К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Штрафной удар. Новая скандальная карикатура Charlie Hebdo посвящена женскому футболу

Фото Eric Verhoeven / Soccrates / Getty Images
Фото Eric Verhoeven / Soccrates / Getty Images
В этому году Франция впервые принимает чемпионат мира по футболу среди женщин. По этому поводу редакция журнала Charlie Hebdo вышла с провокационной и эротической карикатурой на обложке, которая вызвала гнев и обвинения в сексизме даже у тех, кто обычно защищает резкий юмор «Шарли». Мы попросили российских футболисток и их тренеров оценить, насколько обидная или смешная получилась карикатура у французов

После трагических событий 2015 года, когда новость о расстреле журналистов в редакции Charlie Hebdo облетела весь мир и сплотила общественность в стремлении защитить юмор от оружия, даже самые провокационные обложки «Шарли» вызывают спокойную реакцию у большинства людей. А знаменитая фраза «Je suis Charlie» стала символом свободы и объединения против несправедливости. В своих сатирических карикатурах редакция высмеивает все ключевые события, происходящие в мире, и от их «карандаша» досталось многим, независимо от пола, национальности, возраста и политических взглядов. Да и спорт не первый раз попадает под раздачу карикатуристов.

Но даже в условиях общей лояльности к изданию последняя обложка, посвященная чемпионату мира по футболу среди женщин, который проходит прямо сейчас (с 7 июня по 7 июля) во Франции, вызвала негодование. На рисунке изображены женские гениталии, в которые, как в футбольные ворот, залетает мяч. Внизу недвусмысленная подпись: «Мы будем жрать это весь месяц». Чтобы подкрепить и без того очевидный визуальный посыл, в редакционной колонке сотрудники издания прямым текстом назвали женский футбол «оболваниванием толпы».

В этот же день Courrier International вышел с заголовком: «Во Франции все «Je suis Charlie», кроме тех случаев, когда это касается женского футбола». Группа активистов обратилась к министру по вопросам равенства между женщинами и мужчинами Марлен Шьяппа с просьбой разобраться «с этими мизогинистами и сексистами». С другой стороны группа сторонников главы государства Макрона заявляет, в том числе в Twitter, о «приостановке публикации». И даже журналисты цензурируют карикатуру на телевидении — так, например, сделал Паскаль Прод, ведущий CNews, который в своей программе показал только название карикатуры, без самого рисунка. Отреагировало и спортивное сообщество: французский теннисист Люка Пуй написал в Twitter, что карикатура «Шарли» — это позор и глупость, правда, затем удалил свой пост.

 

Ознакомиться с новым творением Charlie Hebdo и сделать свои выводы можно здесь, а редакция Forbes Woman тем временем решила выяснить, что думают о карикатуре те люди, которых она и высмеивает, — футболистки, женщины-тренеры и руководители клубов женского футбола. Кажется ли им эта шутка смешной или обидной, и насколько в целом распространен сексизм в отношении этого вида спорта?

Елена Терехова, полузащитник женской сборной России по футболу, тренер

«Свой футбол нам приходится отстаивать»

 

Эта обложка вызывает смешанные чувства. Ты смотришь и думаешь: почему именно так? У меня как у футболистки, у игрока сборной, а сейчас уже у тренера это провоцирует, с одной стороны, негативные эмоции, но в то же время я понимаю, что мы много раз сталкивались с шутками и пожестче. Моя позиция: «Если хочется — шутите». Это же карикатура, у «Шарли» сколько таких было — и сколько еще будет.

Но в целом проблема сексизма — очень сложный вопрос для женского футбола. Во всем мире все еще достаточно скептически относятся к женщинам, играющим в футбол. Увы, в России мы также сталкиваемся с пренебрежительным отношением, потому что мужская часть населения реагирует на сам факт женского профессионального футбола слишком бурно. Я бы даже сказала, у них не очень здоровая реакция. Мужчинам в этом вопросе свойственен шовинизм, и это очень заметно: «Зачем вам футбол, вам бы борщи дома варить», «Вы в этом не особо понимаете» и т. д.

