В мае 2017 года Дом Dior презентовал новую круизную коллекцию, выпущенную под руководством Марии Грации Кьюри. Показ прошел в каньоне в окрестностях Лос-Анджелеса. Место отвечало духу коллекции. Как и в предыдущих творениях, Кьюри продолжила развивать тему нового феминизма. Образ ее героини перекликается с женским архетипом, описанным в книге «Бегущая с волками» Клариссы Пинколы Эстес. Дикая, первобытная красота отразилась в принтах коллекции. Пещерная живопись, созданная во времена матриархата, превратилась в элементы коллекции. Волки и доисторические животные, изображенные на стенах древней пещеры Ласко, превратилась в принты, а отпечатки женских рук (распространенный первобытный мотив) трансформировались в вышивку из пайеток. Кажется, Кьюри нащупала ключ к успеху, не только творческому, но и коммерческому.
Итальянка Мария Грация Кьюри стала первой женщиной — креативным директором за всю 70-летнюю историю дома Christian Dior. Ее назначение в 2016 году интересно не только как очередной гендерный прорыв, но и потому, что она стала главной фигурой в модном бизнесе. Поскольку Dior – единственный модный дом, который попал в глобальный рейтинг Forbes-2016 cамых крупных публичных компаний (с капитализацией $42,7 млрд), то интерес к Кьюри в фешн-кругах напоминает интерес к фигуре Марка Цукерберга в IT-мире.
Образ Dior
Кьюри, которой сейчас 52 года, мать двоих детей и счастливая жена, разительно отличается от бывших директоров Dior. Ее характеризует прагматичность, простота, сдержанность и отличные коммуникативные навыки, что не имеет ничего общего со скандальностью Гальяно, одиночеством Джанфранко Ферре, ранимостью Ив Сен Лорана и переживаниями Раф Симонса.
Более того, Кьюри — первый креативный директор, называющий свою деятельность работой, а не смыслом существования. «Самое важное для меня в жизни - это баланс. Я работаю с 9 утра до 7 вечера, а вечером обязательно приятно провожу время с друзьями или семьей», — рассказывала Кьюри в интервью американскому журналу Vogue. — Работать по ночам — это не для меня».
В том, что она стала первой женщиной, возглавившей дом моды Dior, дизайнер не видит ничего удивительного: «Кто еще, если не сама женщина, знает, чего хочет и что мы чувствуем?». Судя по тому, что на встречу с журналистами она часто надевает футболку из своей последней коллекции Dior ready-to wear, на которой написано: «We should all be feminists» (Нам всем нужно быть феминистками), сегодня женщинам хочется чувствовать себя феминистками. «Меня вдохновляют феминистки,— объясняет свою позицию Кьюри Financial Times. — Причем не андрогинный типаж, который все время спорит и борется с мужчинами, а, например, женщины Африки, которые отстаивают свои права. Это качественно другой уровень феминизма»
Самая быстрорастущая модная компания
Дом моды Dior — это не только заслуженный корифей французской моды, но и самая крупная модная компания на мировом рынке. Согласно рейтингу Forbes-2016, Dior занял 216-ю строчку в списке публичных компаний с наибольшей капитализацией среди мировых компаний, занятых в различных секторах. Для сравнения, Facebook занимает 188-е место. Но одно дело сейчас развивать ИТ-компанию, и совсем другое — развивать модный бренд.
Как пишет Vogue, на первом собеседовании с гендиректором Dior Сидни Толедано в 2016 году Кьюри сразу отметила, что пришла не для того, чтобы сумки шить, – ей нужна глобальная масштабная работа.
Когда Сидни Толедано, генеральный директор Dior, впервые увидел Кьюри, он с первого взгляда понял, что это та самая женщина, которая откроет новую эру французского бренда. «Мы долго говорили о видении женщины сегодняшнего времени и будущего. О женщине в разных ситуациях – когда она работает, ходит по магазинам или посещает коктейльные вечеринки и ужины, - комментирует Толедано изданию The Business of Fashion. — Ее слова резонировали с моим пониманием дальнейшего развития бренда. К тому же мне очень понравилось, что она прагматична и твердо стоит на земле».
