(Не)Безусловное принятие: почему в любящих семьях вырастают несчастные дети
В первые месяцы жизни ребенок не отделяет себя от матери, а потому и по мере взросления принимает ее отношение, как самое верное, фундаментальное и неопровержимое. Так и получается, что мама — это не просто любовь и забота. Мама — это колоссальная ответственность, источник больших возможностей или, напротив, больших ограничений.
Любовь и принятие неразрывно связанны между собой. Эта связь проявляется во всех отношениях, но особенно в отношениях родителей и детей. Ребенок, непринятый семьей, не сможет принять самого себя. Оглянувшись вокруг, мы видим людей, которые даже взрослея, в душе застревают в этом периоде детского неприятия. Это закрытые, скованные люди, которые не знают, чего хотят, имеют очень низкую или слишком завышенную самооценку. Это потенциальные жертвы или тираны, лишенные своего базового права быть самими собой, растерявшие свои таланты и желания в погоне за родительским одобрением. Даже повзрослев и выйдя из зоны семейного контроля, таким людям очень сложно самореализоваться. Установки, привитые семьей, обычно действуют всю жизнь и, что самое трагичное, очень часто передаются и своим детям. И это совсем не означает, что таких детей не любят. Их любят, но с условием.
6 барьеров на пути безусловного принятия. Любящим мамам посвящается
Но если мы любим своих детей, что же мешает нам на пути их безусловного принятия? Представьте, что между вами и вашим ребенком поставили шесть стеклянных барьеров: какие-то мутные, какие-то цветные, какие-то с трещинами. Это и есть наши ожидания, представления, условности. Сможем ли мы увидеть за этой ширмой его настоящие детские чувства и проявления? А такие барьеры стоят практически перед каждой мамой, ведь очень часто мы сами являемся заложниками привитых нам в детстве паттернов поведения.
1. Мама и ее прошлое. Отношения с родителями в детстве оказывают сильнейшее воздействие на наши действия и реакции в настоящем. Ребёнку-перфекционисту, для которого оценка «4» это провал, очень сложно будет перестроиться в будущем с этой модели. И даже если мы когда-то клялись себе не поступать так со своими детьми, мы очень часто с ужасом обнаруживаем, что повторяем их модель поведения. Сами того не желая, мы отыгрываем «сценарии», заложенные нашими родителями.
Что делать? Сначала принять себя и свое прошлое. Простите своих родителей и поблагодарите их за все их старания и заботу. Даже если ваших родителей нет рядом, можно представить себе их образ и проговорить все накопившееся за долгие годы. Как только детские обиды и слезы будут прощены, подарите им свою безусловную любовь. Так вы почувствуете легкость.
2. Мама и ее настоящее
Состояние неудовлетворенности знакомо очень многим мамам после рождения первого ребенка. Безграничная преданность новой роли материнства рано или поздно приводит к усталости, неудовлетворенности и даже к депрессии. А чувство вины за состояние, что я могу уделить ребенку только 20 минут в день – приводит часто к агрессии, на ребенка или на саму себя.
Что делать? Научиться радоваться моменту «здесь и сейчас». Простить себе, что общение с ребенком всего 20 минут в день. Главное, что в эти моменты вы полностью с ребенком. А еще определите для себя принципиальные моменты радости, которые вы не хотите терять и выделите на них хотя бы пару часов в неделю. Будет это фитнесс, массаж или встреча с подругами — главное, чтобы это давало вам новый заряд сил и энергии.
3. Мама и ее будущее
Материнство часто навязывает две наиболее распространённые модели мышления. Первая предполагает страх перед будущим, когда мама боится оказаться ненужной и нереализованной, вторая — когда мама полностью растворяется в ребенке и связывает свое будущее только с ним.
Разрушительная модель «Кому же я буду нужна потом?» предполагает целый комплекс задач по развитию целеполагания и укрепления самооценки. Для бизнес-мам это часто превращается в синдром трудоголизма, при котором мы доказываем каждую секунду себе и миру, что вот сейчас это самое важное дело. Вот я его сделаю и потом… Но это потом никогда не наступает. Самое опасное заключается в том, что эту модель мы подпитываем на уровне гормонов. Мы постоянно стимулируем таким образом выработку гормона дофамина — нейромедиатора, помогающего лучше воспринимать и запоминать информацию. Но если мы постоянно стимулируем его выработку быстрым переключением внимания, заполнением делами, не балансируя глубоким погружением, то происходит эффект «привыкания».
