

 

Кроме того, Рапино не стесняется в выражениях, она заявила, что FIFA плевать на женский футбол. Дело в том, что финал чемпионата мира по женскому футболу совпал по времени с решающим матчем Кубка Америки между Бразилией и Перу. Рапино указала на разницу в призовых между женским и мужcким турниром. На мужском ЧМ-2018 он составил $400 млн, а на женском — $30 млн. По ее мнению, женскому футболу необходимы денежные вливания.

«Нужно финансировать развитие инфраструктуры, выращивать больше детских тренеров. Нужно делать ставку на будущее. И женщины уже доказали, что они стоят подобных инвестиций», — говорит Рапино.

 

Откуда появился хайп вокруг женского футбола и что все это значит?

О женском футболе в последнее время действительно заговорили, и отнюдь не только из-за скандалов вокруг чемпионата мира. В 2019 году FIFA впервые приняла стратегию развития женского футбола, а в конце июня советом директоров «Реал Мадрид» было принято решение о приобретении женского футбольного клуба «ДепортивоТакон» летом 2020 года. Forbes Woman обратился к эксперту, чтобы выяснить, почему интерес к женскому футболу возник именно сейчас и как обстоят дела с этим видом спорта в России.

Владимир Долгий-Рапопорт, сооснователь женской школы футбола GirlPower

Главный результат чемпионата-2019 — он стал началом становления настоящего мирового женского футбола. Он смог привлечь внимание действительно большого количества болельщиков, зрителей и брендов. И даже в России (хотя Россия не участвовала в финале) многие бренды реагируют на ЧМ, в том числе Adidas, который не первый год делает очень много для развития в России женского футбола. Что уж говорить о таких странах, как Франция, Англия, Голландия — если посмотреть на матчи чемпионата, видно забитые стадионы. На финал билеты были проданы за полчаса.

 
«В этом году FIFA впервые приняла стратегию развития женского футбола»

Почему это случилось именно сейчас? Рынок мужского футбола близок к своему потолку. Деньги, которые можно собрать с Европы в футболе, уже собраны или понятен потенциал. Поэтому бренды и федерации, которые зарабатывают на футболе, задумались о новых точках роста. И очевидным ответом стал женский футбол. Можно привлечь еще пару десятков миллионов мужчин, которые будут покупать трансляции и билеты, а вот женщин по миру несколько миллиардов — это огромный рынок, и они — целевая аудитория. Никто не знает, где там потолок, но он очевидно не в рамках десяти миллионов. И более того, есть исторический опыт, потому что 100 лет назад, когда футбол только начинался, женские матчи  были популярнее, чем мужские. Женские матчи в Англии 100 лет назад собирали гораздо большую аудиторию. Но что сделала английская федерация: она подумала и решила, что это слишком грубая игра для женщин, и запретила его. Тогда все остальные страны решили, что раз у англичан женщины не играют, то и у нас не будут. И после этого в женском футболе 70 лет ничего не происходило.

И только где-то пять лет назад бренды и все причастные поняли, что пора что-то делать — и стали делать инвестиции в эту сферу. В этом году FIFA впервые приняла стратегию развития женского футбола. Также в этом заинтересованы спортивные бренды. Adidas, например, объявил о том, что его футболистки, участвующие в ЧМ, получат такие же премиальные, как было в мужском чемпионате в 2018 году. Это все пока инвестиции, но с очень понятным сроком отдачи — в ближайшие 10 лет.

Eric Verhoeven / Soccrates / Getty Images
Eric Verhoeven / Soccrates / Getty Images

Это очень важно, потому что футбол является эффективным социальным лифтом для детей. Мальчишки хотят стать богатыми и успешными — как Месси, Неймар, Рональду, и это абсолютно нормальное желание. В женском футболе дела пока обстоят иначе, потому что никому не платят больших денег. Но это меняется. Как и то, что появляются болельщики, и на ЧМ в этом году качество футбола было на очень и очень высоком уровне. Ведь болельщики — источник финансирования, это означает, что через  семь-десять лет футболистки начнут зарабатывать сопоставимые деньги. А это, в свою очередь, значит, что для девочек футбол станет не только мечтой, но и шансом попасть в другую жизнь и миллионы девчонок по всему миру пойдут в футбольные школы. И это, в свою очередь, даст качественный скачок самому зрелищу.

Почему опять победила американская команда? В США исторически пять главных видов спорта: американский футбол, который они называют «нормальным футболом», баскетбол, волейбол, хоккей и легкая атлетика. Если мальчик никуда не попал, тогда он идет в европейский футбол. Для девочек американский футбол по сути закрыт, поскольку он не был женским, и до сих пор остается не женским видом спорта с точки зрения популярности. Поэтому среди девочек европейский футбол поднялся на пару строчек выше. Но главное, что там девочек тренируют не по остаточному принципу, как это происходит, например, в России. И поэтому у них классные футболистки, поэтому они в четвертый раз становятся чемпионами мира. При этом уровень конкуренции показал, что также произойдет в любой стране, если начать тренировать девочек. В Голландии 15 лет назад приняли программу по развитию женского футбола, и вот два года назад она впервые стала чемпионкой Европы. А в этом году заняла второе место на ЧМ. И там, в отличие от США, где играют опытные игроки, принимали участие молодые девчонки.

Россия пока даже не близко к этому уровню. Но РФС принимают стратегию развития женского футбола. Просто в России тяжело идет прогресс в сфере, где нет денег. Это тяжелая идея для русского человека — развивать что-то, что не даст моментальной отдачи. Но в целом это все вопрос времени. Если в мире женский футбол станет чем-то важным, то и у нас придется подстраиваться. Может быть, в России это произойдет чуть позже, чем в остальном мире, но это неизбежно произойдет. Мы делаем все для этого.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+