Сексизм, Трамп и Charlie Hebdo. Чем запомнился женский ЧМ по футболу — 2019
Чемпионский титул уже в четвертый раз завоевала сборная США, одержав в финале победу над сборной Нидерландов со счетом 2:0. Кроме Франции, официальную заявку на проведение игр подавала только Южная Корея. Всего в финальный турнир вышло 24 команды. Сборная России выбыла в первом отборочном турнире. Нападающая сборной США Меган Рапино стала лучшим футболистом и бомбардиром. Она забила шесть голов в пяти матчах. Лучшим вратарем названа голландка Сари ван Венендал, а самым лучшим молодым игроком признана 20-летняя Джулия Гвинн.
Это оскорбительно и не смешно
На этот раз турнир не прошел незамеченным даже для тех, кто никогда не интересовался женским футболом. Весь месяц чемпионат сопровождали провокации и скандалы. Например, эротическая карикатура на обложке Charlie Hebdo вызвала негативную реакцию общественности — издание обвинили в сексизме, и Forbes Woman подробно разобрал эту ситуацию с экспертами и футболистками.
Другая громкая история связана с американкой Меган Рапино, которая назвала Дональда Трампа расистом и сексистом. «Я не пойду в ***[чертов] Белый дом. Нет, меня там точно не будет. Хотя нас все равно не собираются приглашать. Сильно сомневаюсь, что позовут», — сказала Рапино после матча со сборной Испании в ⅛ финала. Трамп ответил в своем твиттере, что сборная в любом случае будет приглашена в Белый дом и для начала «нужно выиграть, а потом говорить». А его жена Мелания поздравила команду с победой в своем аккаунте в Instagram.
Кроме того, Рапино не стесняется в выражениях, она заявила, что FIFA плевать на женский футбол. Дело в том, что финал чемпионата мира по женскому футболу совпал по времени с решающим матчем Кубка Америки между Бразилией и Перу. Рапино указала на разницу в призовых между женским и мужcким турниром. На мужском ЧМ-2018 он составил $400 млн, а на женском — $30 млн. По ее мнению, женскому футболу необходимы денежные вливания.
«Нужно финансировать развитие инфраструктуры, выращивать больше детских тренеров. Нужно делать ставку на будущее. И женщины уже доказали, что они стоят подобных инвестиций», — говорит Рапино.
Откуда появился хайп вокруг женского футбола и что все это значит?
О женском футболе в последнее время действительно заговорили, и отнюдь не только из-за скандалов вокруг чемпионата мира. В 2019 году FIFA впервые приняла стратегию развития женского футбола, а в конце июня советом директоров «Реал Мадрид» было принято решение о приобретении женского футбольного клуба «ДепортивоТакон» летом 2020 года. Forbes Woman обратился к эксперту, чтобы выяснить, почему интерес к женскому футболу возник именно сейчас и как обстоят дела с этим видом спорта в России.
Владимир Долгий-Рапопорт, сооснователь женской школы футбола GirlPower
Главный результат чемпионата-2019 — он стал началом становления настоящего мирового женского футбола. Он смог привлечь внимание действительно большого количества болельщиков, зрителей и брендов. И даже в России (хотя Россия не участвовала в финале) многие бренды реагируют на ЧМ, в том числе Adidas, который не первый год делает очень много для развития в России женского футбола. Что уж говорить о таких странах, как Франция, Англия, Голландия — если посмотреть на матчи чемпионата, видно забитые стадионы. На финал билеты были проданы за полчаса.
Почему это случилось именно сейчас? Рынок мужского футбола близок к своему потолку. Деньги, которые можно собрать с Европы в футболе, уже собраны или понятен потенциал. Поэтому бренды и федерации, которые зарабатывают на футболе, задумались о новых точках роста. И очевидным ответом стал женский футбол. Можно привлечь еще пару десятков миллионов мужчин, которые будут покупать трансляции и билеты, а вот женщин по миру несколько миллиардов — это огромный рынок, и они — целевая аудитория. Никто не знает, где там потолок, но он очевидно не в рамках десяти миллионов. И более того, есть исторический опыт, потому что 100 лет назад, когда футбол только начинался, женские матчи были популярнее, чем мужские. Женские матчи в Англии 100 лет назад собирали гораздо большую аудиторию. Но что сделала английская федерация: она подумала и решила, что это слишком грубая игра для женщин, и запретила его. Тогда все остальные страны решили, что раз у англичан женщины не играют, то и у нас не будут. И после этого в женском футболе 70 лет ничего не происходило.
И только где-то пять лет назад бренды и все причастные поняли, что пора что-то делать — и стали делать инвестиции в эту сферу. В этом году FIFA впервые приняла стратегию развития женского футбола. Также в этом заинтересованы спортивные бренды. Adidas, например, объявил о том, что его футболистки, участвующие в ЧМ, получат такие же премиальные, как было в мужском чемпионате в 2018 году. Это все пока инвестиции, но с очень понятным сроком отдачи — в ближайшие 10 лет.
Это очень важно, потому что футбол является эффективным социальным лифтом для детей. Мальчишки хотят стать богатыми и успешными — как Месси, Неймар, Рональду, и это абсолютно нормальное желание. В женском футболе дела пока обстоят иначе, потому что никому не платят больших денег. Но это меняется. Как и то, что появляются болельщики, и на ЧМ в этом году качество футбола было на очень и очень высоком уровне. Ведь болельщики — источник финансирования, это означает, что через семь-десять лет футболистки начнут зарабатывать сопоставимые деньги. А это, в свою очередь, значит, что для девочек футбол станет не только мечтой, но и шансом попасть в другую жизнь и миллионы девчонок по всему миру пойдут в футбольные школы. И это, в свою очередь, даст качественный скачок самому зрелищу.
Почему опять победила американская команда? В США исторически пять главных видов спорта: американский футбол, который они называют «нормальным футболом», баскетбол, волейбол, хоккей и легкая атлетика. Если мальчик никуда не попал, тогда он идет в европейский футбол. Для девочек американский футбол по сути закрыт, поскольку он не был женским, и до сих пор остается не женским видом спорта с точки зрения популярности. Поэтому среди девочек европейский футбол поднялся на пару строчек выше. Но главное, что там девочек тренируют не по остаточному принципу, как это происходит, например, в России. И поэтому у них классные футболистки, поэтому они в четвертый раз становятся чемпионами мира. При этом уровень конкуренции показал, что также произойдет в любой стране, если начать тренировать девочек. В Голландии 15 лет назад приняли программу по развитию женского футбола, и вот два года назад она впервые стала чемпионкой Европы. А в этом году заняла второе место на ЧМ. И там, в отличие от США, где играют опытные игроки, принимали участие молодые девчонки.
Россия пока даже не близко к этому уровню. Но РФС принимают стратегию развития женского футбола. Просто в России тяжело идет прогресс в сфере, где нет денег. Это тяжелая идея для русского человека — развивать что-то, что не даст моментальной отдачи. Но в целом это все вопрос времени. Если в мире женский футбол станет чем-то важным, то и у нас придется подстраиваться. Может быть, в России это произойдет чуть позже, чем в остальном мире, но это неизбежно произойдет. Мы делаем все для этого.