Как пишет агентство Morgan McKinley, в 2017 году Christian Dior, включая бренд моды и красоты, планирует достичь оборота в размере €5 млрд, несмотря на то что первый квартал 2017 года бренд закрыл с падением в продажах на 1%. (Доход за 2016 года группы LVMH, куда входит и Дом Dior, составил €37,6 млрд). Люксовый рынок в 2017 году, по прогнозам Bain & Company в сотрудничестве с торговой ассоциацией индустрии роскоши Altagamma, вырастет в лучшем случае на 2%, поэтому закрыть этот год с хорошими финансовыми показателями – важная задача для Кьюри.
В сфере ответственности Кьюри сейчас находится женская линия от-кутюр, ready-to wear и линия аксессуаров. Также она вовлечена в разработку имиджа и рекламных кампаний. (Создание мужской коллекции поручено Крису Ван Ашу, а ювелирная линия - Виктуар де Кастеллан.)
Свою первую коллекцию ready-to-wear Dior весна –лето 2017 Кьюри показала осенью 2016 года. Одной из тем стало фехтование. Колет, бриджи, носки до колен — все это вдруг заиграло по-диоровски женственно и элегантно. А музой коллекции стала параолимпийская чемпионка по фехтованию Беатриче Вио.
«Мария Грация Кьюри – дизайнер с мировым именем, — комментирует глава группы компании LVHM, куда входит Dior, Бернар Арно изданию The Business of Fashion. — Она принесла элегантность и современное видение женщины Dior, безусловно основываясь на «генетическом» коде, который был заложен еще основателем бренда Кристианом Диором». «В конце концов, бренд Dior – это не музей. Мы должны продолжать двигаться дальше и эволюционировать», — замечает Мидни Толедано изданию The Business of Fashion.
Бэкграуд в Valentino
Мария Кьюри никогда не возглавляла модный бренд в одиночку. До этого в Valentino и Fendi она всегда работала вместе со своим партнером Пьерпаоло Пиччоли. Казалось бы, это был слаженный неразрывный дуэт, проработавший вместе около 20 лет. Тем не менее Кьюри решилась принять вызов и открыть для себя новые горизонты. Мало того что ей пришлось расстаться со своим давним партнером по работе, она не побоялась переехать из родной Италии, где проживает ее супруг, во Францию. В Рим к мужу и детям она старается ездить каждые выходные. В интервью Financial Times Кьюри говорит, что ей 52 и было бы глупо отказываться от такого предложения, надеясь на то, что когда-нибудь все сложится настолько идеально, что никакая сторона не пострадает.
Выбор пал на Марию Кьюри не только из-за того, что у нее большой бэкграунд в мире моды и она тонко чувствует женщину. Под ее началом дому Valentino удалось достичь невообразимо успешных финансовых показателей – согласно Bloomberg в 2015 году Valentino заработал €1 млрд. И это в кризисное время, когда лакшери-рынок трещал по швам. Более того, после столь успешного года руководство бренда Valentino приняло решение выйти на IPO в нынешнем 2017 году. Так что, вполне возможно в следующем рейтинге Forbes в списке быстро растущих публичных компаний, помимо Dior, появится еще и Valentino.
Стиль работы
Хотя в штаб-квартире Dior для нее выделена прекрасная студия с оранжереей, посаженной еще Гальяно, Марию Кьюри можно редко застать там сидящей за столом и вдумчиво рисующей эскизы. Обычно она либо пропадает на фабрике, либо проводит переговоры с сотрудниками: «Мне так легче приходят идеи», — объясняет дизайнер журналу Financial Times. Среди своих главных плюсов она называет быструю реакцию. Поэтому она и выбрала в качестве лейтмотива первой «диоровской» коллекции фехтование.
Кьюри находится каждый день в контакте со своими сотрудниками. Использует гибкие методы руководства и коммуникацию в онлайн-режиме. «Я командный игрок», — говорит Кьюри Financial Times. — Мода – это то же самое, что музыка. Мало нарисовать эскиз или сочинить песню. Все зависит от того, кто будет исполнять ее».