Мы, в свою очередь, стараемся делать многое, чтобы развивать наш вид спорта, например, привлекать спонсоров. Но с этим тоже все сложно. Основные проблемы — это финансирование и отсутствие эмоциональной поддержки. Поэтому свой футбол нам приходится отстаивать. Последнее время мы уже даже не отстаиваем, а просто не обращаем внимания. Я думаю, что футболисток это не должно задевать, потому что они прекрасно делают свое дело, у них контракты с ведущими спортивными компаниями — Nike и Adidas, они получают хорошие зарплаты, у них множество поклонников в своих странах.

 

Для меня главным фактом в этой истории является то, что женский футбол продолжает свое существование и развитие, несмотря на большое количество критических комментариев и провокаций со стороны общественности.

Владимир Долгий-Рапопорт, сооснователь женской школы футбола GirlPower

«Про женский футбол, про равноправие и феминизм есть масса острых, неприятных сексистских шуток»

Я не специалист по карикатурам, но из тех обложек Charlie Hebdo, что я видел, ни одна не показалась мне смешной. Такие работы вызывают у меня грусть и тоску, а люди, которые считают это смешным, — уныние. Про женский футбол, про равноправие и феминизм есть масса острых, неприятных сексистских шуток, но сама по себе шутка не может быть обидной. Обидной бывает только правда. А здесь нет ни шутки, ни правды.

Я думаю, самая большая глупость, которую можно сделать, — это обратить внимание на эту обложку, потому что эта работа провокационная. Вы правда хотите, чтобы мы всерьез сейчас обсуждали людей, которые считают, что единственный смысл женщины в наличии вагины? Или тех, которые уверены, что все темнокожие продают наркотики? Лично мне это просто неинтересно.

Мария Исаева, капитан женской футбольной команды

«Я уверена, эта обложка не отражает отношения французов к женскому футболу»

 

Если говорить конкретно о моих чувствах — это скорее недоумение, потому что я не очень понимаю взаимосвязь между рисунком и подписью. Зная политику этого журнала и сталкиваясь с другими их обложками, я не могу сказать, что меня это задевает. Это вполне в их стилистике. Я уверена, что обложка не отражает отношения французов к женскому футболу.

Я так понимаю, задумка карикатуриста в том, что женщинам футбол доставляет удовольствие, а заголовок как бы намекает, что мужчинам смотреть на это не очень приятно. И в таком случае, эта обложка — гораздо больше, чем просто обложка про женский футбол. Мне кажется, здесь затрагивается более глобальная тема — тема женского удовольствия. Мужчины могут получать удовольствие и от секса, и от других вещей, а удовольствие женщины — оно не первично в любой ее деятельности.

Но я должна сказать, что футболистки, которые сейчас играют на ЧМ, и не с таким сталкивались, поэтому я не думаю, что это в них эта история как-то резонирует. Мне хочется верить, что в Европе, в том числе во Франции, уже давно другое отношение к женскому спорту.

Нина Назарова, футболистка GirlPower, корреспондент BBC

Учитывая, что это Charlie Hebdo, скажу очевидное — они своей кровью заплатили за свое право рисовать настолько неполиткорректные карикатуры, насколько они считают нужным.

 

Сергей Рахимов, управляющий женской школы футбола

«Опять эпатаж и вопиющий сексизм»

Как у человека, который связан с женским футболом и считает, что у женского футбола будущее есть, у меня эта обложка вызывает отвращение. Опять эпатаж и вопиющий сексизм. Я не знаю, как это интерпретировать. В голову приходит множество идей: от попытки выразить протест на проведение чемпионата мира по женскому футболу во Франции до аналогий с тайскими секс-шоу.

Или же Charlie Hebdo в очередной раз привлекают аудиторию, но только непонятно, к своим обложкам или к женскому футболу. Любые карикатуры такого формата будут вызывать резонанс, потому что это просто глупо. Если, скажем, женское издание выпустит обложку, где половым членом пинают мяч, все воспримут это в духе «недалекие женщины, которые не понимают, почему мужчинам так интересен футбол». С этой обложкой ситуация аналогичная.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+