Что делать? Начать с определения того, что действительно приносит удовольствие. Запишите на листке бумаги 10 любимых занятий — читать книги, встречаться с подругами, ходить по магазинам и т.д. А потом выхватите из каждого предложения один глагол — встречаться, читать, ходить... Ваша задача четко понять какое же именно ДЕЙСТВИЕ скрыто за каждым желанием. Переформулирование желаний в действия позволяет четко понять, что именно нужно сделать чтобы добиться успеха и ощутить радость.
При синдроме гиперопеки главная опасность кроется в том, что за спланированным и нарисованным мамой будущем для ребенка, она совсем не видит настоящих чувств и его желаний. Как правило, этому сопутствуют и завышенные требования к детям.
Что делать? Для определения синдрома гиперопеки сделайте простое упражнение-эксперимент: возьмите с супругом скакалку и натяните ее так, чтобы ребенок мог через нее перелезть. С каждым разом, поднимайте скакалку выше и выше, до тех пор, пока ребенок физически не сможет через нее переступить. После этого передайте ребенку скакалку и позвольте ему руководить высотой, которую вы должны одолеть. Обратите внимание насколько высоко, выше и еще выше он будет поднимать ее для вас. Если эта высота явно превышает ваши возможности, задумайтесь. Ведь именно через игру дети неосознанно «возвращают» нам требования, которые мы предъявляем к ним.
4. Ребенок и его прошлое
Зачастую наше восприятие ребенка в прошлом связано со сложностями первого года его жизни. Несмотря на сильную любовь, этот год дается маме психологически очень сложно. Именно в этот период мы сталкивается с новым ритмом жизни, с вопросами здоровья ребенка, со сложностями адаптации. Негативные чувства и переживания прошлого могут оставить след на отношении к ребенку в настоящем.
Что делать? Понять, что все позади, и этот колоссальный опыт уже проработан. Оставьте для себя все самые яркие и приятные воспоминания о первом годе жизни ребенка, например, в виде фотоальбома, фильма или дневника.
5. Ребенок и его настоящее
Нелегко бывает видеть ребенка в том его возрасте, в том его состоянии и настроении, в котором он есть сейчас. Ведь со стороны нам навязывают свои стандарты бабушки, подруги, журналы, и часто наш ребенок может им не соответствовать. Вот здесь и кроется главная ловушка для мамы – невольно она начинает сравнивать своего с другими детьми, а если ребенок еще маленький, то стремится привить ему множество новых знаний и умений и не заметить таланты и способности, заложенные в ребенке природой, тем самым нарушив базовое равновесие.
Что делать? Признать право ребенка на его индивидуальность. Тут лучшими помощниками являются практики развития эмоционального интеллекта (EQ). Следует помнить, что ребенку в первые годы жизни интересно все или почти все. Дайте ему возможность выбирать игру, занятие или активность, которая на данный момент для него наиболее привлекательна. И забудьте про шаблоны. Также важно научить ребенка правильно выражать свои эмоции. Начать можно с самой себя, а ребенок будет следовать материнскому примеру. Простая фраза: «Я чувствую_________, потому что________, и я хотела бы_________» поможет более точно выразить как радость от момента совместной игры, так и свою усталость после работы, и, значит, правильно построить границы.
При усиленном родительском «режиме» новых знаний и умений для ребенка важно найти возможность донести до него новую информацию мягким, интересным, а главное, понятным для него способом. Например, познакомить ребенка с динозаврами можно через рисование, чтение, лепку, просмотры документального кино, посещение музея и постановки собственного домашнего представления.
6. Ребенок и его будущее
Самое сложное — найти баланс между настоящим и будущим. Вот сейчас вы смотрите на ребенка и видите, как у него что-то не получается. А ведь вы уже представили себе его головокружительную карьеру и успехи в будущем. Это состояние несоответствия его сегодняшнего тому будущему, которое вы хотите для него создать, мешает видеть реальные шаги для взросления.
Что делать? На самом деле, если вы уже прошли пять предыдущих шагов, научились слышать и понимать себя, видеть и принимать уникальность своего ребенка, то и этот этап вам дастся очень легко. Ведь кем бы не решил стать ваш ребенок, самое главное — это его уверенность в себе, его умение общаться с другими людьми, его ощущение материнской поддержки, и, конечно, вера, что в любой момент — самый счастливый или самый сложный — он сможет вернуться к вам за этой поддержкой.
К сожалению, несчастные дети в любящей семье – далеко не исключение. Счастливые дети в принимающей и понимающей семье – это правило. В момент, когда между вами и ребенком разрушатся все барьеры, вы сможете увидеть настоящий образ ребенка и полюбить его принимающей, чистой и безусловной любовью.